Кантовский сборник

2016 Том 35 № 4

Назад к списку Скачать статью

Вокруг «Социальной педагогики» Пауля Наторпа: В. Ф. Динзе в полемике о национальном воспитании. Часть 1

DOI
10.5922/0207-6918-2016-4-3
Страницы / Pages
38-55

Аннотация

К философско-педагогическим идеям немецкого философа, неокантианца П. Наторпа, сформулированным прежде всего в его фундаментальном труде «Социальная педагогика», активно обращались в России многие теоретики и практики в сфере народного образования и воспитания. В. Ф. Динзе, опираясь на положение Наторпа о национальной школе как средстве приобщения «всего народа к национальной культуре», актуализирует наследие российских и западных педагогов и философов и заново формулирует проблему национального воспитания, сто лет спустя звучащую по-прежнему современно. Тексты самого Динзе и организованный им перевод «Социальной педагогики» Наторпа оказались идейными катализаторами в полемике о национальном воспитании, которая разгорелась в 1913—1916 годах в дореволюционной России и в которой приняли участие такие видные философы и педагоги, как М. М. Рубинштейн, П. П. Блонский, В. Н. Сорока-Росинский, С. А. Золотарев, П. И. Девин, С. Ф. Русова и др. В результате этой полемики были выработаны принципы всеобщего и равно
доступного для всех социальных групп национального образования и гармоничного, гуманного патриотического воспитания, открытого лучшим достижениям мировой культуры. Публикуемая в приложении переписка русских философов и педагогов В. Ф. Динзе и А. А. Громбаха с П. Наторпом документирует не только процесс перевода на русский язык книги «Социальная педагогика», но и раскрывает особенности организации переводов актуальной научной литературы в начале ХХ века в России: личную инициативу, энтузиазм, ответственность перед будущими читателями, масштаб и интенсивность переводческой работы и вместе с тем — вечные проблемы финансирования.

Abstract

Many scholars and practitioners in the sphere of the public education and upbringing in Russia addressed themselves to the philosophical-pedagogical ideas of German philosopher of Neo- Kantian movement Paul Natorp. These ideas were formulated mainly in his fundamental work “Social Pedagogy”. Vladimir Dinze relies on Natorp’s thesis of the national school as the way of accustoming “the all people to the national culture”, actualizes the heritage of Russian and Western pedagogues and philosophers and formulates newly the problem of the national upbringing that is after hundred years in tune with the times as before. The papers of Dinze himself and the translation of Natorp’s “Social Pedagogy” which was organized by him turned out to be the catalysts in the debates on the national education and upbringing. The debates took place in Russian in 1913—1916, and the outstanding philosophers and pedagogues like M. Rubinstein, P. Blonskiy, V. Soroka-Rosinskiy, S. Zolotarev, P. Devin, S. Rusova and others participated in these debates. As result there worked out the principles of the general and equally accessible national education for all social groups and the harmonious and humane patriotic upbringing, which had to be open to the best achievements of the world culture. The letters of Russian scholars V. Dinze and A. Grombach to P. Natorp and one letter of Natorp to Dinze will be published as a supplement to the article. These letters show not only the process of the translation of “Social Pedagogy” into Russian, but also disclose the peculiarities of the organization of translations of the contemporary scientific literature in Russia at the beginning of the 20th century. They were the personal initiative, enthusiasm, the responsibility before the future reader, the scope and intensity of the translators’ and publishers’ activity and the constant lack of adequate financing of this activity

Список литературы

1. А. Л. Национальная школа в государственной думе // Вестник воспитания. 1913. № 6. Отд. III. С. 77—98.
2. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия / предисл. Х. Житловского; пер. с нем. М. С. Панина. СПб., 1909.
3. Возвращенные имена. Книги памяти России. Российская национальная библиотека, 2003—2016. URL: http://visz. nlr. ru/person (дата обращения: 11.02.2016).
4. Волжанин Вл. [Динзе В. Ф.]. История как предмет начального обучения. Пг., 1916б.
5. Воробьев М. В. Теория социальной педагогики Пауля Наторпа и ее актуальность для современного российского образования // Кантовский сборник. 2016. Т. 35, № 2. С. 93—103.
6. Гессен С. И. Пауль Наторп / публик. Н. А. Дмитриевой и А. А. Сухих, коммент. и послесл. Н. А. Дмитриевой // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 87—102.
7. Динзе В. Ф. Государственный переворот в России. Пг., 1917а.
8. Динзе В. Ф. Наука, ее условия и задачи. Пг., 1922.
9. Динзе В. Ф. О нации и национальной идее в педагогике [1913] // Волжанин [Динзе] Вл., Динзе В. Ф., Смирнов С. Д. О национальной школе : сб. ст. Пг., 1916а. С. 5—21.
10. Динзе В. Ф. О национальном воспитании. Опыт привлечения отечественного внимания к насущному вопросу. СПб., 1913. 
11. Динзе В. Ф. О национальной русской школе [1914] // Волжанин [Динзе] Вл., Динзе В. Ф., Смирнов С. Д. О национальной школе : сб. ст. Пг., 1916б. С. 35—66.
12. Динзе В. Ф. От редакции // Добролюбов Н. А. Избранные сочинения [в семи вып.] / ред. и вступ. ст. В. Ф. Динзе. СПб., 1912. С. 3.
13. Динзе В. Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. СПб., 1909.
14. Динзе В. Ф. Что такое автономия? Пг., 1917б. — (Библиотека свободного гражданина / под ред. С. В. Вознесенского. Отд. политический; № 11).
15. Иностранцы на Камско-Воткинском железоделательном заводе 1780—1917 гг. Ижевск, 1997 // Архивы Удмуртии. URL: http://gasur.ru/arch_guide/tdoc_list/tdoc_list_cga.php (дата обращения: 17.11.2015).
16. Кашин Н. [Рецензия] // Русская школа. 1910. № 11, отд. III. С. 1—4. Рец. на кн.: Наторп П. Философия как основа педагогики / пер. с нем., предисл. Г. Г. Шпета. М., 1910.
17. Ковалевский П. И. Русский национализм и национальное воспитание в России : в 2 ч. 3-е изд-е, доп. СПб., 1912.
18. Кроленко А. А. Дневник за 1928 год / предисл., публик., коммент. И. В. Дацюк // Институты культуры Ленинграда на переломе от 1920-х к 1930-м годам. СПб., 2011. С. 683—791. URL: http://www. pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=UauGArnOGqg%3d&tabid=10460 (дата обращения: 19.11.2015).
19. Крылов И. О. Начальное, среднее общее и специальное образование // Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник / Ин-т российской истории РАН ; ред.-сост. А. М. Анфимов, А. П. Корелин. СПб., 1995. С. 325—345.
20. Лапшин И. И. Социальная педагогика Наторпа // Очерки по истории педагогических учений. М., 1911. С. 209—229.
21. Матышев А. А. Энциклопедия репрессированных авторов. 1917—1987. Биобиблиография советской трагедии. СПб., 2013. Т. 3.
22. Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения в Западной Европе и Америке // Современные педагогические течения. М., 1913. С. 105—219. 
23. Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций / пер. с нем. М. М. Рубинштейна [1912] // Наторп П. Избранные работы / сост. В. А. Куренной. М., 2006а. С. 145—294.
24. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности / пер. А. А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911.
25. Национализм. Полемика 1909—1917 / сост. М. А. Колеров. 2-е изд. М., 2015.
26. От редакции // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание. Кн. 1. М., 1910. С. 1—16.
27. Петцольд Й. Проблема мира с точки зрения позитивизма / пер. с нем. Р. Л[емберг] под ред. П. Юшкевича. СПб., 1909.
28. Петцольд Й. Проблема о мире с точки зрения позитивизма / пер. с нем. с предисл. и примеч. М. А. Лихарева. 2-е рус. изд. СПб., 1911.
29. Попич С. [Рецензия] // Русская школа. 1911. № 10, отд. II. С. 192—194. Рец. на кн.: Наторп П. «Социальная педагогика». Теория воспитания воли на основе общности / пер. А. А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд. СПб. 1911 г. С. 360 + XXVI.
30. Р. Г. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. 1913. № 9, отд. III. С. 83—105.
31. Радосавлевич П. Р. Социальная педагогика // Свободное воспитание. 1911—1912. № 12. Стлб. 75—90.
32. РГАЛИ. Ф. 459 (Суворин А. С.). Оп. 1. Ед. хр. 1209. Письмо В. Ф. Динзе А. С. Суворину от 19.05.1908. Л. 1—3.
33. РГАЛИ. Ф. 459 (Суворин А. С.). Оп. 1. Ед. хр. 1209. Письмо В. Ф. Динзе А. С. Суворину от 20.03.1910. Л. 4—5; письмо В. Ф. Динзе А. С. Суворину от 28.03.1910. Л. 6—9.
34. РГАЛИ. Ф. 925 (Щербов П. Г.). Оп. 1. Ед. 34. Письмо В. Ф. Динзе к П. Г. Щербову. Б. д., 2 л.
35. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий / пер. с нем. А. М. Водена, предисл. А. В. Маркова. СПб., 1997.
36. Рубинштейн М. М. История педагогических идей в ее основных чертах. М., 1916б.
37. Семенов Ю. И. Этносы, нации, расы // Социальная философия. Курс лекций / под ред. И. А. Гобозова. М., 2003. С. 236—266.
38. Соколов П. А. История педагогических систем. СПб., 1913.
39. Стоюхина Н. Ю. Выдающиеся психологи и педагоги в Нижегородском университете (1918—1921 гг.). Н. Новгород, 2013.
40. Стоюхина Н. Ю. Гуманитарное образование в провинции. Нижегородский университет в первые годы советской власти. Н. Новгород, 2011.
41. ЦГИА (Центральный государственный исторический архив). Ф. 14 (Санкт-Петербургский университет). Оп. 3. Ед. хр. 44031. Дело студента Императорского Санкт-Петербургского университета Владимира Фридриховича Динзе. 1905 — [1912]. 43 л.
42. ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. 377. Оп. 2. Д. 363. Автобиография В. Ф. Динзе, 24 сентября 1918 г. Л. 2—3.
43. Школьная подготовка второй русской революции / сост. В. Пуришкевича ; издание Русского народного союза им. Михаила Архангела. СПб., 1913.
44. Яковенко Б. В. О задачах философии в России [1910] // Яковенко Б. В. Мощь философии. М., 2000. С. 653—660.
45. Natorp P. Pestalozzis Ideen über Arbeiterbildung und soziale Frage [1894] // Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik. 1. Abt.: Historisches. Stuttgart, 1907. S. 69—97.
46. Stolzenberg J. Ursprung und System. Probleme der Begründung systematischer Philosophie im Werk Herman Cohens, Paul Natorps und beim frühen Martin Heidegger. Göttingen, 1995.

Reference

1. A. L. 1913, Natsional’naya shkola v gosudarstvennoi dume [National school in State Duma], Vestnik vospitaniya [Herald of upbringing], no. 6, otd. III, p. 77—98.
2. Anon., 1910, Ot redaktsii [From editorial board], Logos, vol. 1, Moscow, p. 1—16.
3. Anon., 1997. Inostrantsy na Kamsko-Votkinskom zhelezodelatel’nom zavode 1780—1917 gg. Perechen’ dokumentov [Foreigner at the Kama-Votkinsk ironworks. List of dоcuments], GKU “Tsentral’nyi gosudarstvennyi arkhiv Udmurtskoi Respubliki”. Izhevsk, available at: http://gasur. ru/arch_guide/tdoc_list/tdoc_list_cga. php (accessed 17.11.2015).
4. Anon., 2003—2016, Vozvrashchennye imena. Knigi pamyati Rossii [Returned names. Memory book of Russia], Rossiiskaya natsional’naya biblioteka, available at: http://visz.nlr. ru/person (accessed 11.02.2016).
5. Bauer, O. 1909, Natsional’nyi vopros i sotsial-demokratiya [National question and social-democracy], predisl. Kh. Zhitlovskogo; per. s nem. M. S. Panina. St. Petersburg. 
6. Dinze, V. F. 1917a, Gosudarstvennyi perevorot v Rossii [Coup d’etat in Russia], Petrograd.
7. Dinze, V. F. 1922, Nauka, ee usloviya i zadachi [Science, its conditions and tasks]. Petrograd.
8. Dinze, V. F. 1916a, O natsii i natsional’noi idee v pedagogike [About nation and national idea in pedagogy], in: Volzhanin [Dinze], V., Dinze, V. F., Smirnov, S. D., O natsional’noi shkole [About national school], Petrograd, p. 5—21.
9. Dinze, V. F. 1913, O natsional’nom vospitanii. Opyt privlecheniya otechestvennogo vnimaniya k nasushchnomu voprosu [About national upbringing. An attempt to draw the domestic attention to the urgent problem], St. Petersburg.
10. Dinze, V. F. 1916b, O natsional’noi russkoi shkole [About national Russian school], in: Volzhanin [Dinze], V., Dinze, V. F., Smirnov, S. D., O natsional’noi shkole [About national school], Petrograd, p. 35—66.
11. Dinze, V. F. 1912, Ot redaktsii [From editorial board], in: Dobrolyubov, N. A., Izbrannye sochineniya [Selected works], St. Petersburg, p. 3. 
12. Dinze, V. F. 1909, Ocherki po istorii sredneshkol’nogo dvizheniya [Essays on the history of the movement of secondary school], St. Petersburg. 
13. Dinze, V.F 1917b, Chto takoe avtonomiya? [What is autonomy?] Petrograd. 
14. Gessen, S. I. 2014, Paul Natorp, Kantovskii sbornik [Kantian collection], no. 1 (47), p. 87—102.
15. Kashin, N. 1910, [Rev.:] Natorp P. Filosofiya kak osnova pedagogiki. Perev. s nem., predisl. G. G. Shpeta [], Russkaya shkola [Book review: Paul Natorp, Philosophy as the basis of pedagogy, translated by G. G. Shpet], no. 11, otd. III, p. 1—4.
16. Kolerov, M. A. (ed.) 2015, Natsionalizm. Polemika 1909—1917 [Nationalism. Polemiks of 1909—1917], 2-e izd., Moscow. 
17. Kovalevskii, P. I. 1912, Russkii natsionalizm i natsional’noe vospitanie v Rossii [Russian nationalism and national upbringing in Russia], in 2 parts. Izd-e 3-e, St. Petersburg. 
18. Krolenko, A. A. 2011, Dnevnik za 1928 god. [Diary of 1928], predisl., publik., komment. I. V. Datsyuk, in: Instituty kul’tury Leningrada na perelome ot 1920-kh k 1930-m godam [Instituts of culture of Leningrad on the turn from 1920s to 1930s], IRL RAN (Pushkinskii dom). Elektronnoe izdanie. St. Petersburg, p. 683—791, available at: http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=UAuGArnOGqg%3d&tabid=10460 (accessed 19.11.2015).
19. Krylov, I. O. 1995, Nachal’noe, srednee obshchee i spetsial’noe obrazovanie [Primary, general and specialized secondary education], in: Anfimov, A. M., Korelin, A. P. (eds.), Rossiya 1913 god. Statistiko-dokumental’nyi spravochnik [Russia in 1913. Statisticaldocumentary compendium], Inst. rossiiskoi istorii RAN, St. Petersburg, p. 325—345.
20. Lapshin, I. I. 1911, Sotsial’naya pedagogika Natorpa [Social pedagogy of Natorp], in: Nechaev, A. P. (ed.), Ocherki po istorii pedagogicheskikh uchenii [Essays on the history of pedagogical studies], Moscow, p. 209—229. 
21. Matyshev, A. A. 2013, Entsiklopediya repressirovannykh avtorov. 1917—1987. Biobibliografiya sovetskoi tragedii [Encyklopedy of repressed authors. 1917—1987. Biobibliography of Soviet tragedy], vol. 3, St. Petersburg.
22. Muzychenko, A. F. 1913, Sovremennye pedagogicheskie techeniya v Zapadnoi Evrope i Amerike [Contemporary pedagogical movements in Western Europe and America], in: Sovremennye pedagogicheskie techeniya [Contemporary pedagogical movements], Moscow, p. 105—219.
23. Natorp, P. 1907, Pestalozzis Ideen über Arbeiterbildung und soziale Frage, in:  Natorp, P., Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik. 1. Abt.: Historisches, Stuttgart,S. 69—97.
24. Natorp, P. 1911, Sotsial’naya pedagogika. Teoriya vospitaniya voli na osnove obshchnosti [Social pedagogy. The theory of upbringing of the will on the base of community], St. Petersburg.
25. Natorp, P. 2006a, Kul’tura naroda i kul’tura lichnosti. Shest’ lektsii [Culture of  folk and culture of person. Six lectures], in: Natorp, P., Izbrannye raboty [Selected works],sost. V. A. Kurennoi, Moscow, p. 145—294.
26. Petzoldt, J. 1909, Problema mira s tochki zreniya pozitivizma [Problem of peace from the positivistic point of view], per. s nem. R. L[emberg] pod red. P. Yushkevicha, St. Petersburg.
27. Petzoldt, J. 1911, Problema o mire s tochki zreniya pozitivizma [Problem of peace from the positivistic point of view], per. s nem. s predisl. i primech. M. A. Likhareva, 2-e rus. izd., St. Petersburg.
28. Popich, S. 1911, [Rev.:] P. Natorp. “Sotsial’naya pedagogika”. Teoriya vospitaniya voli na osnove obshchnosti [Book review: P. Natorp, “Social pedagogy”. The theory of upbringing of the will on the base of community], Russkaya shkola [Russian school], no. 10, otd. II, p. 192—194.
29. Purishkevich, V. (ed.) 1913, Shkol’naya podgotovka vtoroi russkoi revolyutsii [School preparation of the second Russian revolution], Izdanie Russkogo narodnogo soyuza im. Mikhaila Arkhangela, St. Petersburg.
30. R. G. 1913, Iz zhizni srednei shkoly [From the life of secondary school], Vestnik vospitaniya [Herald of upbringing], no. 9, otd. III, p. 83—105. 
31. Radosavlevich, P. R. 1911/1912, Sotsial’naya pedagogika [Social pedagogy], Svobodnoe vospitanie [Free upbringing], no. 12, p. 75—90. 
32. RGALI, 1908. F. 459 (Suvorin A. S.). Op. 1. Ed. khr. 1209. Pis’mo V. F. Dinze A. S. Suvorinu ot 19.05.1908 [The letter from V. F. Dinze to A. S. Suvorin, 19.05.1908]. L. 1—3. 
33. RGALI, 1910. F. 459 (Suvorin A. S.). Op. 1. Ed. khr. 1209. Pis’mo V. F. Dinze A. S. Suvorinu ot 20.03.1910 [The letter from V. F. Dinze to A. S. Suvorin, 20.03.1910]. L. 4—5; pis’mo V. F. Dinze A. S. Suvorinu ot 28.03.1910 [The letter from V. F. Dinze to A. S. Suvorin, 28.03.1910]. L. 6—9.
34. RGALI, B. d. F. 925 (Shcherbov P. G.). Op. 1. Ed. 34. Pis’mo V. F. Dinze k P. G. Shcherbovu [The letter from V. F. Dinze to P. G. Shcherbov], 2 l. 
35. Rickert, H. 1997, Granitsy estestvennonauchnogo obrazovaniya ponyatii [The limits of concept formation in natural science], predisl. A. V. Markova, St. Petersburg. 
36. Rubinshtein, M. M. 1916b, Istoriya pedagogicheskikh idei v ee osnovnykh chertakh [The history of pedagogical ideas in it’s main traits], Moscow. 
37. Semenov, Yu. I. 2003, Etnosy, natsii, rasy [Ethnic groups, nations, races], in: Gobozov, I. A. (ed.), Sotsial'naya filosofiya. Kurs lektsii [Social philosophy. Lectures], Moscow, p. 236—266.
38. Sokolov, P. A. 1913, Istoriya pedagogicheskikh system [The history of pedagogical systems], St. Petersburg. 
39. Stolzenberg, J. 1995, Ursprung und System. Probleme der Begründung systematischer Philosophie im Werk Herman Cohens, Paul Natorps und beim frühen Martin Heidegger, Göttingen.
40. Stoyukhina, N. Yu. 2013, Vydayushchiesya psikhologi i pedagogi v Nizhegorodskom universitete (1918—1921 gg.) [Outstanding psychologists and pedagogues in the Nizhniy Novgorod university], Nizhnii Novgorod.
41. Stoyukhina, N. Yu. 2011, Gumanitarnoe obrazovanie v provintsii. Nizhegorodskii universitet v pervye gody sovetskoi vlasti [Liberal education in province. The Nizhniy Novgorod university in the first years of Soviet power], Nizhnii Novgorod.
42. TsGIA, 1905 — [1912]. F. 14. Op. 3, no. 44031. Delo studenta Imperatorskogo Sankt- Peterburgskogo universiteta Vladimira Fridrikhovicha Dinze [The file of the student of the Imperial Saint-Petersburg university Vladimir Dinze]. 43 l.
43. TsANO, 1918. F. 377. Op. 2, no. 363. Avtobiografiya V. F. Dinze [Autobiography of V. Dinze], 24 sentyabrya 1918. L. 2—3.
44. Volzhanin [Dinze], Vl. 1916b, Istoriya kak predmet nachal’nogo obucheniya [History as a subject of primary education], Petrograd.
45. Vorobiev, M. V. 2016, Teoriya sotsial’noi pedagogiki Paulya Natorpa i ee aktual’nost’ dlya sovremennogo rossiiskogo obrazovaniya [Paul Natorp’s social pedagogic theory and it’s relevance to modern Russian education], Kantovskii sbornik [Kantian collection], vol. 35, no. 2, p. 93—103.
46. Yakovenko, B. V. 2000, O zadachakh filosofii v Rossii [About the tasks of philosophy in Russia], in: Yakovenko B. V. Moshch’ filosofii [Power of philosophy], Moscow, p. 653—660.