Вокруг «Социальной педагогики» Пауля Наторпа: В. Ф. Динзе в полемике о национальном воспитании. Часть 2 :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных...
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Вокруг «Социальной педагогики» Пауля Наторпа: В. Ф. Динзе в полемике о национальном воспитании. Часть 2

Автор Дмитриева Н. А.
DOI 10.5922/0207-6918-2017-1-6
Страницы 66-89
Статья Загрузить
Ключевые слова Пауль Наторп, Владимир Динзе, «социальная педагогика», нация, космополитизм, национальное / патриотическое воспитание, научный перевод
Ключевые слова (англ.) Paul Natorp, Vladimir Dinze, “social pedagogy”, nation, cosmopolitism, national education, patriotic upbringing, scientific translation
Аннотация Педагог и издатель В. Ф. Динзе, опираясь на положение П. Наторпа о национальной школе как средстве приобщения «всего народа к национальной культуре», актуализирует в своих работах проблему национального воспитания, сто лет спустя звучащую по-прежнему современно. Эти тексты, а также переводы трудов Наторпа по проблемам педагогики оказались идейными катализаторами в полемике о национальном воспитании, которая разгорелась в России в 1913—1916 гг. и в которой приняли участие такие видные философы и педагоги, как М. М. Рубинштейн, П. П. Блонский, В. Н. Сорока-Росинский, С. А. Золотарев, П. И. Девин, С. Ф. Русова и др. В результате этой полемики были выработаны принципы всеобщего и равно доступного для всех социальных групп национального образования и гармоничного, гуманного патриотического воспитания, открытого лучшим достижениям мировой культуры. Публикуемая в приложении переписка русских философов и педагогов В. Ф. Динзе и А. А. Громбаха с П. Наторпом (переведенная с немецкого) документирует не только процесс перевода на русский язык книги «Социальная педагогика» Наторпа, но и раскрывает особенности организации переводов актуальной научной литературы в начале ХХ в. в России.
Аннотация (англ.) Many scholars and practitioners in the sphere of the public education and upbringing in Russia addressed themselves to the philosophical-pedagogical ideas of German philosopher of Neo- Kantian movement Paul Natorp. These ideas were formulated mainly in his fundamental work “Social Pedagogy”. Vladimir Dinze relies on Natorp’s thesis of the national school as the way of accustoming “the all people to the national culture”, actualizes the heritage of Russian and Western pedagogues and philosophers and formulates newly the problem of the national upbringing that is after hundred years in tune with the times as before. The papers of Dinze himself and the translation of Natorp’s “Social Pedagogy” which was organized by him turned out to be the catalysts in the debates on the national education and upbringing. The debates took place in Russian in 1913— 1916, and the outstanding philosophers and pedagogues like M. Rubinstein, P. Blonskiy, V. Soroka- Rosinskiy, S. Zolotarev, P. Devin, S. Rusova and others participated in these debates. As result there worked out the principles of the general and equally accessible national education for all social groups and the harmonious and humane patriotic upbringing, which had to be open to the best achievements of the world culture. The letters of Russian scholars V. Dinze and A. Grombach to P. Natorp and one letter of Natorp to Dinze will be published as a supplement to the article. These letters show not only the process of the translation of “Social Pedagogy” into Russian, but also disclose the peculiarities of the organization of translations of the contemporary scientific literature in Russia at the beginning of the 20th century. They were the personal initiative, enthusiasm, the responsibility before the future reader, the scope and intensity of the translators’ and publishers’ activity and the constant lack of adequate financing of this activity.
Список литературы 1. Барт П. Элементы воспитания и обучения (на основании современной психологии и философии) : в 2 ч. / пер. с 3-го нем. изд. под ред. В. А. Волкович при содействии Н. К. Кульмана, Е. А. Леве, В. Р. Мрочека [и др.]. СПб., 1913.
2. Биографический словарь философов Петербургского университета / под ред. А. В. Малинова, Е. А. Ростовцева. URL: http://bioslovhist. history.spbu.ru/component/fabrik/details/1/1367.html (дата обращения: 10.12.2016).
3. Блонский П. П. О национальном воспитании. М., 1915. (Оттиск из журнала «Вестник воспитания». 1915. № 4).
4. Виндельбанд В. Платон / пер. с нем. А. Громбаха. СПб., 1900.
5. Волжанин Вл. [Динзе В. Ф.]. Война и школа // Волжанин Вл., Динзе В. Ф., Смирнов С. Д. О национальной школе : сб. ст. Пг., 1916а. С. 102—127.
6. Волжанин Вл. [Динзе В. Ф.]. История как предмет начального обучения. Пг., 1916б.
7. Гессен С. И. Идея нации // Избранные сочинения / сост. А. Валицкого, Н. Чистяковой. М., 1998. С. 78—105.
8. Девин П. И. О национальном русском воспитании // Русская школа. 1916. № 2—3, отд. I. С. 11—29.
9. Динзе В. Ф. О нации и национальной идее в педагогике [1913] // Волжанин [Динзе] Вл., Динзе В. Ф., Смирнов С. Д. О национальной школе : сб. ст. Пг., 1916а. С. 5—21.
10. Динзе В. Ф. О национальном воспитании. Опыт привлечения отечественного внимания к насущному вопросу. СПб., 1913.
11. Динзе В. Ф. О национальной русской школе [1914] // Волжанин [Динзе] Вл., Динзе В. Ф., Смирнов С. Д. О национальной школе : сб. ст. Пг., 1916б. С. 35—66.
12. Золотарев С. А. К. Д. Ушинский и самоопределение русской школы // Русская школа. 1916. № 2—3, отд. I. С. 1—10.
13. Лапшин И. И. Социальная педагогика Наторпа // Очерки по истории педагогических учений. М., 1911. С. 209—229. (Педагогическая академия в очерках и мо-
нографиях. (Воспитание в семье и школе). [Т. 7]. Под общ. ред. А. П. Нечаева). 
14. Луначарский А. В. Упадочное настроение среди молодежи // Упадочное настроение среди молодежи. Есенинщина / вступ. ст. В. Г. Кнорина. М., 1927. С. 6—44.
15. Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций / пер. с нем. М. М. Рубинштейна [1912] // Наторп П. Избранные работы / сост. В. А. Куренной. М., 2006а. С. 145—294. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
16. Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи / пер. с нем. М. А. Энгельгардта. СПб., 1912а.
17. Наторп П. Развитие народа и развитие личности / пер. с нем. А. Пальчика. СПб., 1912б.
18. Наторп П. Философия и психология [1914] // Избранные работы / сост. В. А. Куренной. М., 2006б. С. 25—54.
19. Наторп П. Философия как основа педагогики / пер. с нем., предисл. Г. Г. Шпета [1910] // Там же. М., 2006в. С. 297—383.
20. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности / пер. А. А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд. СПб., 1911.
21. Новиков М. В. Первая мировая война и аспекты национального воспитания в России // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4, т. 2 (Психолого-педагогические науки). С. 9—14. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2014_4pp/06.pdf (дата обращения: 25.11.2016).
22. РГАЛИ. Ф. 1348 (Коллекция писем писателей, ученых, общественных деятелей). Оп. 4. Ед. 2. 1 л. Письмо П. Наторпа В. Ф. Динзе. На нем. яз. Марбург, 20.12.1909 г.
23. Рубинштейн М. М. Война и идеал воспитания (К вопросу о национализме в педагогике) // Вестник воспитания. 1916а. № 3, отд. I. С. 32—72.
24. Русова С. Ф. [Рецензия] // Педагогическое обозрение. 1913. № 1. С. 83—84. Рец. на кн.: Динзе Вл. О национальном воспитании. СПб. : Изд. Богдановой, 1913.
25. Седова Е. Е. Концепция национального образования в педагогическом наследии С. Гессена // Проблемы педагогики и психологии. 2010. № 3. С. 194—199.
26. Селли Дж. Очерки по психологии детства / пер. с англ. А. Громбаха. М., 1901.
27. Соловьев В. С. Оправдание добра // Сочинения : в 2 т. / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. М., 1988. Т. 1. С. 50—580.
28. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы (1916) // Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. М., 1991. С. 55—124 (Педагогическая библиотека).
29. Ф. И. П.[авлов]. [Рецензия] // Русская школа. 1913. № 10. Отд. III. С. 18—20. Рец. на кн.: Динзе Вл. О национальном воспитании. Опыт привлечения отечественного внимания к насущному вопросу. СПб. : Изд. О. В. Богдановой, 1913.
30. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории : в 2 т. СПб., 1907.
31. Sully J. Untersuchungen über die Kindheit. Psychologische Abhandlungen für Lehrer und gebildete Eltern. Aus dem Englischen übetr. und mit Anmerkungen versehen von J. Stimpfl. Leipzig, 1897.
32. UB Marburg, Handschriftenabteilung, Natorp-Nachlaß, Ms. 831.
Reference 1. Bart, P. 1913, Elementy vospitanija i obuchenija (na osnovanii sovremennoj psihologii i filosofii) [Elements of upbringing and education (on the base of contemporary psychology and philosophy], transl. by V. A. Volkovich, N. K. Kul’man, E. A. Leve, V. R. Mrochek, V. V. Polovcov, S. I. Sozonov, in 2 parts, St. Petersburg.
2. Blonskij, P. P. 1915, O nacional’nom vospitanii [About the national upbringing], Moscow. 
3. Windelband, W. 1900, Platon [Plato], trasl. from German by A. Grombach. St. Petersburg. 
4. Volzhanin, Vl. [Dinze, V. F.] 1916a, Vojna i shkola [War and school], in: Volzhanin, Vl., Dinze, V. F., Smirnov, S. D. O nacional’noj shkole: Sbornik statej [About national school: Collected papers], Petrograd, p. 102—127.
5. Volzhanin, Vl. [Dinze, V. F.], 1916b, Istorija kak predmet nachal’nogo obuchenija [History as a subject of national education], Petrograd.
6. Gessen, S. I. 1998, Ideja nacii [Idea of nation], in: Gessen, S. I., Izbrannye sochinenija [Selected papers], ed. by A. Valicky, N. Chistjakova, Moscow, p. 78—105.
7. Devin, P. I. 1916, O nacional’nom russkom vospitanii [About the national upbringing], Russkaja shkola [Russian school], no. 2—3, depart. I, p. 11—29.
8. Dinze, V. F. 1916a, O natsii i natsional’noi idee v pedagogike [About nation and national idea in pedagogy], in: Volzhanin [Dinze], V., Dinze, V. F., Smirnov, S. D., O natsional’noi shkole [About national school], Petrograd, p. 5—21.
9. Dinze, V. F. 1913, O natsional’nom vospitanii. Opyt privlecheniya otechestvennogo vnimaniya k nasushchnomu voprosu [About national upbringing. An attempt to draw the domestic attention to the urgent problem], St. Petersburg.
10. Dinze, V. F. 1916b, O natsional’noi russkoi shkole [About national Russian school], in: Volzhanin [Dinze], V., Dinze, V. F., Smirnov, S. D., O natsional’noi shkole [About national school], Petrograd, p. 35—66.
11. F. I. P. [Pavlov, F. I.], 1913, (Rec.:) Vl. Dinze. O nacional’nom vospitanii. Opyt privlechenija otechestvennogo vnimanija k nasushhnomu voprosu. Izd. O. V. Bogdanovoj. SPb. 1913. C. 50 kop. [Review: Vl. Dinze, About the nationa upbringing. An attempt to draw the domestic attention to the urgent problem], Russkaja shkola [Russian school], no. 10, depart. III, p. 18—20.
12. Lapshin, I. I. 1911, Sotsial’naya pedagogika Natorpa [Social pedagogy of Natorp], in: Nechaev, A. P. (ed.), Ocherki po istorii pedagogicheskikh uchenii [Essays on the history of pedagogical studies], Moscow, p. 209—229.
13. Lunacharsky, A. V. 1927, Upadochnoe nastroenie sredi molodezhi [Low spirit among youth], in: Upadochnoe nastroenie sredi molodezhi. Eseninshhina [Low spirit among youth. Contagion of Esenin], forwort by V. G. Knorin, Moscow, p. 6—44.
14. Malinov, A. V., Rostovcev E. A. (eds.), Biograficheskij slovar’ filosofov Peterburgskogo universiteta.  URL: http://bioslovhist.history.spbu.ru/component/fabrik/details/1/1367.html (accessed 20.11.2016).
15. Natorp, P. 1911, Sotsial’naya pedagogika. Teoriya vospitaniya voli na osnove obshchnosti [Social pedagogy. The theory of upbringing of the will on the base of community], St. Petersburg.
16. Natorp, P. 2006a, Kul’tura naroda i kul’tura lichnosti. Shest’ lektsii [Culture of folk  and culture of person. Six lectures] (transl. by M. M. Pubinstein), in: Natorp, P., Izbrannye raboty [Selected works], ed. by V. A. Kurennoi, Moscow, p. 145—294.
17. Natorp, P. 1912a, Pestalocci. Ego zhizn’ i ego idei [Pestalozzi, his life and his ideas],  transl. by M. A. Engelgardt, St. Petersburg.
18. Natorp, P. 1912b, Razvitie naroda i razvitie lichnosti [Development of folk and development of person], transl. by A. Palchik. St. Petersburg.
19. Natorp, P. 2006b, Filosofija i psihologija [Philosophy and psychology] (1914), in: Natorp, P. Izbrannye raboty [Selected works], ed. by V. A. Kurennoj. Moscow, p. 25—54.
20. Natorp, P. 2006c, Filosofija kak osnova pedagogiki [Philosophy as the base of pedagogy], transl. by G. G. Shpet (1910), in: Natorp, P. Izbrannye raboty [Selected works], ed. by V. A. Kurennoj. Moscow, p. 297—383.
21. Novikov, M. V. 2014, Pervaja mirovaja vojna i aspekty nacional’nogo vospitanija v Rossii [The First World War and the aspects of national upbringing in Russia], Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Jaroslavl pedagogical bulletin], no. 4, part II (Psihologo-pedagogicheskie nauki), p. 9—14. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2014_4pp/06.pdf (accessed 19.11.2016).
22. RGALI [The Russian state archive of literature and arts], F. 1348. Op. 4. Ed. 2. 1 l. Pis’mo P. Natorpa V. F. Dinze. Na nem. yaz. [Letter of P. Natorp to V. Dinze, in German]. Marburg, 20.12.1909.
23. Rubinshtein, M. M. 1916a, Vojna i ideal vospitanija (K voprosu o nacionalizme v pedagogike) [War and the ideal of upbringing (To the problem of nationalism in pedagogy)], Vestnik vospitanija [Bulletin of upbringing], no. 3, depart. I, p. 32—72.
24. Rusova, S. F. 1913, (Rec.:) Vl. Dinze. O nacional’nom vospitanii. Izd. Bogdanovoj, S.-Pet. 1913. C. 50 k. [(Review:) Vl. Dinze, About the national upbringing. An attempt to draw the domestic attention to the urgent problem], Pedagogicheskoe obozrenie [Pedagogical review], no. 1, p. 83—84.
25. Sedova, E. E. 2010, Koncepcija nacional’nogo obrazovanija v pedagogicheskom nasledii S. Gessena [Conception of national education in pedagogical legacy of S. Gessen], Problemy pedagogiki i psihologii [Problems of pedagogy and psychology], no. 3, p. 194—199.
26. Selli, Dzh. 1901, Ocherki po psihologii detstva [Essays on psychology of childhood], transl. by A. Grombach, Moscow. 
27. Soloviev, V. S. 1988, Opravdanie dobra [Justification of Good], in: Soloviev, V. S., Sochinenija v 2-h t. [Works in 2 vol.], ed. by A. F. Losev and A. V. Gulyga, vol. 1. Moscow, p. 50—580.
28. Soroka-Rosinsky, V. N. 1991, Put’ russkoj nacional’noj shkoly [The way of Russian national school] (1916), in: Soroka-Rosinsky, V. N., Pedagogicheskie sochinenija [Pedagogical works], ed. by A. T. Gubko, Moscow, p. 55—124.
29. Stammler, R. 1907, Hoziajstvo i pravo s tochki zrenija materialisticheskogo ponimanija istorii [Economy and right from the point of view of materialistic understanding of history], in 2 vol., St. Petersburg.
30. Sully, J. 1897, Untersuchungen über die Kindheit. Psychologische Abhandlungen für Lehrer und gebildete Eltern, aus dem Englischen übetr. und mit Anmerkungen versehen von J. Stimpfl, Leipzig.
31. UB Marburg, Handschriftenabteilung, Natorp-Nachlaß, Ms. 831. 
32. Zolotarev, S. A. 1916, K. D. Ushinskij i samoopredelenie russkoj shkoly [Konstantin Ushinsky and selfdetermination of Russian school], Russkaja shkola [Russian school], no. 2—3, depart. I, p. 1—10.

Назад в раздел