О роли религии в аксиологической модели права Н. Н. Алексеева :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука есть не что иное, как отображение действительности
Фрэнсис Бэкон

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

О роли религии в аксиологической модели права Н. Н. Алексеева

Автор Загирняк М. Ю.
DOI 10.5922/0207-6918-2016-3-5
Страницы/Pages 58-67
Статья Загрузить
Ключевые слова неокантианство, феноменология, аксиология, религия, философия права, христианство
Keywords Neo-Kantianism, phenomenology, axiology, religion, philosophy of law, Christianity
Аннотация Проанализирована роль религии в процессе формирования понятия права в определенной культуре, с точки зрения Н. Н. Алексеева. Установлена связь между принципами раскрытия содержания правовой сферы и концепцией субъективности. Показано, как Н. Н. Алексеев преодолевает понятие субъективности, представленной в философии Нового времени (в первую очередь, в концепции Рене Декарта). В основе переосмысления Н. Н. Алексеевым концепта субъективности лежит аксиология баденского неокантианства В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Вслед за неокантианскими мыслителями Н. Н. Алексеев утверждает, что измерение культурного развития возможно постольку, поскольку существуют априорные вневременные ценности. Индивид, следовательно, приобщается к этим ценностям, а не формирует их. Таким образом, в статье определено значение ценности в философии права Н. Н. Алексеева. Используя данную трактовку ценности, Н. Н. Алексеев разрабатывает аксиологическую модель права на религиозной основе. В статье отмечено, что религия позиционируется мыслителем как инструмент для выявления ценностного содержания и показана его реализация в сфере политики. Благодаря религии возможно раскрытие содержания априорных ценностей, их легитимация с учетом историко-культурных особенностей соответствующего социума и последующее закрепление в нормах права. В этом смысле религия трактуется Н. Н. Алексеевым как связующее звено между моралью и законом. Проанализирован особый статус христианства по отношению к остальным религиям в философии права Н. Н. Алексеева; определена историческая роль христианства в раскрытии идеи права. Рассмотрено, почему Н. Н. Алексеев из многообразия религий отдает приоритет христианству как важнейшему фактору в процессе развития права как такового.
Abstract (summary) This paper is devoted to investigation of destination of religion in the process of forming of the concept of law in determined cultural circumstances. This study is actualizes the essential link between comprehension of content of domain of law and concept of subjectivity. Nikolay Alexeev overcomes concept of subjectivity represented in philosophy of early modern period of European history, (primarily in the rationalistic tradition of Rene Descartes). The crucial significant in his concept of law is got neo-kantian axiology of Wilhelm Windelband and Heinrich Rickert. Following to neo-kantian thinkers Alexeev indicates, that genesis of culture is measured because a priori values are exist. Therefore individual is not a creator of these values per se. Value became the basis of Alexeev’s philosophy of law. Furthermore he elaborated axiological model of law onto religious foundation. Religion — is a tool for initiating condition of values and there setting in political domain. Paper argued how religion conducts genesis of law. In that sense religion evaluated like a link between morality and law. Essential item of philosophy of law of Nikolay Alexeev — is a superiority of Christianity in the midst of couple of religions in solution of problem in development of law. Author shows the historical role of Christianity in revealing of the idea of law per se.
Список литературы 1. Алексеев Н. Н. Введение в изучение права. М., 1918.
2. Алексеев Н. Н. Общее учение о праве. Курс лекций, прочитанных в Таврическом университете в 1918—19 году. Симферополь, 1919а.
3. Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1919б.
4. Алексеев Н. Н. Евразийство и марксизм // Евразийский сборник. Кн. 6. Прага, 1929. С. 7—17.
5. Алексеев Н. Н. Религия, право и нравственность. P., 1930.
6. Алексеев Н. Н. Идея государства: очерки по истории политической мысли. Нью-Йорк, 1955.
7. Алексеев Н. Н. На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности) // Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998а. С. 282—371.
8. Алексеев Н. Н. Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи // Там же. 1998б. С. 386—624.
9. Бенуа А. По ту сторону прав человека. В защиту свобод. М., 2015.
10. Быкова М. Ф. Мистерия логики и тайна субъективности. О замысле феноменологии и логики у Гегеля. М., 1996.
11. Карро В. Вопрос кто? Ego и Dasein // Субъективность и идентичность : коллект. моногр. / отв. ред. А. В. Михайловский ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экномики». М., 2012. С. 80—100.
12. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб., 2002.
13. Сол Дж. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе / пер. с англ. А. Н. Сайдашева. М., 2007.
14. Пантыкина М. И. А. Райнах и Н. Н. Алексеев: два проекта феноменологии права // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 1. С. 7—13.
15. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1 : Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М., 1998.
16. Griffiths J. What Is Legal Pluralism // Journal of Legal Pluralism. 1986. №. 24. Р. 1—55. URL: http://commission-on-legal-pluralism.com/volumes/24/griffiths-art.pdf (дата обращения: 29.09.2015).
17. Moore S. F. Law as Process: An Anthropological Approach. L., 1978. URL: https://books.google.fr/books?id=6lABLiMHqPcC&dq=isbn:3825844927&hl=ru (дата обращения: 29.09.2015).
Reference 1. Alexeev, N. N. 1918, Vvedenie v izuchenie prava [Introduction to the study of law], Moscow, 188 p.
2. Alexeev, N. N. 1919a, Obshhee uchenie o prave. Kurs lekcij, prochitannyh v Tavricheskom Universitete v 1918—19 godu. [The general theory of law. The course of lectures in Tavrichesky University in 1918—19.], Simferopol, 162 p.
3. Alexeev, N. N. 1919b, Ocherki po obshhej teorii gosudarstva. Osnovnye predposylki i gipotezy gosudarstvennoj nauki [Essays on the general theory of the state. Basic assumptions and hypotheses of the state of science]. Moscow, 209 p.
4. Alexeev, N. N. 1929, Evrazijstvo i marksizm [Eurasianism and Marxism] // Evrazijskij Sbornik Kn. VI [Eurasian Miscellany. Vol. VI], Prague, p. 7—17.
5. Alexeev, N. N. 1930, Religija, pravo i nravstvennost' [Religion, law, and morality], Paris, 106 p.
6. Alexeev, N. N. 1955, Ideja gosudarstva: Ocherki po istorii politicheskoj mysli [The idea of the State: Essays on the history of political thought] New York, 412 p. 
7. Alexeev, N. N. 1998a, Na putiakh k budushchei Rossii [On the way to the future Russia], Russkii narod i gosudarstvo [Russian nation and the state], Moscow, p. 282—371.
8. Alexeev, N. N. 1998b, Sovremennoe polozhenie nauki o gosudarstve i ee blizhajshie zadachi [The current situation and immediate objectives of the science of the state], Russkii narod i gosudarstvo [Russian nation and the state], Moscow, p. 386—624.
9. Benoist, A. 2015, Po tu storonu prav cheloveka. V zashhitu svobod [On the other side of human rights. In defense of liberties], Moscow, 144 p. 
10. Bykova, M. F. 1996, Misterija logiki i tajna sub’ektivnosti. O zamysle fenomenologii i logiki u Gegelja [The Mystery of logic and secret of subjectivity. About Hegel’s conception of phenomenology and logic], Moscow, 238 p.
11. Carraud, V., 2012, Vopros kto? Ego i Dasein [The question Who? Ego and Dasein], Subektivnost' i identichnost': kollekt. monogr. [Subjectivity And Identity: joint study], Moscow, p. 80—100.
12. Renaut, A. 2002, Jera individa. K istorii sub’ektivnosti [The era of the individual. To the history of of subjectivity], Saint Petersburg, 470 p.
13. Saul, J. 2007, Ubljudki Vol'tera. Diktatura razuma na Zapade [Voltaire's Bastards: The Dictatorship of Reason in the West], Moscow, 895 p.
14. Pantykina, M. I. 2010, A. Rajnah i N. N. Alekseev: dva proekta fenomenologii prava [A. Reinach and N. N. Alekseev: Two Projects of Phenomenology of the Law], Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU [Gazette of Institute of Humanities of Togliatti State University], no. 1, Togliatti, p. 7—13.
15. Spengler, O. 1998, Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoj istorii. T. 1. Geshtal't i dejstvitel'nost' [The Decline of the West: Outlines of a Morphology of world history. Vol. 1. Gestalt and reality], Moscow, 663 p.
16. Griffiths J. 1986 What Is Legal Pluralism, Journal of Legal Pluralism, no. 24, p. 1—55, available at: https://books.google.fr/books?id=6lABLiMHqPcC&dq=isbn:3825844927&hl=ru (accessed 29 September 2015).
17. Moore, S. F. 1978, Law as Process: An Anthropological Approach, London; Boston: Routledge & K. Paul, available at: https://books.google.fr/books?id=6lABLiMHqPcC&dq=isbn:3825844927&hl=ru (accessed 29 September 2015).

Назад в раздел