Кантовский сборник

2015 Выпуск №4(54)

Назад к списку Скачать статью

Отношение к политической революции как пробный камень для практической философии

DOI
10.5922/0207-6918-2015-4-8
Страницы / Pages
92-102

Аннотация

Представлен критический отзыв на статью известного российского кантоведа, профессора А. Н. Круглова «Несовершеннолетие и задача истинного преобразования образа мышления», опубликованную в «Кантовском сборнике» за 2014 год в № 3 и 4. Предметом критического анализа стал прежде всего практический вывод статьи, в котором А. Н. Круглов выражает свое негативное отношение к Великой французской революции и двусмысленно высказывает свое неодобрение кантовских позитивных оценок этой революции. Такая двусмысленность может дискредитировать современную практическую философию, которая должна давать обществу ясные, устойчивые основоположения, понятные для большинства читателей. Иначе практические выводы могут быть произвольно истолкованы политиками, идеологами и обычными гражданами в качестве научных рекомендаций, инструкций для принятия различных решений. При этом А. Н. Круглов игнорирует важную кантовскую мысль о том, что социально-политические революции происходят по вине правителей, неспособных вовремя провести необходимые реформы. Именно поэтому насилие и жесткости революции — это не что иное, как возмездие самой природы за социальную несправедливость.
А. Н. Круглов явно противопоставляет друг другу кантовские понятия политической революции и «истинной революции в образе мышления», при этом упуская из виду, что без «устранения личного деспотизма» и «угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев» невозможно достичь «истинного преобразования образа мышления» и что именно политические, подчас страшные, кровавые революции могут освободить общество от такого угнетения.
Дается объяснение кантовской симпатии к Французской революции как «историческому знаку» возможности морально-правового совершенствования человеческого рода через стремление к моральным целям. Политическая революция рассматривается в качестве начального («негативного») этапа просвещения, заключающегося в освобождении от принуждения и от «помочей» опекунов, за которым должен следовать собственно позитивный этап просвещения, предполагающий развитие культуры разума.

Abstract

This paper presents a critical review of an article by the eminent Russian Kantianist Prof A. N. Kruglov published under the title “Immaturity and the objective of a true reform in ways of thinking” in Kantovsky Sbornik (issues 3—4, 2014). The critical analysis focuses on the practical conclusion, in which Prof Kruglov expresses his negative attitude to the French Revolution and shows ambiguous disapproval of Kant’s positive attitude to it. This ambiguity can discredit modern practical philosophy, which has to present to the society clear and stable statements that can be understood by most readers. Otherwise, practical conclusions can be arbitrarily interpreted by politicians, ideologists, and general public as scientific recommendations and guidelines for decision-making. Moreover, Prof Kruglov ignores Kant’s important thought about socio-political revolutions being the fault of rulers incapable of implementing necessary reforms. Therefore, the violence and cruelty of revolutions are nothing but the nature's vengeance for social injustice. Prof Kruglov juxtaposes Kant’s notions of political revolution and ‘true reform in ways of thinking’ neglecting the fact that, without a ‘falling off of personal despotism and of avaricious or tyrannical oppression’, it is impossible to achieve a ‘true reform in ways of thinking’ and that cruel political revolutions can liberate the society from such oppression. The paper explains Kant’s positive attitude to the French revolution as a ‘historical sign’ of the possibility of moral and legal improvement of humanity through striving for moral goals. Political revolutions are considered as the initial (‘negative’) stage of enlightenment consisting in the liberation from coercion and ‘assistance’ from guardians. This stage should be followed by the positive stage of enlightenment suggesting the development of culture of reason.

Список литературы

1.    Алданов М. А. Девятое термидора // Алданов М. А. Мыслитель: Девятое тер-мидора. Чертов мост. Заговор. Святая Елена, маленький остров. Тетралогия. М., 2002.
2.    Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Кант И. Собр. соч. на немецком и русском языках. М., 1994а. Т. 1.
3.    Кант И. К вечному миру // Там же. 1994в. Т. 1.
4.    Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Там же. 1994б. Т. 1.
5.    Кант И. «Скандальный фрагмент» // Мясников А. Г. Революция в способе мышления как системная проблема философии И. Канта. Екатеринбург ; Пенза, 2006.
6.    Кант И. Спор факультетов. Калининград, 2002. С. 202.
7.    Круглов А. Н. Несовершеннолетие и задача истинного преобразования образа мышления // Кантовский сборник. 2014a. № 3 (49). С. 19—39.
8.    Круглов А. Н. Несовершеннолетие и задача истинного преобразования образа мышления // Кантовский сборник. 2014б. № 4 (50). С. 39—53.
9.    Мясников А. Г. Критика политического деспотизма у Канта и Робеспьера // Кант между Западом и Востоком. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня ро-ждения Иммануила Канта : тр. междунар. семинара и междунар. конф. : в 2 ч. Ка-лининград, 2005. Ч. 2. C. 146—155.
10.    Мясников А. Г. Противоречит ли отказ от общения кантовскому безусловно¬му долгу правдивости? // Философские науки. 2007. № 9. С. 101—111.
11.    Эрн В. От Канта к Круппу // Русская мысль. 1914. № 12. С. 116—124.
12.    Ямпольский М. Энтузиазм // Ямпольский М. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана. М., 2004.
13.    Böckerstette H. Aporien der Freiheit und ihre Aüfklärung durch Kant. Stuttgart, 1982.
14.    Burg P. Kant und die Französische Revolution. Berlin, 1974.
15.    Deggau, H.-G. Die Aporien der Rechtslehre Kant. Stuttgart, 1983.
16.    Langer C. Reform nach Prinzipien Untersuchungen zur politische Theorie Immanuel Kants. Stuttgart, 1986.
17.    Losurdo D. Immanuel Kant — Freiheit, Recht und Revolution. Köln, 1987.
18.    Hinske N. Kant als Herausforderung an die Gegenwart. Freiburg, 1980.
19.    Höffe O. „Königliche Völker“: Zu Kant kosmopolitische Rechts — u. Friedens¬the¬o-rie. Frankfurt a/M, 2001.

Reference

1. Aldanov, M. A. 2002, Devyatoe termidora [The Ninth Thermidor]. In: Aldanov, M. A. Myslitel’. Tetralogiya [The Thinker, a tetralogy]. Moscow. 2. Kant, I. 1994a, O pogovorke „Mozhet byt’, eto i verno v teorii, no ne goditsya dlya praktiki“ [Über den Gemeinspruch: Das mag in der Theorie richtig sein, taugt aber nicht für die Praxis]. In: Kant, I. Sobranie sochinenii na nemetskom i russkom yazykakh [Works on German and Russian languages], ed. by B. Tuschling, N. W. Motroschilowa. Vol. 1. Moscow. 3. Kant, I. 1994в, K wechnomu miru [Zum ewigen Frieden]. In: Kant, I. Sobranie sochinenii na nemetskom i russkom yazykakh [Works on German and Russian languages], ed. by B. Tuschling, N. W. Motroschilowa. Vol. 1. Moscow. 4. Kant, I. 1994б, Otvet na vopros: chto takoe prosveshchenie? [Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung?] In: Kant, I. Sobranie sochinenii na nemetskom i russkom yazykakh [Works on German and Russian languages], ed. by B. Tuschling, N. W. Motroschilowa. Vol. 1. Moscow. 5. Kant, I., 2006 «Skandal’nuj Fragment» [Das sog. „Krakauer Fragment“]. In: Myasnikov A. G. Revoluzija w sposobe muschlenija kak sistemnaja problema fhilosofhii Kanta. Ekaterinburg, Penza, p. 219—227. 6. Kant, I. 1994л, Spor fakul’tetov [Der Streit der Facultäten]. In: Kant, I. Sobranie sochinenii, 8 Vols. [Works in 8 volumes], ed. by A. V. Gulyga. Vol. 7. Moscow. 7. Krouglov, A. N. 2014a, Nesowerschennoletie i sadacha istinnogo preobrasowanija obrasa mushclenija. Chast’ I. [Immaturity and the task of atrue reform in ways of thinking. Part I.]. In: Kantovsky Sbornik, № 3 (49), p. 19—39. 8. Krouglov, A. N. 2014б, Nesowerschennoletie i sadacha istinnogo preobrasowanija obrasa mushclenija. Chast’ II. [Immaturity and the task of atrue reform in ways of thinking. Part II.]. In: Kantovsky Sbornik, № 4 (50), p. 39—53. 9. Myasnikov, A. G. 2005, Kritika politicheckogo despotisma u Kanta i Robesp’era [Criticism of political despotism at Kant and Robespierre]. In: Kant mezhdu sapadom I wostokom. K 200-letiju so dnja smerti i 280-letiju so dnja rozhdenija Immanuila Kanta: Trudu mezhdunarodnogo seminara i mezhdunarodnoj konferenzii: W 2 zh. / Kaliningrad. Zh. II., p. 146—155. 10. Myasnikov, A. G. 2007, Protiworechit li otkas ot obchsenija kantowckomu besuclownomu dolgu prawdiwosti? [Whether refusal of communication contradicts a Kant unconditional debt of truthfulness?]. In: Fhilosofhskie nauki, № 9, p. 101—111. 11. Ern, W. 1914, Ot Kanta k Kruppu [From Kant to Krupp]. In: Russkaja musl’, p. 116—124. 12. Böckerstette, H. 1982, Aporien der Freiheit und ihre Aüfklärung durch Kant. — Stutt-gart.: fromman-holzboog, 13. Burg, P. 1974, Kant und die Französische Revolution. Berlin. 14. Deggau, H.-G. 1983, Die Aporien der Rechtslehre Kant. Stuttgart. 15. Langer, C. 1986, Reform nach Prinzipien Untersuchungen zur politische Theorie Im-manuel Kants. Stuttgart. 16. Losurdo, D., 1987, Immanuel Kant — Freiheit, Recht und Revolution. Köln. 17. Hinske, N., 1980, Kant als Herausforderung an die Gegenwart. Freiburg. 18. Höffe, O., 2001, „Königliche Völker“: Zu Kant kosmopolitische Rechts- u. Friedens-theorie. — Frankfurt a. M.: Suhrkamp.