И. Кант о религии, вере, боге и церкви :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных...
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

И. Кант о религии, вере, боге и церкви

Автор Белов В. Н., Фахрудинова Э. Р.
DOI 10.5922/0207-6918-2017-1-3
Страницы 30-40
Статья Загрузить
Ключевые слова Кант, философия религии, вера, церковь, христианство, разум
Ключевые слова (англ.) Kant, philosophy of religion, faith, church, Christianity, reason
Аннотация Произведен анализ ведущих понятий и положений философии религии Канта. Выводы сделаны на основе компаративистского анализа главных произведений немецкого философа, посвященных изложению философского учения о религии, а именно «Лекций о философском учении о религии» и «Религии в пределах только разума». Прослеживается как очевидная эволюция взглядов Канта на проблемы религии, так и последовательность и системность в изменении позиции немецкого философа по этим проблемам. Опубликованные «Лекции» подтверждают тот факт, что немецкий философ никогда не полагал проблемы философии религии в качестве второстепенных. При сравнении двух основных произведений по проблемам религии обращает на себя внимание различие объектов, которые формируют и всю логику рассуждений Канта. Если в «Лекциях» таковым выступает теология как научная дисциплина, занимающаяся познанием Бога, то в «Религии» этим объектом стал уже верующий человек со всеми своими склонностями и задатками, родовыми и индивидуальными характеристиками. Как в своих «Критиках разума» Кант двигается от теоретической его составляющей к практической, так и в исследованиях религии он от теоретического значения идеи бога в «Лекциях» переходит к практическому смыслу таковой в «Религии». Бросается в глаза присутствие обширной части спекулятивных доказательств бытия бога в «Лекциях», которые полностью отсутствуют в «Религии». Также в «Религии» по сравнению с «Лекциями» более очевидно подчеркивание ответственности человека за необходимость нравственного совершенствования. Хотя неверно было бы полагать, что в «Лекциях» присутствует иная позиция, нежели позиция самоответственности человека за свое моральное состояние и его развитие.
Аннотация (англ.) The article analyses the leading concepts and provisions of Kant's philosophy of religion. The findings are based on a comparative analysis of the German philosopher’s major works on the philosophical doctrine of religion, namely Lectures on the philosophical doctrine of religion and Religion within the Boundaries of Mere Reason. The authors trace both the evolution of Kant’s ideas on religion and the consistency and systematicity of changes in the philosopher’s views. The published Lectures confirm the fact that Kant never considered the problems of philosophy of religion as minor ones. When comparing the two major works on religion, one cannot but notice the difference between objects constituting the logic of Kant’s reasoning. In the Lectures, this object is theology as a scientific discipline concerned with knowledge of god, whereas, in Religion, it is believers with their predispositions and capacities, generic and individual characteristics. Not unlike Critiques, where Kant moves from the theoretical to the practical, studies on religion proceed from the theoretical significance of the idea of God considered in the Lectures to the practical aspects of this idea addressed in the Religion. The Lectures contain a vast body of speculative evidence of the existence of God, which is completely absent in Religion. Religion places a much stronger emphasis on the need for the moral perfection of human beings than the Lectures do. However, it would be wrong to assume that the Lectures present a position different from the responsibility of human beings for their own moral condition and its development.
Список литературы 1. Кант И. Лекции о философском учении о религии (редакция К. Г. Л. Пелица) / пер., примеч. и послеслов. Л.Э. Крыштоп ; под ред. А.Н. Круглова. М., 2016.
2. Кант И. Религия в пределах только разума // Иммануил Кант. Трактаты. СПб., 1996. C. 259—424.
3. Кант И. Спор факультетов // Соч. : в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 257—347.
4. Кант И. Спор факультетов // Кантовский сборник. 1999. Вып. 21. С. 196—244.
5. Судаков А. К. Между верой сердца и благочестием разума: как Кант не стал философом Откровения // Кантовский сборник. 2009. № 1. С. 39—53.
Reference 1. Kant, I. 2016, Lekzii o philosophskom uchenii o religii [Lectures on the philosophical doctrine of religion] (editors K. G. L. Paliza) / Translation, notes and afterword by L. Kryshtop E. / ed. Kruglov. M.
2. Kant, I. 1996, Religiya v predelach tolko razuma [Religion within the limits of the mind], in: Immanuel Kant. Traktati [Treatises]. SPb, s. 259—424.
3. Kant, I. 1966, Spor fakul'tetov [The Contest of the Faculties], in: Kant I. Soch. v 6 t. T. 6 [Writings: in 6 vol. Vol. 6] М, s. 257—347.
4. Kant, I. 1999, Spor fakul'tetov [The Contest of the Faculties]. Publication, introduction and commentary by Professor L. A. Kalinnikov; per. s nem. I. D. Koptseva, in: Kantovskiy sbornik [Kant collection]. Kaliningrad, Vol. 21, s. 196—244.
5. Sudakov, A. K. 2009, Meshdu veroy serdza i blagochestiem razuma: kak Kant ne stal philosophom Otkroveniya [Between the faith of heart and godliness of mind, as Kant was not a philosopher of Revelation], in: Kantovskiy sbornik [Kant collection]. No. 1, s. 39—53.

Назад в раздел