Кантовский сборник

2016 Выпуск №2(56)

Назад к списку Скачать статью

Некоторые заметки о понятии и назначении теории схематизма Канта в «Критике чистого разума»

DOI
10.5922/0207-6918-2016-2-1
Страницы / Pages
22-29

Аннотация

Статья представляет собой краткое введение в учение Канта о схематизме («Критика чистого разума»: A 137-A 147; B 176-B 187). Тот факт, что часть о схематизме располагается в разделе, названном «Учение об основоположениях», а не в «Учении о понятиях», служит основой для отличия учения о схематизме от «Дедукции чистых рассудочных понятий». Это вносит некоторую ясность в части о схематизме. Так, автор приходит к выводу о том, что схематизм — совершенно новое явление по сравнению с «Трансцендентальной дедукцией категорий», а именно — подготовительный этап для использования категорий в качестве предикатов в утверждениях, известных как «Основоположения рассудка», которые больше относятся к феноменам (явлениям во времени и пространстве), нежели к неопределенным понятиям предметов в целом. В соответствии с обоснованием этой интерпретации дается объяснение некоторых главных понятий, таких как схема, воображение, однородность, временна́я детерминация, а также функции схематизма. Воображение представляется как нечто схо жее по функции с рассудком, когда оно подчинено явлениям, данным во времени и пространстве. Рассудок становится воображением, когда он не только подчинен законам логики, но также и законам времени. Однородность (понятие, играющее важную роль в теории схематизма) объясняется ссылкой на работу Тетенса «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии» (1777). Эти и другие разъяснения понятий не полностью развиты в статье. Они широко обсуждались в работах автора, и на них приводятся сноски в данном тексте. Статья включает некоторое обсуждение изданной ранее и современной литературы о схематизме.

Abstract

The article introduces Kant’s doctrine of schematism (Critique of Pure Reason A 137-A 147; B 176-B 187). The inclusion of the chapter on schematism in the ‘Doctrine of the Principles’ rather than the ‘Doctrine of Concepts’ is taken as a clue to distinguishing the Doctrine of Schematism from the Deduction of the Pure Concepts of the Understanding. This provides clarity on the function of schematism. The author conceives of schematism as something entirely new to the Transcendental Deduction of the Categories, namely, as preparation for the use of categories as predicates in sentences known as the ‘Principles of Understanding’ referring to phaenomena (appearances in time and space) rather than the undetermined concept of objects in general. To support this interpretation, the author addresses main concepts of the schematism theory (for instance, those of schema, imagination, homogeneity, and time-determination) and describes the function of schematism. Imagination is presented as an instance of the function usually called “understanding” when directed towards appearances given in time and space. Understanding becomes imagination when it obeys not only the laws of logics, but also the laws of time. Homogeneity (a concept that plays an important role in the theory of schematism) is explained with reference to Tetens’s Philosophical Essays on Human Nature (1777). The explanations of concepts provided in the article are not exhaustive. They are discussed in more detail in the author’s earlier publications referred to in the footnotes. The article also discusses earlier and contemporary literature on schematism.

Список литературы

1. Caimi M. Der Schematismus der reinen Verstandesbegriffe // Kants Theorie der Erfahrung / R. Enskat (ed.). Berlin, 2015. P. 201—238.
2. Caimi M. Comments on the conception of Imagination in the Critique of Pure Reason // Akten des X. Internationalen Kant-Kongresses. Bd. 1 : Hauptvorträge. Berlin ; N. Y., 2008. P. 39—50.
3. Caimi M. Der Teller, die Rundung, das Schema. Kant über den Begriff der Gleichartigkeit // Metaphysik als Wissenschaft. Festschrift für Klaus Düsing zum 65. Geburtstag / D. Fonfara (ed.). München, 2006. S. 211—220.
4. Caimi M. The logical structure of time according to the chapter on Schematism // Kant-Studien. Berlin, 2012. № 103. P. 415—428.
5. Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. 3rd Ed. Berlin, 1918. 
6. Curtius E. R. Das Schematismuskapitel in der Kritik der reinen Vernunft. Philologische Untersuchung // Kant-Studien. 1914. № 19. S. 338—366.
7. Detel W. Zur Funktion des Schematismuskapitels in Kants Kritik der reinen Vernunft // Kant-Studien. 1978. № 69. S. 17—45.
8. Hepfer K. Die Form der Erkenntnis. Immanuel Kants theoretische Einbildungskraft. Freiburg ; München : Alber, 2006.
9. Matherne S. Kant and the Art of Schematism // Kantian Review. 2014. Vol. 19, iss. 2. P. 181—205.
10. Metz W. Kategoriendeduktion und produktive Einbildungskraft in der theoretischen Philosophie Kants und Fichtes. Köln : Frommann-Holzboog, 1991.
11. Riehl A. Der philosophiche Kritzismus. Geschichte und System. 3rd ed. Leipzig, 1924.
12. Tetens J. N. Philosophische Versuche über die menschliche Natur und ihre Entwicklung. 1. Bd. (Leipzig, 1777). Hildesheim ; N. Y., 1979.
13. Wunsch M. Einbildungskraft und Erfahrung bei Kant. Berlin, 2007.

Reference

1. Caimi, M. 2015, Der Schematismus der reinen Verstandesbegriffe. In: Rainer Enskat (editor): Kants Theorie der Erfahrung. Berlin, De Gruyter. P. 201—238 (electronic version: ISBN 978—3—05—009023—8).
2. Caimi, M. 2008, Comments on the conception of Imagination in the Critique of Pure Reason. In: Akten des X. Internationalen Kant-Kongresses. Band 1: Hauptvorträge. Berlin — New York: De Gruyter. P. 39—50.
3. Caimi, M. 2006, Der Teller, die Rundung, das Schema. Kant über den Begriff der Gleichartigkeit. In: Dirk Fonfara (editors): Metaphysik als Wissenschaft. Festschrift für Klaus Düsing zum 65. Geburtstag. München, Karl Alber. P. 211—220.
4. Caimi, M. 2012, The logical structure of time according to the chapter on Schematism. In: Kant-Studien, 103. Berlin. P. 415—428.
5. Cohen, H. 1918, Kants Theorie der Erfahrung, 3rd Edition. Berlin.
6. Curtius, E. R. 1914, Das Schematismuskapitel in der Kritik der reinen Vernunft. Philologische Untersuchung. In: Kant-Studien 19. P. 338—366
7. Detel, W. 1978, Zur Funktion des Schematismuskapitels in Kants Kritik der reinen Vernunft. In: Kant-Studien 69. P. 17—45.
8. Hepfer, K. 2006, Die Form der Erkenntnis. Immanuel Kants theoretische Einbildungskraft. Freiburg/München, Alber.
9. Matherne, S. 2014, Kant and the Art of Schematism. In: Kantian Review, vol. 19 issue 2, Pp. 181—205.
10. Metz, W. 1991, Kategoriendeduktion und produktive Einbildungskraft in der theoretischen Philosophie Kants und Fichtes. Köln: frommann-holzboog,
11. Riehl, A. 1924, Der philosophiche Kritzismus. Geschichte und System. 3rd edition, Leipzig.
12. Tetens, J. N. 1777, Philosophische Versuche über die menschliche Natur und ihre Entwicklung. I. Band. (Leipzig). Hildesheim and New York: Olms, 1979. Erster Versuch, Nr. 2: Eine nöthige Nebenbetrachtung über die Begriffe von Einartigkeit und Verschiedenartigkeit. P. 143—165.
13. Wunsch, M. 2007, Einbildungskraft und Erfahrung bei Kant. Berlin: De Gruyter.