Аспекты «трансцендентального» у Канта и Гуссерля: логос, «матема», метафора :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Аспекты «трансцендентального» у Канта и Гуссерля: логос, «матема», метафора

Автор Вязьмин А. Ю.
DOI 10.5922/0207-6918-2017-1-2
Страницы 19-29
Статья Загрузить
Ключевые слова субъективность, трансцендентальное, трансцендентное, имманентное, синтез, эпистемология, онтология
Ключевые слова (англ.) subjectivity, transcendental, transcendent, immanent, synthesis, epistemology, ontology
Аннотация Обсуждается вопрос о методологическом и онтологическом значении трансцендентализма. Автор выступает в защиту понимания трансцендентальной философии как онтологии и в связи с этим критикует интерпретацию Дэвида Карра, который усматривает в понятии трансцендентального исключительно методологическое значение. На фоне понимания трансцендентализма как онтологии изучается проблема различия онтологических аспектов в критической философии Иммануила Канта и в феноменологии Эдмунда Гуссерля, поскольку именно эти два философа рассматриваются большинством интерпретаторов в качестве наиболее ярких представителей трансцендентальной философии. Различие онтологических аспектов истолковывается на основе сходств и различий в эпистемологических задачах обоих философов, что отвечает принципам и программам компаративистских исследований философии Канта и Гуссерля, предложенным такими отечественными и зарубежными философами, как П. Рикёр, У. Маккенна, А. Г. Черняков. Различие онтологических аспектов критической философии и феноменологии также заставляет взглянуть на понятие трансцендентализма в широкой исторической перспективе, позволяющей интерпретировать некоторые ключевые понятия критической философии и феноменологии как стершиеся метафоры древнегреческой философии, превратившиеся со временем в логически предвзятые «матемы». В свою очередь, усмотрение метафор в происхождении ключевых унивокальных терминов критической философии и феноменологии дает возможность точнее эксплицировать различия между онтологическими представлениями Канта и Гуссерля. Феноменология Гуссерля рассматривается автором как продолжение и развитие трансцендентальной мысли Канта, возникающее в среде неокантианских школ. В целом вырисовывается картина, в которой трансцендентальная философия представляет собой часть генезиса онтологической мысли, имеющая большие возможности перетолкования понятия трансцендентального в будущем.
Аннотация (англ.) This paper deals with the methodological and ontological significance of transcendentalism. The author advocates the understanding of transcendental philosophy as ontology and presents a critique of the interpretation given by David Carr, who attached a merely methodological significance to the concept of the ‘transcendental’. Within this interpretation, this paper considers the problem of differences between the ontological aspects of Immanuel Kant’s critical philosophy and Edmund Husserl’s phenomenology, since most interpreters consider these two thinkers the most prominent exponents of transcendental philosophy. The differences in the ontological aspects are interpreted based on the similarities and differences in the epistemological objectives of both philosophers. This corresponds to the principles and programmes of comparative investigations in Kant’s and Husserl’s philosophies, which were proposed by Russian and international philosophers such as Paul Ricoeur, Alexey Chernyakov, William McKenna. The distinctions in the ontological aspects of critical philosophy and phenomenology necessitate an examination of the concept of transcendentalism in a broader historical perspective, which makes it possible to interpret some of the key concepts of critical philosophy and phenomenology as dead metaphors of Ancient Greek philosophy — metaphors that transformed over time into logically preconceived ‘mathemes’. In turn, distinguishing metaphors in the genesis of key univocal terms of critical philosophy and phenomenology provides an opportunity for a more precise description of differences between Kant’s and Husserl’s ideas. The author considers Husserl’s phenomenology as a continuation of and elaboration on Kant’s transcendental thought, which arises in neo-Kantian schools. Overall, transcendental philosophy is part of the genesis of ontological thought, which offers great opportunities for reinterpreting the concept of the transcendental in future.
Список литературы 1. Гуссерль Э. Картезианские размышления // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. М. ; Минск, 2000.
2. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб., 2004а.
3. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии // Разеев Д. Н., Гуссерль Э. В сетях феноменологии. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2004б. 
4. Кант И. Критика чистого разума // Соч. : в 6 т. М., 1964. Т. 3.
5. Карр Д. «Кризис» Гуссерля и проблема истории // Метафизические исследования. 1997. № 3.
6. Мотрошилова Н. В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова // Вопросы философии. 1989. № 1.
7. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 2005.
8. Рикёр П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998.
9. Черняков А. Г. Трансцендентное и трансцендентальное. Проблема синтеза в философии Канта и Гуссерля // Логос. Международные чтения по истории культуры. Л., 1991. Кн. 1.
10. Шестов Л. Памяти великого философа. Эдмунд Гуссерль // Вопросы философии. 1989. № 1.
11. Aguirre A. Genetische Phänomenologie und Reduktion. Zur Letztbegründung der Wissenschaft aus der radikalen Skepsis im Denken E. Husserls. Phaenomenologica 38. Haag, 1970.
12. Allison H. Kant’s Transcendental Idealism. New Haven, 1983.
13. Carr D. Interpreting Husserl. Critical and Comparative Studies // Phaenomenologica 106, Dordrecht, Boston, Lancaster, 1987.
14. Carr D. Phenomenology and the Problem of History // A Study of Husserl’s Transcendental Philosophy. Northwestern, 1974.
15. Carr D. Transcendental and Empirical Subjectivity. The Self in the Transcendental Tradition // The New Husserl. A Critical Reader / ed. by D. Welton. Bloomington, Indianapolis, 2003.
16. Christensen R. Lebendige Gegenwart und Urerlebnis. Zur Konkretisierung des transzendentalen Apriori bei Husserl und Reiningen. Wien, 1981.
17. Derrida J. White Mythology: Metaphor in the Text of Philosophy // New Literary History. On Metaphor. Baltimore, 1974. Vol. 6, № 1.
18. Husserl E. Idee der vollen Ontologie // Husserl E. Erste Philosophie. 2. Teil. Theorie der phänomenologischen Reduktion, Haag, 1959.
19. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch. Phänomenologischen Untersuchungen zur Konstitution, Haag, 1952.
20. Reiningen R. Metaphysik der Wirklichkeit. Zweite, gänzlich neubearbeitete und erweiterte Auflage, 2 t., München, 1970.
21. Ricoeur P. Husserl: an Analysis of His Phenomenology. Evanston, 1967.
Reference 1. Aguirre, A. 1970, Genetische Phänomenologie und Reduktion. Zur Letztbegründung der Wissenschaft aus der radikalen Skepsis im Denken E. Husserls. Phaenomenologica 38, Haag: Martinus Nijhoff, 197 s.
2. Allison, H. 1983, Kant’s Transcendental Idealism. New Haven, Conn.: Yale University Press, 537 p.
3. Carr, D. 1997, „Krisis“ Husserla i Problema Istorii. [Husserl’s “Crisis” and a Problem of History], in: Metaphysicheskie Issledovania [The Metaphysical Investigation], № 3, St. Petersburg: St Petersburg State University, P. 214—241.
4. Carr, D. 1987, Interpreting Husserl. Critical and Comparative Studies. In: Phaenomenologica, 106, Dordrecht, Lancaster: Martinus Nijhoff, 303 p.
5. Carr, D. 1974, Phenomenology and the Problem of History. In: A Study of Husserl’s Transcendental Philosophy, Northwestern, 283 p.
6. Carr, D. 2003, Transcendental and Empirical Subjectivity. The Self in the Transcendental Tradition. In: The New Husserl. A Critical Reader, Ed. by D. Welton, Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, p. 181—198.
7. Chernyakov, A. G. 1991, Transcendentnoye i Transcendentalnoye. Problema Syntheza v Philosophii Kanta i Husserla. [The Transcendent and the Transcendental. The Problem of Synthesis of Kant’s and Husserl’s Philosophy.], in: Logos. Mezhdunaronye Chtenia po Istorii Kultury. [A Logos. International Reading on Cultural History.] Book 1, Leningrad: Edition of Leningrad State University, p. 159—181.
8. Christensen, R. 1981, Lebendige Gegenwart und Urerlebnis. Zur Konkretisierung des transzendentalen Apriori bei Husserl und Reiningen. Wien: Verlag der österreichen Akademie der Wissenschaft, 152 s.
9. Derrida, J. 1974, White Mythology: Metaphor in the Text of Philosophy. In: New Literary History, Vol. 6, No. 1, On Metaphor. Baltimore: John Hopkins University Press, p. 207—271.
10. Husserl, E. 1959, Idee der vollen Ontologie. In: E. Husserl, Erste Philosophie. 2. Teil. Theorie der phänomenologischen Reduktion, Haag: Martinus Nijhoff, s. 212—218. 
11. Husserl, E. 1952, Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch. Phänomenologischen Untersuchungen zur Konstitution, Haag: M. Biemel, 483 p.
12. Husserl, E. 2000, Kartezianskie Razmyshlenia. [Cartesian Meditations.] In: E. Husserl. Logicheskie Issledovania. Kartezianskie Razmyshlenia. [Logical Investigations. Cartesian Meditations.], Moscow, Minsk: AST, Harwest, 752 p.
13. Husserl, E. 2004a, Krizis Evropeiskikh Nauk i Transcendentalnaya Phenomenologia. Vvedenie v Phenomenologicheskuyu Phiosophiu. [The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. Introduction in Phenomenological Philosophy.], St Petersburg: Vladimir Dal, 399 p.
14. Husserl, E. 2004b, Osnovnye Problemy Phenomenologii. [The Main Problems in Phenomenology.] In: D. N. Razeev. V Setyakh Phenomenologii., E. Husserl. Osnovnye Problemy Phenomenologii. [D. N. Razeev. In the Web of Phenomenology., E. Husserl. The Main Problems in Phenomenology.], St Petersburg: Edition of St Petersburg State University.
15. Kant, I. 1964, Kritika Chistogo Razuma. [The Critic of Pure Reason.], In: Sochinenia v 6 t. [Works in 6 volumes], vol. 3. Moscow: Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences, Mysl, 799 p.
16. Motroshilova, N. V. 1989, Parabola Zhiznennoy Sudby Lva Shestova. [A Parabola of Lev Shestov’s Life Fate.], In: Voprosy Philosophii. [Russian Journal of Philosophical Questions], № 1, p. 129—143.
17. Nietzsche, F. 2005, Volya k Vlasti. Opyt Pereotsenki Vsekh Tsennostei. [A Will to Power. The Experience for Revaluation of All the Values.], Moscow: Kultunaya Revolutsia, 880 p. 
18. Reiningen, R. 1970, Metaphysik der Wirklichkeit. Zweite, gänzlich neubearbeitete und erweiterte Auflage, I-II in einem Bd., München: hrsg. v. Otfried Höffe. 
19. Ricoeur, P. 1967, Husserl: an Analysis of His Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press, 238 p.
20. Ricoeur, P. 1998, Kant i Husserl. [Kant and Husserl.], In: Intentsionalnost i Textualnost. [Intentionality and Textuality, Ed. Е. А. Neiman, V. A. Surovtsev], Tomsk: Vodoley, p. 162—193.
21. Shestov, L. 1989, Pamyati Velikogo Philosopha. Edmund Husserl. [Dedicated to Great Philosopher. Edmund Husserl.], In: Voprosy Philosophii. [Russian Journal of Philosophical Questions], № 1, p. 144—160.

Назад в раздел