Понятие свободы воли в концепции культуры С. И. Гессена :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки – возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Понятие свободы воли в концепции культуры С. И. Гессена

Автор Загирняк М. Ю.
DOI 10.5922/0207-6918-2018-4-3
Страницы/Pages 67-82
Статья Загрузить
Ключевые слова С. И. Гессен, Г. Риккерт, ценность, индивид, общество, свобода воли, культура, право, коммуникация
Keywords Sergey Hessen, Heinrich Rickert, value, individual, society, free will, culture, law, communication
Аннотация Свою философию культуры С. И. Гессен выстраивает, опираясь на теорию ценностей Г. Риккерта. Подобно Риккерту, Гессен отводит индивиду важнейшую роль в формировании культуры. Индивид проявляет свою свободу лишь в творчестве, и степень реализации его творческого потенциала зависит не только от культурного контекста, в условиях которого это происходит, но и от регламентации возможностей для самоактуализации в определенном обществе. В связи с этим Гессен рассматривает общество как сферу коммуникаций множества индивидов, чье творчество служит продолжению процесса структурирования культуры как таковой. Эффективность реализации ценностей в культурной действительности, таким образом, находится в прямой зависимости от обеспечения условий реализации свободы воли. Потенциально существует неограниченное множество вариантов раскрытия понятия свободы воли, каждый из которых предполагает определенные ограничения в актуализации индивида в культуре. Возникает вопрос, каким образом каждый индивид осознает возможность творчества в условиях конкретной культуры, а также что позволяет ему выстраивать векторы самоактуализации. В поисках ответа на этот вопрос Гессен прибегает к диалектическому методу как универсальному формальному инструменту оценки развития культуры. Преодолеть в теории распад культуры на множество вариаций актуализации свободы воли Гессену позволяет трактовка общей воли как перманентно обновляющегося результата взаимодействия множества индивидов. Отдельный человек, согласно Гессену, может осмыслить собственное прошлое как континуальность, только сопоставив составляющие ее социальные практики с чем-то превосходящим его цели.
Abstract (summary) Sergey Hessen builds his philosophy of culture on Heinrich Rickert’s theory of values. Like Rickert, he believes that the individual plays a key role in the formation of culture. The individual exercises freedom only in creative activity and the degree to which he fulfils his creative potential depends not only on the cultural context in which it happens, but also on the regulation of the opportunities for self-actualisation in any given society. Accordingly, Hessen defines society as the sphere of communication among a multitude of individuals whose creative activities serve to continue the process of culture-structuring. Thus the effectiveness of the realisation of values in cultural reality depends directly on ensuring the conditions for the exercise of free will. There is potentially an unlimited number of ways of defining the concept of free will, each imposing certain limitations on the actualisation of the individual in culture. The question arises, how does each individual understand the possibility of creative activities within a concrete culture and what permits him to determine the vectors of self-actualisation? In seeking an answer to this question Hessen resorts to the dialectical method as a universal formal instrument for assessing the development of culture. What enables Hessen to overcome in theory the fragmentation of culture into a multitude of variations of actualisation of free will is the interpretation of the common will as a continuously renewed result of interaction among a multitude of individuals. An individual, according to Hessen, can understand his own past as a continuity only by comparing its component social practices to something that transcends his goals and that is not reduced to a fragment of personal being.
Список литературы Белов В. Н. [Рец.:] Мелих Ю. Б. Иррациональное расширение философии Канта в России // Кантовский сборник. 2016. № 4 (35). С. 103—105.
Валицкий А. Философия права русского либерализма. М. : Мысль, 2012.
Воробьев М. В. Философско-правовое содержание концепции личности С. И. Гессена // Кантовский сборник. 2017. Т. 36, № 2. С. 73—86. doi: 10.5922/0207-6918-2017-2-6.
Гессен С. И. Крушение утопизма // Современные записки. 1924. Кн. 19. С. 277—295.
Гессен С. И. Проблема правового социализма (эволюция либерализма) // Современные записки. 1924. Кн. 22. С. 257—293; 1925. Кн. 23. С. 313—342; 1926. Кн. 27. С. 382—430; 1926. Кн. 28. С. 299—345; 1926. Кн. 29. С. 308—342; 1926. Кн. 30. С. 380—409; 1927. Кн. 31. С. 328—358.
Гессен С. И. Идея социального права // Современные записки. 1932. Кн. 49. С. 421—435.
Гессен С. И. Правда демократии // Современные записки. 1935. Кн. 58. С. 361—377.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995.
Гессен С. И. Идея нации // Гессен С. И. Избранные сочинения. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999а. С. 78—105.
Гессен С. И. Мое жизнеописание // Избранные сочинения. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999б. С. 723—782.
Гессен С. И. Политическая свобода и социализм // Избранные сочинения. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999в. С. 106—144.
Гессен С. И. Правовое государство и социализм // Избранные сочинения. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999г. С. 147—542.
Гессен С. И. Герцен // Кронер Р., Бубнов Н., Мелис Г., Гессен С., Степун Ф. О мессии. Эссе по философии культуры / сост., послесл., примеч. А. А. Ермичева ; пер. с нем. А. А. Ермичева [и др.]. СПб. : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. С. 42—55.
Гессен С. И. Современная демократия / пер. с пол. Н. В. Данилкиной // Кантовский сборник. 2011. № 3 (37). С. 93—97.
Гессен С. И. Современная демократия / пер. с пол. Н. В. Данилкиной // Кантовский сборник. 2012. № 1 (39). С. 75—84.
Дмитриева Н. А. Понятие «априори» в немецком и русском неокантианстве // Многообразие априори: матер. междунар. конф. на философском факультете РГГУ 19—20 ап­реля 2012 г. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 129—147.
Дмитриева Н. А., Воробьев М. В., Миронова К. Ю. Человек в истории и культуре: забытые страницы русского неокантианства // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3 С. 94—102.
Загирняк М. Ю. Диалектика Г. В. Ф. Гегеля в политической философии С. И. Гессена // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 30—36. doi:10.17223/ 1998863Х/37/3.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. с нем. ; общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова ; сост. А. П. Полякова, М. М. Бе­ляева ; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М. : Республика, 1998а. С. 43—128.
Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. : Республика, 1998б. С. 15—42.
Эко У. Миграция, терпимость и нестерпимое // Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб. : Symposium, 2003. С. 128—158.
Bambach Ch. Neo‐Kantianism // A Companion to the Philo­sophy of History and Historiography / ed. by A. Tucker. Chichester : Wiley-Blackwell, 2009. P. 477—487.
Crowe B. Faith and Value: Heinrich Rickert’s Theory of Religion // Journal of the History of Ideas. 2010. Vol. 71, № 4. P. 617—636.
Hans N. Sergius Hessen // The Slavonic and East European Review. 1950. Vol. 29, № 72. P. 296—298.
Hardtwig W. Macht, Emotion und Geselligkeit. Studien zur Soziabilität in Deutschland 1500—1900. Stuttgart : Franz Steiner, 2009.
Hessen S. Studia z filozofii kultury, wybór i opracowanie. Warszawa : Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1968.
Hessen S. I. The Rights of Man in Liberalism, Socialism and Communism // Human Rights: Comments and Inter­pretations. A Symposium edited by UNESCO / UNESCO, Doc. PHS/3 (rev.) (Paris, 25 July 1948). P. : UNESCO, 1948. P. 99—130.
Masłowski A. Sergiusz Hessen — filozof kultury // Acta Universitatis Nicolai Copernici. Nauki Humanistyczno-Społeczne. Filozofia. 1982. T. 6 (130). S. 87—98.
Styczyński M. Sergei Hessen, Neo-Kantian: Dedicated to Professor Andrzej Walicki // Studies in East European Thought. 2004. Vol. 56, № 1. P. 55—71. doi:10.1023/B: SOVI. 0000007365.04004.5b
Withington P. Company and Sociability in Early Modern England // Social History. 2007. Vol. 32, № 3. P. 291—307.
Reference Bambach, C., 2009. Neo-Kantianism. In: A. Tucker, ed. 2009. A Companion to the Philosophy of History and Historiography. Chichester: Wiley-Blackwell, pp. 477-487.
Belov, V. N., 2016. (Book Review) Yu. Melikh. Irrational Expansion of Kant’s Philosophy in Russia. Kantian Journal, 4(35), pp. 103-105. (In Russ.)
Crowe, B., 2010. Faith and Value: Heinrich Rickert’s Theory of Religion. Journal of the History of Ideas, 4(41), pp. 617-636.
Dmitrieva, N. A., 2013. The Concept of A priori in German and Russian Neo-Kantianism. Mnogoobrazie apriori. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii na filosofskom fakultete RGGU 19-20 Aprelya 2012 [The Variety of A Priori. Proceedings of the International Conference in the Faculty of Philosophy of the Russian State University for the Humanities on April 19-20, 2012]. M.: “Kanon+” ROOI “Rehabilitation”, pp. 129-147. (In Russ.)
Dmitrieva, N. A., Vorobiev, M. V. and Mironova, K. Yu., 2017. Man in History and Culture: Forgotten Pages of Russian Neo-Kantianism. Russian Foundation for Basic Research Journal. Humanities and Social Sciences, 3(88), pp. 94-102. (In Russ.)
Eco, U., 2002. Migration, Tolerance and Intolerance. In: U. Eco, 2002. Five Moral Pieces. Translated by A. McEwen. New York & San Diego & London: Houghton Mifflin Harcourt, pp. 89-111.
Hans, N., 1950. Sergius Hessen. The Slavonic and East European Review, 72(29), pp. 296-298.
Hardtwig, W., 2009. Macht, Emotion und Geselligkeit. Studien zur Soziabilität in Deutschland 1500-1900. Stuttgart: Franz Steiner. 
Hessen, S. I., 1909. Herzen. In: R. Kroner, N. Bubnoff, G. Mehlis, S. Hessen, F. Steppuhn,  1909. Vom Messias: kulturphilosophische Essays. Leipzig: W. Engelmann, pp. 42-59.
Hessen, S. I., 1924. The Collapse of Utopianism. Sovremennye zapiski / Annales Contemporaines, 19, pp. 277-295. (In Russ.)
Hessen, S. I., 1924—1927. The Problem of Legal Socialism (Evolution of Liberalism). Sovremennye zapiski / Annales contemporaines, 22, pp. 257-293; 23, pp. 313-342; 27, pp. 382-430; 28, pp. 299-345; 29, pp. 308-342; 30, pp. 380-409; 31, pp. 328-358. (In Russ.)
Hessen, S. I., 1932. The Idea of Social Right. Sovremennye zapiski / Annales Contemporaines, 49, pp. 421-435.
Hessen, S. I., 1935. True about Democracy. Sovremennye zapiski / Annales Contemporaines, 58, pp. 361-377. (In Russ.)
Hessen, S. I., 1948. The Rights of Man in Liberalism, Socialism and Communism. In: UNESCO, ed. 1948. Human Rights: Comments and Interpretations. A Symposium edited by UNESCO (Paris, 25 July 1948). Paris: UNESCO, pp. 99-130. 
Hessen, S., 1968. Studia z filozofii kultury, wybór i opracowanie. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
Hessen, S. I., 1995. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. [Principals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. M: School-press. (In Russ.)
Hessen, S. I., 1999a. The Idea of the Nation. In: S. I. Hessen, 1999. Izbrannye sochineniya [Selected Writings]. M: ROSSPEN, pp. 78-105. (In Russ.)
Hessen, S. I., 1999b. My Biography. In: S. I. Hessen, 1999. Izbrannye sochineniya [Selected Writings]. M: ROSSPEN, pp. 723-782. (In Russ.)
Hessen, S. I., 1999c. Political Freedom and Socialism. In: S. I. Hessen, 1999. Izbrannye sochineniya [Selected Writings]. M: ROSSPEN, pp. 106-144. (In Russ.)
Hessen, S. I., 1999d. State of Law and Socialism. In: S. I. Hessen, 1999. Izbrannye sochineniya [Selected Writings]. M: ROSSPEN, pp. 147-542. (In Russ.)
Hessen, S. I., 2011. Modern Democracy. Translated by N. V. Danilkina. Kantian Journal, 3(37), pp. 93-97. (In Russ.)
Hessen, S. I., 2012. Modern Democracy. Translated by N. V. Danilkina. Kantian Journal, 1(39), pp. 75-84. (In Russ.)
Masłowski, A., 1982. Sergiusz Hessen — filozof kultury. Acta Universitatis Nicolai Copernici. Nauki Humanistyczno-Społeczne. Filozofia, 6 (130), pp. 87-98.
Rickert, H., 1910—1911. Vom Begriff der Philosophie. Logos: Internationale Zeitschrift für Philosophie der Kultur, 1, pp. 1-34.
Rickert, H., 1915. Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft. 3rd ed. rev. Tübingen: J. C. B. Mohr.
Styczyński, M., 2004. Sergei Hessen, Neo-Kantian: Dedicated to Professor Andrzej Walicki. Studies in East European Thought, 1(56), pp. 55-71. http://dx.doi.org/10.1023/B:SO VI.0000007365.04004.5b.
Vorobiev, M. V., 2017. The Philosophical and Legal Content of Sergey Hessen’s Concept of Personality. Kantian Journal, 2(36), pp. 73-86. http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2017-2-6. (In Russ.)
Walicki, A., 1987. The Legal Philosophies of Russian Liberalism. New York: Clarendon Press of Oxford University Press.
Withington, P., 2007. Company and Sociability in Early Modern England. Social History, 3(32), pp. 291-307.
Zagirnyak, M. Yu., 2017. Hegel’s Dialectic in Political Philosophy of Sergius Hessen. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 37, pp. 30-36. http://dx.doi.org/10.17223/1998863Х/37/3 (In Russ.) 


Назад в раздел