Кантовский сборник

2020 Том 39 №4

Назад к списку Скачать статью Download an article

Место идей Германа Когена в философии диалога

The Place of Hermann Cohen’s Ideas in the Philosophy of Dialogue
DOI
10.5922/0207-6918-2020-4-3
Страницы / Pages
62-94

Аннотация

Моя цель состоит в том, чтобы доказать, что Герман Коген не только был философом диалога, но и сыграл в истории этого направления чрезвычайно важную роль. В его книгах «Этика чистой воли» и «Религия разума из источников иудаизма» дается подробный анализ отношений между Я и Ты, Я и Оно, Я и Мы. В первой книге эти отношения рассматриваются с этико-правовой точки зрения, во второй — с точки зрения религиозной антропологии. Но проблема межличностного отношения выступает в учении Когена не изолированно, она представляет собой важную составляющую всей его философской системы. Дедукция понятия личности в «Этике чистой воли» основана на когеновской логике истока, которая рассматривается в первой части его системы — в «Логике чистого познания». Как объясняет Коген, истоком самосознания Я как личности является не внешний мир, а другой человек, то есть Ты. В свою очередь, партнерские отношения Я — Ты формируют сообщество Мы, которое становится основанием правового государства. Процесс художественного творчества в рамках межличностного отношения исследуется в «Эстетике чистого чувства». Наконец, в «Религии разума из источников иудаизма» сформулирована концепция религии как наиболее полной реализации межличностного отношения. Таким образом, диалогизм стал одним из важных измерений всей философской системы Когена. Очень велика значимость его идей и для дальнейшего развития философии диалога. Этот факт отмечает уже М. Бубер. Ф. Розенцвейг в своем разворачивании диалогического мышления прямо опирается на все элементы системы Когена. Наблюдается его влияние и на учение М. М. Бахтина. В результате рассмотрение учения Г. Когена как части философии диалога позволяет осмыслить все это направление как единое целое.

Abstract

My aim is to prove that Hermann Cohen was not only a philosopher of dialogue but has played an exceedingly important role in the history of that current of thought. His books Ethics of Pure Will (1904) and Religion of Reason out of the Sources of Judaism (1919) offer a detailed analysis of the relationships between I and Thou, I and It, I and We. In the first book these relationships are considered from the ethical-legal point of view and in the second from the viewpoint of religious anthropology. However, Cohen considers the problem of inter-personal relationships not in isolation, but as an important component of his entire philosophical system. Deduction of the concept of personality in Ethics of Pure Will is based on Cohen’s logic of the origin expounded in the first part of his system in The Logic of Pure Cognition. Cohen explains that the origin of the self-consciousness of I as a personality is not the external world, but another person, i.e. Thou. In turn, the partnership relationships between I and Thou create the community We which forms the basis of the law-governed state. The process of artistic creation in the framework of inter-personal relationship is explored in Aesthetics of Pure Feeling. Finally, Religion of Reason out of the Sources of Judaism formulates the conception of religion as the most complete realisation of inter-personal relationship. Thus, dialogism became an important dimension of Cohen’s entire philosophical system, a fact noted by Martin Buber. Franz Rosenzweig, in unfolding dialogical thinking, expressly appeals to all the elements of Cohen’s system. There are signs of his influence on Bakhtin’s doctrine. Thus, examining Cohen’s doctrine as part of the philosophy of dialogue gives insights into this entire trend as a coherent whole.

Список литературы

Бахтин М. М. Собр. соч. : в 7 т. М. : Языки славянских культур, 2003. Т. 1.

Белов В. Н. Неокантианство. Саратов: Научная книга, 2000. Ч. 1 : Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген.

Белов В. Н. Философия Германа Когена и русское неокантианство // Историко-философский ежегодник — 2003. М. : Наука, 2004. С. 333—353.

Белов В. Н. Является ли Герман Коген неокантианцем? // Кантовский сборник. 2015. № 1. С. 38—45.

Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным / вступ. ст. С. Г. Бочарова и В. В. Радзишевского ; закл. ст. В. В. Ко­жинова. М. : Прогресс, 1996.

Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М. : Прогресс; Гнозис, 1991.

Бубер М. Ты и Я // Бубер М. Два образа веры / под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. М. : Республика, 1995. С. 15—92.

Бубер М. К истории диалогического принципа / пер. с нем. В. Л. Махлина // Махлин В. Л. Я и Другой: К истории диалогического принципа в философии XX века. М. : Лабиринт, 1997. С. 225—252.

Гадамер Г. -Г. Введение к работе М. Хайдеггера «Исток художественного творения» // Гадамер Г. -Г. Актуальность прекрасного. М. : Искусство, 1991. С. 100—115.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М. : Мысль, 1972.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М. : Мысль, 1974.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М. : Мысль, 1990.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М. : Наука, 2000.

Дворкин И. С. Ты и Оно. По следам Бубера и Фрейда // Вопросы философии. 2002. № 4. С. 141—158.

Дворкин И. На пути к философии диалога // Філософські діалоги’2013. Толерантність та діалог в сучасному світі : зб. наук. праць. Вип. 7 / упор. В. А. Малахов, Г. П. Ковадло. Київ : Стилос, 2013. С. 112—171.

Дмитриева Н. А. Неокантианские мотивы в мировоззрении Бориса Пастернака // «Объятье в тысячу охватов» : сб. матер., посвященный памяти Евгения Борисовича Пастернака и его 90-летию / сост. А. Ю. Сергеева-Клятис, О. А. Лекманов. СПб. : РХГА, 2013. С. 59—80.

Каган М. И. О ходе истории. М. : Языки славянской культуры, 2004.

Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). М. : Прогресс-Традиция, 2000.

Кант И. Критика способности суждения // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, 2001. Т. 4. С. 67—833.

Кант И. Критика чистого разума (В) // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, 2006. Т. 2, ч. 1.

Кассирер Э. Понятийная форма в мифическом мышлении // Избранное: Индивид и космос. М. ; СПб. : Университетская книга, 2000. С. 272—326.

Коген Г. Эстетика чистого чувства. Т. 1. § 11 : Эстетическое чувство любви / пер. с нем. Т. А. Акин­диновой // Studia culturae. Вып. 3. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 211—224.

Коген Г. Теория опыта Канта / пер. с нем. В. Н. Белова. М. : Академический проект, 2012.

Махлин В. Л. Я и Другой: К истории диалогического принципа в философии XX века. М. : Лабиринт, 1997.

Пастернак Б. Л. Охранная грамота // Полн. собр. соч. : в 11 т. / сост. и коммент. Е. Б. Пастернака, Е. В. Пастернак. М. : Слово / Slovo, 2004. Т. 3 : Проза. C. 148—238.

Пома А. Критическая философия Германа Когена. М. : Академический проект, 2012.

Попов П. С. История логики нового времени. М. : Изд-во МГУ, 1960.

Розенцвейг Ф. Звезда избавления / отв. ред. и сост. И. Дворкин ; пер. с нем. Е. Яндугановой. М. : Мосты культуры ; Гешарим, 2017.

Сокулер З. А. Герман Коген и философия диалога. М. : Прогресс-Традиция, 2008.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Соч. : в 2 т. М. : Наука, 1995. Т. 1. С. 90—145.

Bienenstock M. Cohen und Rosenzweig: ihre Auseinandersetzung mit dem deutschen Idealismus. Freiburg : Karl Alber, 2018.

Buber M. Ich und Du // Buber M. Das dialogische Prinzip. Heidelberg : Schneider, 1997. S. 7—138.

Casper B. Das dialogische Denken: Eine Untersuchung der religionsphilosophischen Bedeutung Franz Rosenzweigs, Ferdinand Ebners und Martin Bubers. Freiburg ; Basel ; Wien : Herder, 1967.

Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis. Berlin : Cassirer, 1902.

Cohen H. Ethik des reinen Willens. Berlin : Cassirer, 1904.

Cohen H. Ästhetik des reinen Gefühls : in 2 Bdn. Berlin : Cassirer, 1912.

Cohen H. Die Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Leipzig : Fock, 1919.

Cristaudo W. Rosenzweig and Rosenstock’s Critiques of Idealism: The Common Front of Contrary Allegiances // Franz Rosenzweigs «Neues Denken» : in 2 Bdn. / hrsg. von W. Schmied-Kowarzik. Freiburg : Karl Alber, 2006. Bd. 2 : Erfahrene Offenbarung — in theologos. S. 1121—1140.

Dmitrieva N. Back to Kant, or Forward to Enlightenment: The Particularities and Issues of Russian Neo-Kantianism // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54, № 5. P. 378—394.

Dvorkin I. Hermann Cohen and the Philosophy of Dialogue // Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019). Amsterdam ; P. : Atlantis Press, 2019. P. 164—169. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iccessh-19/125911798 (дата обращения: 01.08.2020).

Ebner F. Das Wort und die geistigen Realitäten. Pneumatologische Fragmente. Innsbruck : Brenner Verlag, 1921.

Gibbs R. Correlations in Rosenzweig and Levinas. Princeton : Princeton University Press, 1992.

Gordin J. Untersuchungen zur Theorie des unendlichen Urteils. Berlin : Akademie, 1929.

Gordon P. E. Continental Divide: Heidegger, Cassirer, Davos. Cambridge : Harvard University Press, 2010.

Heidegger M. Der Ursprung des Kunstwerks. Stuttgart : Reclam, 1960.

Hermann Cohen: l’idéalisme critique aux prises avec le matérialisme: numero dirigé par M. Bienenstock // Revue de métaphysique et de morale. 2011. № 1.

Hermann Cohen’s Critical Idealism / ed. by R. Munk. Dordrecht : Springer, 2005.

Kajon I. Ebraismo e sistema di filosofia in Hermann Cohen. Padova : CEDAM, 1989.

Katsman R. Love and Bewilderment: Matvei Kagan’s Literary Critical Concepts // Partial Answers: Journal of Literature and the History of Ideas. 2013а. Vol. 11, № 1. P. 9—28.

Katsman R. Matvei Kagan: Judaism and the European Cultural Crisis // Journal of Jewish Thought and Philosophy. 2013б. Vol. 21, № 1. Р. 73—103.

Levinas E. Autrement qu’être ou Au-delà de l’essence. The Hague : Martinus Nijhott & La Haye, 1974.

Neuhold K. Franz Rosenzweig und die idealistische Philosophie. Berlin : LIT, 2014.

Rosenzweig F. Das neue Denken. Eine nachträgliche Bemerkung zum «Stern der Erlösung» // Der Morgen: Monatsschrift der Juden in Deutschland. 1925. H. 4. S. 426—451.

Rosenzweig F. Der Stern der Erlösung / mit einer Einführung von B. Casper ; hrsg. von A. Raffelt. Freiburg i. Br. : Universitätsbibliothek, 2002. URL: https://freidok.uni-freiburg.de/data/310 (дата обращения: 28.05.2020).

Zank M. New Literature on Hermann Cohen // Jewish Quarterly Review. 2008. Vol. 98, № 4. P. 566—573.

Reference

Bakhtin, M. M., 2003. Sobranie sochinenij [Collected Works]. Volume 1. Moscow: Yazyki slavyanskikh kultur. (In Rus.)

Bakhtin, M. M. and Duvakin, V. D., 1996. Besedy V. D. Duvakina s M. M. Bakhtinym [Conversations of V. Duvakin with M. Bakhtin]. Introduction by S. G. Bocharov and V. V. Radzishevsky; Afterword by V. V. Kozhinov. Moscow: Progress. (In Rus.)

Belov, V. N., 2000. Neokantianstvo. Part 1: Vozniknovenie neokantianstva. Marburgskaya shkola. German Kogen [Neo-Kantianism. The Rise of Neo-Kantianism. Marburg School. Hermann Cohen]. Saratov: “Nauchnaya kniga”. (In Rus.)

Belov, V. N., 2004. Philosophy of Hermann Cohen and Russian Neo-Kantianism. In: History of Philosophy Yearbook — 2003. Moscow: Nauka, pp. 333-353. (In Rus.)

Belov, V. N., 2015. Is Hermann Cohen a Neo-Kantian? Kantian Journal, 1, pp. 38-45. (In Rus.)

Bibler, V.S., 1991. Mikhail Mikhailovich Bakhtin, ili Poetika kul’tury [Mikhail Mikhailovich Bakhtin, or Poetics of Culture]. Moscow: Progress; Gnozis. (In Rus.)

Bienenstock, M., ed.  2011. Hermann Cohen: l’idéalisme critique aux prises avec le matérialisme. Revue de métaphysique et de morale, 1.

Bienenstock, M., 2018. Cohen und Rosenzweig: ihre Auseinandersetzung mit dem deutschen Idealismus. Freiburg: Verlag Karl Alber.

Buber, M., 1923. Ich und Du. In: M. Buber, 1997. Das dialogische Prinzip. Heidelberg: Schneider, pp. 7-138.

Buber, M., 1937. I and Thou. Translated by R. Gregor Smith. Edinburgh: T. & T. Clark.

Buber, M., 2002. The History of the Dialogical Principle. In: M. Buber, 2002. Between Man and Man. Translated by R. Gregor-Smith. With an introduction by M. Friedman. London and New York: Routledge, pp. 249-264.

Cassirer, E., 1922. The Form of the Concept in Mythical Thinking. In: E. Cassirer, 2013. The Warburg Years (1919–1933): Essays on Language, Art, Myth, and Technology. Translated and with an Introduction by S. G. Lofts with A. Calcagno. New Haven and London: Yale University Press, pp. 1-71.

Casper, B., 1967. Das dialogische Denken: Eine Untersuchung der religionsphilosophischen Bedeutung Franz Rosenzweigs, Ferdinand Ebners und Martin Bubers. Freiburg, Basel & Wien: Herder.

Cohen, H., 1871. Kants Theorie der Erfahrung. Berlin: Dümmler.

Cohen, H., 1902. Logik der reinen Erkenntnis. Berlin: Cassirer.

Cohen, H., 1904. Ethik des reinen Willens. Berlin: Cassirer.

Cohen, H., 1912. Ästhetik des reinen Gefühls. In 2 Volumes. Berlin: Cassirer.

Cohen, H., 1919. Die Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Leipzig: Fock.

Cohen H., 1972. Religion of Reason out of the Sources of Judaism. Translated, with an introduction, by S. Kaplan. Introductory essay by L. Strauss. New York: F. Ungar.

Cristaudo, W., 2006. Rosenzweig and Rosenstock’s Critiques of Idealism: The Common Front of Contrary Allegiances. In: Franz Rosenzweigs “Neues Denken”. Band 2: Erfahrene Offenbarung — in theologos. Edited by W. Schmied-Kowarzik. Freiburg: Karl Alber,
pp. 1121-1140.

Dmitrieva, N. A., 2013. Neo-Kantian Motifs in Boris Pasternak’s World View. In: A. S. Sergeeva-Klyatis, O. A. Lekmanov, eds. 2013. “Ob’yatie v tysyachu okhvatov”: sbornik materialov, posvyashennyi pamyati Evgeniya Borisovicha Pasternaka i ego 90-letiyu [“A Hug in a Thousand Embraces”: a Collection of Papers in Memory of Evgeny Pasternak and His Ninetieth Birthday]. St. Petersburg: RChGA, pp. 59-80. (In Rus.)

Dmitrieva, N., 2016. Back to Kant, or Forward to Enlightenment: The Particularities and Issues of Russian Neo-Kantianism. Russian Studies in Philosophy, 54(5), pp. 378-394.

Dvorkin, I. S., 2002. The Thou and the It: Following of Buber and Freud. Voprosy Filosofii, 4, pp. 141-158. (In Rus.).

Dvorkin, I., 2013. Towards a Philosophy of Dialogue. In: V. A. Malakhov and G. P. Kovadlo. Filosofski dialogi’2013. Tolerantnost’ ta dialog v suchasnomu sviti [Philosoph­ical Dialogues. Tolerance and Dialogue in Everyday Life]: Collected papers. Volume 7. Kiev: Stilos, pp. 112-171. (In Rus.)

Dvorkin I., 2019. Hermann Cohen and the Philosophy of Dialogue. In: Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019). Amsterdam and Paris: Atlantis Press, pp. 164-169. Avalable at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iccessh-19/125911798 (Accessed: 01.06.2020).

Ebner, F., 1921. Das Wort und die geistigen Realitäten. Pneumatologische Fragmente. Innsbruck: Brenner Verlag.

Gadamer, H. -G, 1994. Heidegger’s Ways. Translated by J. W. Stanley. Albany: SUNY Press, pp. 95-109.

Gibbs, R., 1999. Correlations in Rosenzweig and Levinas. Princeton: Princeton University Press.

Gordin, J., 1929. Untersuchungen zur Theorie des unendlichen Urteils. Berlin: Akademie.

Gordon, P. E., 2010. Continental Divide: Heidegger, Cassirer, Davos. Cambridge: Harvard University Press.

Feuerbach, L., 1986. Principles of the Philosophy of the Future. Translated by M. Vogel with an Introduction by T. E. Wartenberg, Indianapolis: Hackett.

Hegel, G. W. F., 1991. Elements of the Philosophy of Right. Edited by A. W. Wood, translated by H. B. Nisbet. Cambridge: Cambridge University Press.

Hegel, G. W. F., 2010a. Encyclopaedia of the Philosophical Sciences in Basic Outline. Part 1: Logic. Translated and edited by K. Brinkmann and D. O. Dahlstrom. Cambridge: Cambridge University Press.

Hegel, G. W. F., 2010b. The Science of Logic. Translated by G. di Giovanni. New York: Cambridge University Press.

Hegel, G. W. F., 2017. Phenomenology of Spirit. Translated by T. Pinkard. Cambridge: Cambridge University Press.

Heidegger, M., 1960. Der Ursprung des Kunstwerks. Stuttgart: Reclam.

Kagan, M. I., 2004. O hode istorii [On the Course of History]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kultur. (In Rus.)

Kajon, I., 1989. Ebraismo e sistema di filosofia in Hermann Cohen. Padova: CEDAM.

Kant, I., 1998. Critique of Pure Reason. Translated and edited by P. Guyer and A. W. Wood. Cambridge: Cambridge University Press.

Kant, I., 2000. Critique of the Power of Judgment. Edited by P. Guyer, translated by P. Guyer and E. Matthews. Cambridge: Cambridge University Press.

Kant, I., 2005. Notes and Fragments. Edited by P. Guyer. Cambridge: Cambridge University Press.

Katsman, R., 2013а. Love and Bewilderment: Matvei Kagan’s Literary Critical Concepts. Partial Answers: Journal of Literature and the History of Ideas, 11(1), pp. 9-28.

Katsman, R., 2013b. Matvei Kagan: Judaism and the European Cultural Crisis. Journal of Jewish Thought & Philosophy. 21(1), pp. 73-103.

Levinas, E., 1974. Autrement qu’être ou Au-delà de l’essence. The Hague: Martinus Nijhott & La Haye.

Makhlin, V. L., 1997. Ya i Drugoj: K istorii dialogicheskogo principa v filosofii XX v. [I and the Other: Towards the History of the Dialogical Principle in the Philosophy of the Twentieth Century]. Moscow: Labirint. (In Rus.)

Munk, R., ed. 2005. Hermann Cohen’s Critical Idealism. Dordrecht: Springer.

Neuhold, K., 2014. Franz Rosenzweig und die idealistische Philosophie. Berlin: LIT.

Pasternak, B., 1958. Safe Conduct. In: B. Pasternak, 1958. Safe Conduct. An Autobiography and Other Writings. New York: New American Library, pp. 13-116.

Poma, A., 1997. The Critical Philosophy of Hermann Cohen. Translated by J. Denton. Albany: SUNY Press.

Popov, P. S., 1960. Istoriya logiki novogo vremeni [The History of Modern Logic]. Moscow: Izdatelstvo MGU. (In Rus.)

Rosenzweig, F., 1925. Das neue Denken. Eine nachträgliche Bemerkung zum „Stern der Erlösung“. Der Morgen: Monatsschrift der Juden in Deutschland, 4, pp. 426-451.

Rosenzweig, F., 1921. Der Stern der Erlösung. Reprint 2002. With Introduction by B. Casper, edited by A. Raffelt. [e-book] Freiburg im Breisgau: Universitätsbibliothek. Available at: Universitätsbibliothek Freiburg <https://freidok.uni-freiburg.de/data/310&gt; [Accessed 28 May 2020].

Rosenzweig, F., 2005. The Star of Redemption. Translated by B. E. Galli. Madison, WI: University of Wisconsin Press.

Sokuler, Z. A., 2008. German Kogen i filosofiya dialoga [Hermann Cohen and the Philosophy of Dialogue]. Moscow: Progress-Traditsiya. (In Rus.)

Zank, M., 2008. New Literature on Hermann Cohen. Jewish Quarterly Review, 98(4), pp. 566-573.