Кантовский сборник

2010 Выпуск №2(32)

Назад к списку Скачать статью

Актуальность философско-педагогического наследия И. Канта

DOI
10.5922/0207-6918-2010-2-8
Страницы / Pages
88-96

Аннотация

Статья адресована педагогам и всем, кто интересуется вопросами воспитания и самовоспитания. Побудительной причиной всего творчества великого философа стало желание показать, как возможно и насколько необходимо человеку достоинство ради осуществления его человеческого предназначении. Кант показал мир, каким он должен быть в соответствии с разумными задатками человека. Автором статьи проанализированы основные понятия рациональной этики философа и сделана попытка систематизации его педагогических идей, которые присутствуют буквально во всех его произведениях. В статье также отражено влияние философско-педагогических идей И. Канта на развитие педагогики Германии XIX века и современной теории и практики образования.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная цен­ность // Педагогика. 1999.   3. С. 37—43.

2. Летов О. В. Человек в современных философских концепциях // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Философия: ре­феративный журнал. 2002. № 2. С. 122—128.

3. Наторп П. Основные начала этики // Наторп П. Философская пропедевтика: общее введение в философию и основные начала логики, этики и психологии. М., 1911. С. 54—86.

4. Мамардашвили М. М. Кантианские вариации. М., 1997.

5. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: в 4 т. М., 1997. Т. 3. С. 277—733.

6. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 563—909.

7. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 445—504.

8. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч.: в 4 т. М., 1997. Т. 3. С. 39—275.

9. Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирова­ния пе­дагогических систем. М., 1999.

10. Engel R. Kants Vorlesung über Pädagogik: Die Autonomie des pädagogischen Gedankens auf der Grundlage der transzendentalen Lehre vom Ding an sich // Engel R. Kants Lehre vom Ding an sich und ihre Erziehungs- und Bildungstheoretische Bedeutung.  Frankfurt am Main [u. a.], 1996. S. 150—161.

11. Honneth A. Unsichtbarkeit // Honneth A. Unsichtbarkeit: Stationen einer Theorie der Intersubjektivität. Frankfurt am Main, 2003.

12. Herbart J. F. Die Pädagogik Herbarts. Allgemeine Pädagogik aus dem Zwecke der Erziehung abgeleitet. Weinheim, 1965.

13. Hufnagel E. Der Wissenschaftscharakter der Pädagogik: Studien zur pädagogi­schen Grundlehre von Kant, Natorp und Hönigswald. Würzburg, 1990.

14. Kesseler K. Kant und Pestalozzi // Die deutsche Schule. № 17. Weinheim, 1913. S. 531—537.

15. Kesseler K. Kant und Schiller: Zwei deutsche Propheten des Wahren, Guten und Schönen. Bunzlau, 1910.

16. Koch L. Kants Revolutionen // Kant — Pädagogik und Politik / hrsg. von L. Koch, C. Schönherr. Würzburg, 2005.  S. 9—22.

17. Niethammer A. Kants Vorlesung über Pädagogik: Freiheit und Notwendigkeit in Erziehung und Entwicklung. Frankfurt am Main, 1980.

18. Ruffing M. «Selbstdenken» und «Wahrhaftigkeit» — Überlegungen zu Kants zete­tischer Methode // Studi Italo-Tedeschi: Deutsch-Italienische Studien: XXV Int. Symposi­um «Immanuel Kant (1724—1804) nel 200 anniversario della morte/zur 200. Wiederkehr des Todestages»/, Merano/Meran 2004. / hrsg. von der Accademia di Studi Italo-Tede­schi; Akademie Deutsch-Italienischer Studien in Zusammenarbeit mit der Phil. Fa­kultät der Univ. Trient. Trento; Trient, 2005. Р. 391—403.

19. Schmidt R. Immanuel Kant: die drei Kritiken in ihrem Zusammenhang mit dem Gesamtwerk. Stuttgart, 1975.

20. Schön F. Johann Christoph Greiling // Schön F. Kant und die Kantianer in der Pä­dagogik: Referat und neue Beiträge zur Geschichte der Pädagogik // Deutsche Blätter für erziehenden Unterricht (Langensalza). 1910/1911.  38,   10.  S. 93—96.

21. Schön F. A. H. Niemeyer // Schön F. Kant und die Kantianer in der Pädagogik: Re­ferat und neue Beiträge zur Geschichte der Pädagogik // Deutsche Blätter für erziehen­den Unterricht (Langensalza). 1910/1911. 38, № 11.  S. 104—105.

22. Schön F. F. H. Chr. Schwarz // Schön F. Kant und die Kantianer in der Pädagogik: Referat und neue Beiträge zur Geschichte der Pädagogik // Deutsche Blätter für erzie­henden Unterricht (Langensalza). 1910/1911. 38, № 12. S. 114—116.