Кантовский сборник

2016 Выпуск №3(57)

Игры с призраками

Аннотация

Анализируется проблематика так называемой гайстологии, то есть «науки о призраках», затронутая в книге Ж. Деррида «Призраки Маркса». Методологическим подходом к данной проблематике избирается «семиологическая авантюра» Юлии Кристевой, основанная на рассмотрении языка как гетерогенной структуры в поле взаимодействия между семиотическим, понимаемым как долингвистическое состояние инстинктивных влечений, и символическим, выступающим в качестве социально ориентированных практик идентификации субъектов и их дискурсивных практик. Затрагивается проблема игры на границе этого взаимодействия в свете разрабатываемой в статье идеи об опасности прорыва призраков в действительную реальность, что превращает ее в симулятивную гиперреальность. Акцентируется моральный ригоризм Канта в контексте его теории игры, оцениваемый как косвенное предостережение против «химер воображения», через которые «призраки» способны проникнуть в актуальную онтологию. Утверждается, что это проникновение отражается в особой специфике художественного воображения с его поэтическими ключами, открывающими те двери восприятия, каковые закрыты для иных форм общественного сознания/бессознания. Анализируется новелла «Песочный человек» Э. Т. А. Гофмана, которая интерпретируется как романтическое предостережение об опасности символических «игр с призраками», порождаемыми механизацией мышления и бытия.

Abstract

This article analyses the science of spectres addressed in J. Derrida’s book Spectres of Marx. The methodological approach employed is Julia Kristeva’s ‘semiological adventure’, which is based on considering language as a heterogeneous structure in the realm of interactions between the ‘semiotic’ understood as a pre-linguistic condition of instinctive drives and the ‘symbolic’ manifested in socially oriented identification and discursive practices. The problem of play at the interface of its interactions is examined in the context of a danger of an ‘offensive of spectres’ against the reality, which can turn the latter in a ‘simulated hyperreality’. The author stresses Kant’s moral rigour in the context of game theory, which is interpreted as an indirect warning against ‘chimeras of imagination’ capable of transporting ‘spectres’ into actual ontology. It is stated that such transportation is reflected in the characteristics of artistic imagination and its poetic keys opening the ‘doors of perception’ that are closed to the other forms of social consciousness/unconsciousness. The article analyses E. T. A. Hoffmann’s novel The Sandman, which is interpreted as a romantic warning against symbolic plays with spectres generated by the mechanisation of thinking and being.

Скачать статью