Фундаментальная идея государственного права Канта в «Борисе Годунове» Пушкина :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Фундаментальная идея государственного права Канта в «Борисе Годунове» Пушкина

Автор Калинников Л. А.
DOI 10.5922/0207-6918-2016-4-1
Страницы 7-23
Статья Загрузить
Ключевые слова принципы государственного права, монарх, «Метафизика нравов» И. Канта, гносеология искусства, трагедия «Борис Годунов»
Ключевые слова (англ.) principles of state and law, monarch, Kant's Metaphysics of Morals, epistemology of art, Boris Godunov tragedy
Аннотация Аргументировано влияние философско-правовых идей Канта на А. С. Пушкина в ходе его работы над трагедией «Борис Годунов». Мысль Канта о том, что народ — это единственный монарх, носитель законодательной власти в государстве, построенном на принципах права, является основополагающей идеей трагедии. Во время создания «Бориса Годунова» А. С. Пушкин изучал «Критику способности суждения» Канта, а также знакомился с рядом работ, посвященных его гносеологической теории. В трагедии он не только сам руководился государственно-правовой идеей — кантизмом, но и стремился сделать ее абсолютно очевидной: лишь народ — правитель, только он источник всей полноты государственной власти и единственный носитель власти законодательной. Беда народа в том, что он этого не осознает, и обязанность образованного сословия сделать это народу известным, учить и воспитывать его. Вне этого народного самосознания нет и не может существовать права как такового — есть только деспотизм, только тирания.
Аннотация (англ.) The tragedy Boris Godunov occupies a unique place in A. S. Pushkin’s oeuvre. It was a turning point, when the author needed the whole power of his poetical genius, when a work beyond traditional literary and aesthetic styles, which interchange and establish a canon of a new style that transforms its predecessors in an act of creativity, appeared in Russian culture. Boris Godunov marked the birth of an individual author’s style in Russian art. A unique literary world — the world of Pushkin — manifested itself in a work of art. This article sets out to prove the influence of Kant’s philosophical and legal ideas on A. S. Pushkin during the poet’s work on Boris Godunov. Kant’s thought that the people is the only monarch and that legislative power is vested in it in a rule-of-law state is the central idea of the tragedy. When working on Boris Godunov, Pushkin not only studied the Critique of Judgement but he also read Kant’s works on epistemological theory. In his tragedy, Pushkin was guided by Kant’s ideas of state and law and strived to make it obvious that the people is the only monarch and source of political and legislative power. The tragedy of the people is that it does not know it and the mission of the educated class is to make the people aware of its powers and educate it. Law cannot exist beyond the people’s consciousness — everything else is despotism and a tyranny.
Список литературы 1. Алексеев М. П. К источникам «Подражаний древним» Пушкина // Алексеев М. П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., 1984.
2. Андросов В. П. Замечания на прибавления к статье о философии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Калининград, 1979. Вып. 4.
3. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813—1826). М. ; Л., 1950.
4. Винокур Г. О. Комментарии к «Борису Годунову» А. С. Пушкина. М., 1999.
5. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
6. Калинников Л. А. Э. Т. А. Гофман и И. Кант. Преодоление романтизма. Калининград, 2012.
7. Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое Просвещение? // Собр. соч. : в 6 т. М., 1966. Т. 6.
8. Кант И. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2).
9. Марков А. Кант в русской поэзии (рец.) // Новое литературное обозрение. 2009. № 95.
10. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в одном томе. М., 2001.
11. Снядецкий Ян. Общие замечания по предмету науки об уме человеческом и общий взгляд на состав Кантовой науки // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Вып. 4. Калининград, 1979.
12. Томашевский Б. В. Пушкин. Кн. первая (1813—1824). М. ; Л., 1956.
Reference 1. Alekseev M. P., 1984, K istochnikam «Podrazhanij drevnim» Pushkina // Alekseev M. P. Pushkin. Sravnitel'no-istoricheskie issledovaniya [Pushkin. Comparative historical research]. Leningrad, «Nauka».
2. Androsov V. P., 1979, Zamechaniya na pribavleniya k stat'e o filosofii // Voprosy teoreticheskogo naslediya Immanuila Kanta. Vyp. 4 [Questions theoretical legacy of Immanuel Kant. Vol. 4], Kaliningrad.
3. Blagoj D. D., 1950, Tvorcheskij put' Pushkina (1813—1826) [Creative way of Pushkin (1813—1826)]. Moscow-Leningrad, USSR Academy of Sciences Publishing.
4. Vinokur G. O., 1999, Kommentarii k «Borisu Godunovu» A. S. Pushkina [Comments to "Boris Godunov" A. S. Pushkin]. Moscow.
5. Gukovskij G. A., 1957, Pushkin i problemy realisticheskogo stilya [Pushkin and the problems of realistic style]. Moscow.
6. Kalinnikov L. A., 2012, E. T. A. Gofman i I. Kant. Preodolenie romantizma [E. T. A. Hoffmann and I. Kant. Overcoming Romantic]. Kaliningrad.
7. Kant, I. 1966, Otvet na vopros: chto takoye Prosveshcheniye [Answering the Question: What Is Enlightenment?], in Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 tomah [Collected works in 6 volumes], vol. 6, Moscow.
8. Kant, I. 1965, Metafizika nravov [The metaphysics of morals], in Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 tomah [Collected works in 6 volumes], vol. 4(2), Moscow.
9. Markov A., 2009, Kant v russkoj poehzii (rec.) // Novoe literaturnoe obozrenie, 2009, № 95 [New Literary Review, 2009, № 95].
10. Pushkin A. S., 2001, Poln. sobr. soch. v odnom tome [Complete Works in One Volume]. Moscow.
11. Snyadeckij Yan, 1979, Obshchie zamechaniya po predmetu nauki ob ume chelovecheskom i obshchij vzglyad na sostav Kantovoj nauki // Voprosy teoreticheskogo
naslediya Immanuila Kanta. Vyp. 4 [Questions theoretical legacy of Immanuel Kant. Vol. 4], Kaliningrad.
12. Tomashevskij B. V., 1956, Pushkin. Kn. Pervaya (1813—1824) [Pushkin. The first ыbook (1813—1824)]. Moscow-Leningrad, USSR Academy of Sciences Publishing.

Назад в раздел