Триединый союз: Семейное право Фихте на фоне кантовской практической философии (II) :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных...
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Триединый союз: Семейное право Фихте на фоне кантовской практической философии (II)

Автор Судаков А. К.
DOI 10.5922/0207-6918-2015-4-2
Страницы/Pages 17-33
Статья Загрузить
Ключевые слова брак, развод, разделение, конкубинат, принуждение, любовь, правосубъект, честь, Кант, Фихте
Keywords marriage, divorce, separation, concubinage, compulsion, love, legal personality, honour, Kant, Fichte
Аннотация На материале недавно впервые опубликованной на русском языке книги «Основы естественного права» Фихте анализируются логика и основные положения теории семейного права Фихте. Вторая часть исследования посвящена рассмотрению конкретной теории брачного права Фихте в контрастном сопоставлении с правовым учением Канта. Как соединение, так и разделение мыслится у Фихте происходящим в сфере внутренней жизни, в стихии личной свободы; отсюда роль духовных лиц в этой области. Основное внимание в своей теории Фихте уделяет природе и юридическим последствиям законного развода, трактуемого на основе его моральной антропологии пола как моральный факт и юридическое состояние. Состоявшийся в нравственной субстанции развод делает союз лиц незаконным сожительством, которое понимается существенно не по-кантовски. В этом свете рассматриваются вопросы о том, что должно охранять и что может наказывать в этой сфере государство.
Abstract (summary) Based on Fichte’s Foundations of Natural Right recently published in Russian for the first time, this article investigates the logic and basic statements of Fichte’s theory on family law. The second part of the study considers Fichte's theory of marriage law as compared to Kant’s legal doctrine. Both the union and separation of marriage partners is viewed by Fichte as a phenomenon of the internal life and an element of personal freedom, hence the role of clergy in this field. In Fichte’s theory, special attention is paid to the nature and legal effects of a legitimate divorce interpreted based on his moral anthropology of sexes as a moral fact and a legal status. A divorce, once accomplished in the moral substance, transforms the personal union of family partners into a concubinage, which is seen considered in an essentially non-Kantian way. Against the background of these concepts, the article deals with questions of what the state has to protect and what it is entitled to punish in the domain of marriage.
Список литературы
1. Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. : в 6 т. 1965. Т. 4, ч. 2. C. 107—302.
2. Фихте И. Г. Основа естественного права согласно принципам наукоучения. М., 2014.
Reference 1. Kant, I, 1965. Metafisicheskiye nachala ucheniya o prave [Metaphysical Elements of Justice] In: Kant, I. Soch. v 6 t. Vol. 4. Part 2, Moscow, p. 107—302.
2. Fichte, J. G., 2014. Osnova jestestvennogo prava soglasno prinzipam naukoucheniya [Foundations of Natural Right according to the Principles of the Science of Knowledge], Moscow.

Назад в раздел