Проблема правосознания на раннем этапе развития личности в философии педагогики русских неокантианцев :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Трудных наук нет, есть только трудные изложения
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Проблема правосознания на раннем этапе развития личности в философии педагогики русских неокантианцев

Автор Воробьев М.В.
DOI 10.5922/0207-6918-2018-2-3
Страницы/Pages 46-57
Статья Загрузить
Ключевые слова немецкое неокантианство, русское неокантианство, Пауль Наторп, Сергей Гессен, Моисей Рубинштейн, аномия, правосознание, личность
Keywords Neo-Kantianism, Paul Natorp, Russian philo­sophy, Sergey Hessen, Moses Rubinstein, anomie, legal consciousness, personality, pedagogy
Аннотация В фокусе исследования находятся философско-педагогические концепции представителей немецкого (П. Наторп) и русского (С. И. Гессен, М. М. Рубинштейн) неокантианства. С целью выявления особенностей предлагаемых этими философами подходов к проблеме правосознания у детей автор показывает, что распространенная среди исследователей точка зрения о прямом заимствовании Гессеном у Наторпа иерархической триады нравственного развития личности (аномия — гетерономия — автономия) недостаточно обоснованна. Более того, Наторп вообще не пользуется понятием аномии для характеристики состояния нравственности и правосознания в период раннего детства, а позиция Рубинштейна по этому вопросу оказывается ближе к позиции Наторпа, чем Гессена. Далее прослеживается различие во взглядах русских неокантианцев на игру как на деятельность, имеющую ключевое значение для понимания специфики детского периода жизни человека. Согласно Гессену, игра — деятельность аномная, тогда как Рубинштейн видит в ней вид совместной деятельности, которая может стать условием форми­рования уважения к чужой личности и ее правам, то есть правосознания. В заключение исследуется понимание Гес­сеном и Рубинштейном феноменов права и правосознания, посколь­ку в непосредственной зависимости от специфики их трак­товок эти авторы формулировали свои понятия право­соз­нания у детей. В отличие от Гессена, который отстаивает аномию как специфическую характеристику раннего детс­тва, исходя из того, что детям в этом возрасте этичес­кие категории не знакомы, Рубинштейн с самого начала своего исследования детского правосознания склонен вести речь о «пра­вовой психике», которая содержит в себе зачатки бущего право­соз­нания.

Abstract (summary) In this study, I investigate the philosophico-pedagogical concepts developed by German and Russian Neo-Kantians, namely P. Natorp, S. I. Hessen, M. M. Rubinstein. In order to identify the peculiarities of the approaches of the Neo-Kantians to legal consciousness in children, I show that the widely accepted view that Hessen borrowed Natorp’s hierarchical triad of moral development — anomie, heteronomy, and autonomy — lacks a solid ground. Moreover, Natorp generally does not use the concept of anomie to characterise the state of morality and legal consciousness during early childhood, and Rubinstein’s position on this issue is closer to the position of Natorp than to that of Hessen. Furthermore, I examine the differences in the views of the Russian Neo-Kantians on play as an activity crucial for the understanding of human childhood. According to Hessen, play is anomic, whereas Rubinstein sees it as a collaborative activity that can engender respect for other people and their rights, i.e., to legal consciousness. In conclusion, I address Hessen’s and Rubinstein’s understandings of the phenomena of law and legal consciousness, which determined their definitions of legal consciousness in children. Unlike Hessen, who insists that anomie is innate in early childhood, since children of that age are unfamiliar with ethical categories, Rubinstein introduces the concept of “legal psychology,” which contains the germs of legal consciousness.
Список литературы

1. Абрамова Л. Г. Педагогика культуры: истоки прикладной философии С. И. Гессена // Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5: Сер. Педагогические и психологические науки. С. 24—29.

2. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М. : Мысль, 2012.

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995.

4. Гессен С. И. Русская педагогика в XX веке // Гессен / сост. и авт. предисл. Е. Г. Осовский. М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили ; Моск. гор. пед. ун-т, 2004. С. 183—211.

5. Дерюга В. Е. Философская концепция воспитания С. И. Гес­сена // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 26—32. URL: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-5/26-32.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

6. Дмитриева Н. А. Вокруг «Социальной педагогики» Пауля Наторпа: В. Ф. Динзе в полемике о национальном воспитании. Часть 1 // Кантовский сборник. 2016. Т. 35, № 4. С. 38—55.

7. Дмитриева Н. А. Вокруг «Социальной педагогики» Пауля Наторпа: В. Ф. Динзе в полемике о национальном воспитании. Часть 2 // Кантовский сборник. 2017. Т. 36, № 1. С. 66—89.

8. Жиляева Е. И. Проблема человека в социальной философии С. И. Гессена: дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2012.

9. Кант И. Критика способности суждения // Соч. на нем. и рус. языках. Т. 4. М. : Наука, 2001. С. 69—833.

10. Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций // Избр. работы / сост. В. А. Куренной. М. : Тер­ритория будущего, 2006. С. 145—295.

11. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. СПб. : Изд. О. В. Богдановой, 1911.

12. Осовский Е. Г. Сергей Гессен: Педагогика гуманизма — гуманизм педагогики // Гессен / сост. и авт. предисл. Е. Г. Осовский. М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили ; Моск. гор. пед. ун-т, 2004. С. 5—18.

13. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М. : Задруга, 1920.

14. Рубинштейн М. М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей. М. : Право и жизнь, 1925.

15. Фараджев К. В. Несостоявшаяся альтернатива: неокантианская педагогика в России в начале XX века // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / под ред. И. Н. Грифцовой, Н. А. Дмитриевой. М. : РОССПЭН, 2010. С. 400—413.

16. Фараджев К. В. Философия и жизнь Моисея Рубинштейна // Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Т. 1: Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / под ред. Н. С. Плотникова и К. В. Фараджева. М. : Территория будущего, 2008. С. 7—41.

Reference 1. Abramova, L. G., 2008. The Pedagogy of Culture: the Origin of S. Hessen’s Applied Philosophy. Vestnik RGU im. I. Kanta, Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki [Immanuel Kant Russian State University’s Vestnik. Ser. Philology, Pedagogy, and Psychology], 4, pp. 24-29. (In Russ.)
2. Deryuga, V. E., 2017. S. I. Hessen’s Philosophical Theory of Education. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], [e-journal] 5, pp. 26-32. (In Russ.)
3. Dmitrieva, N. A., 2016. Around the “Social Pedagogy” of Paul Natorp: Vladimir Dinze in the Debates on National Upbringing. Part 1. Kantovsky sbornik [Kantian Journal], 35(4), pp. 38-55. (In Russ.)
4. Dmitrieva, N. A., 2017. Around the “Social Pedagogy” of Paul Natorp: Vladimir Dinze in the Debates on National Upbringing. Part 2. Kantovsky sbornik [Kantian Journal], 36(1), pp. 66-89. (In Russ.)
5. Faradzhev, K. V., 2008. Philosophy and Life of Moses Rubinstein. In: M. M. Rubinstein, 2008. O smysle zhizni. T. 1: Trudy po filosofii tsennosti, teorii obrazovaniya i universitetskomu voprosu. [On Meaning of Life. Volume 1: Works on Philosophy of Value, Theory of Education and Subject of University], edited by N. V. Plotnikov, K. V. Faradzhev, Moscow : Territoriya budushchego, pp. 7-41. (In Russ.)
6. Faradzhev, K. V., 2010. Alternative Failed: Neo-Kantian Pedagogy in Russia at the Beginning of the 20th Century. In: I. N. Griftsova, N. A. Dmitrieva, eds. 2010. Neokantianstvo nemetskoe i russkoe: mezhdu teoriei poznaniya i kritikoi kul’tury [German and Russian Neo-Kantianism: Between Epistemology and the Critique of Culture]. Moscow: ROSSPEN, pp. 400-413. (In Russ.)
7. Hessen, S. I., 1995. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Foundations of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Shkola-Press. (In Russ.)
8. Hessen, S. I., 2004. Russian Pedagogy in the 20th Century. In: E. G. Osovsky, ed. 2004. Hessen. Moscow: Izdatel’skiy dom Shalvy Amonashvili, pp. 183-211. (In Russ.)
9. Kant, I., 2000. Critique of the Power of Judgement, edited by P. Guyer, translated by P. Guyer, E. Matthews. Cambridge: Cambridge University Press.
10. Natorp, P., 1911. Volkskultur und Persönlichkeitskultur: sechs Vorträge. Leipzig: Quelle & Meyer.
11. Natorp, P., 1899. Sozialpädagogik. Theorie der Willen­serziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Stuttgart: Fr. Frommann.
12. Osovsky, E. G., 2004. Sergey Hessen: Pedagogy of Humanism — Humanism of Pedagogy. In: E. G. Osovsky, ed. 2004. Hessen. Moscow: Izdatel’skiy dom Shalvy Amonashvili, pp. 5-18. (In Russ.)
13. Rubinstein, M. M., 1920. Ocherk pedagogicheskoi psikhologii v svyazi s obshchei pedagogikoi [Outline of Pedagogical Psychology in Relation to General Pedagogy]. Moscow: Zadruga. (In Russ.)
14. Rubinstein, M. M., 1925. Sotsial’no-pravovye predstavleniya i samoupravlenie u detei [Social-Legal Representations and Self-Governing in Children]. Moscow: Pravo i Zhizn’. (In Russ.)
15. Walicki, A., 1987. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford: Clarendon Press.
16. Zhilyaeva, E. I., 2012. Problema cheloveka v sotsial’noi filo­sofii S. I. Gessena [The Problem of Man in the Social Philosophy of S. I. Hessen]. Dissertation of Candidate of Sciences (Philo­sophy). Arkhangelsk. (In Russ.)


Назад в раздел