Системность КЧР и система Канта (III) :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки – возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Системность КЧР и система Канта (III)

Автор Калинников Л. А.
DOI 10.5922/0207-6918-2016-1-1
Страницы/Pages 7-15
Статья Загрузить
Ключевые слова phaenomena, noumena, явления, вещи в себе, пустые ноумены, содержательные ноумены, трансцендентальные предметы в их совокупности, имманентные миру явлений отношения, ценности, нормы
Keywords noumena, phenomena, things-in-themselves, empty noumena, substantial noumena, transcendental objects in total, relations immanent in the world of phenomena, values, norms
Аннотация Продолжается анализ системности «Критики чистого разума» как текста, обеспечивающего целостность всей философской системы Канта. В развитие идей 1-й и 2-й частей работы в данной, 3-й, части рассматривается отношение понятийной сферы и сферы реальности. Понятия делятся у Канта на phaenomena и noumena. Первые — понятия чувственно данных явлений, вторые же — понятия, выражающие вещи в себе. Показывается, что noumena как понятия о вещах в себе делятся на содержательные и пустые. Содержательным ноуменам соответствуют трансцендентальные предметы как объекты возможного опыта, ставшего и могущего потенциально стать действительным, с одной стороны, а с другой — им соответствуют абстрактные отношения-идеализации, которые, будучи нормами и ценностями, имманентны миру явлений и участвуют в организации этого мира.
Abstract (summary) This article continues to analyse the systemacity of the CPR as a text ensuring the integrity of Kant’s philosophical system. Following the ideas presented in the first two parts of this work, part three considers the correlation between the spheres of concepts and reality. Kant divides concepts into phaenomena and noumena. The former are apprehended by the senses and the latter express the things-in-themselves. It is shown that, as concepts of things, noumena are divided into substan tial and empty ones. Substantial noumena correspond to transcendental objects as the material of possible experience, which has become or can become actual, on the one hand. On the other, they correspond to abstract idealisation relations – norms and values – that are immanent in the world of phenomena and contribute to the organisation of that world.
Список литературы 1. Кант И. Критика практического разума // Соч. : в 6 т. М., 1965а. Т. 4 (1).
2. Кант И. Критика способности суждения // Там же. 1966. Т. 5.
3. Кант И. Основы метафизики нравственности // Там же. 1965б. Т. 4 (1).
4. Кант И. Критика чистого разума // Там же. 1963. Т. 3.
Reference 1. Kant, I. 1965a, Kritika practicheskogo razuma [Critique of Practical Reason] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol. 4 (1), Moscow.
2. Kant, I. 1966, Kritika sposobnosti suzhdenija [Critique of Judgment], in: Kant, I. Sobr. soch. v 6 t., [Collected works in 6 volumes], vol. 5, Moscow.
3. Kant, I. 1965б, Osnovyi metafiziki nravstvennosti [Groundwork of the Metaphysic of Morals], in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol. 4 (1), Moscow.
4. Kant, I. 1963, Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason], in: Kant, I. Sobr. soch. v 6 t., [Collected works in 6 volumes], vol. 3, Moscow.

Назад в раздел