Кантовский сборник

2015 Выпуск №3(53)

Назад к списку Скачать статью

Мышление природы и природа мышления — Коген о Спинозе

DOI
10.5922/0207-6918-2015-3-4

Аннотация

Совершается попытка обосновать тезис о том, что когеновская рецепция мышления Спинозы характеризуется такой же последовательностью, какую мы можем найти во всей философской системе марбургского неокантианца. Колебания в когеновской интерпретации теоретических построений Спинозы соответствуют прогрессирующему уточнению его собственного проекта философской системы.
Предлагаемое исследование не преследует цели пролить свет на представленную широкую панораму подходов и точек зрения на отношение Когена к Спинозе, которое в своих еще не изученных аспектах чрезвычайно разнообразно, а благодаря его интерпретациям еще более обогатится; речь в большей степени идет о том, чтобы прояснить отдельные моменты этой панорамы. Так, автор не входит в подробности «случая Спинозы», как Ко¬ген позволил себе назвать жесткое противостояние со Спинозой в отношении понимания еврейства, — по поводу этого «случая» существует достаточно большое количество работ. Еще меньше в исследовании пойдет речь о рассмотрении личностных сюжетов. Таким образом, внимание обращается на следующие темы: природа мышления и мышление природы.
Проведенный анализ позволяет уяснить главные причины критического отношения Когена к Спинозе. Спинозовский пантеизм, согласно Когену, приводит к различным неприемлемым следствиям, таким как: выявление этики как метафизики, которая обозначается как онтология и покоится на ложной тождественности, исчезновение возможности самой этики из-за отсутствия различия между бытием природы и бытием долженствования, оппозиция против финализма во имя необходимости природных законов. Следовательно, речь идет о мышлении, которое даже в мелочах не занимается научным идеализмом и, соответственно, далеко отстоит от критической философии Когена.
В философии Спинозы Коген видел онтологическую метафизику, которая основывается на ошибочном принципе тождества. Она аннулирует возможность самой этики, над которой господствует необходимость природных законов, поскольку препятствует тому, чтобы бытие природы различить с бытием долженствования. Такое различение и объединение логики и этики для Когена является в равной мере необходимым и дополнительным. Этот фундаментальный критический принцип идеализма преодолевает спинозовский пантеизм, редуцирующий этику к логике и опустошающий значение этики и логики через метафизику тождества божественной субстанции.

Abstract

The author tries to prove the thesis that Cohen's reception of Spinoza's thought is character-ized by a sequence of what we can find in the whole philosophical system of Marburg Neo-Kantian. Fluctuations in Cohen's interpretation of Spinoza's theoretical constructs correspond to a progres-sive refinement of his own philosophical system project. This research does not aim to shed new light on the wide panorama presented approaches and points of view on the attitude of Cohen to Spinoza, which has not yet studied its aspects are ex-tremely diverse, and because of his interpretations more enriched; it is more a question of fact, to shed light on some aspects of this panorama. Thus, the author does not go into details, "the case of Spinoza," as Cohen let himself be called a tough confrontation with Spinoza against Jewish under-standing — about this "case" there are quite a number of studies. Even less in the study will be discussed on the consideration of personal stories. So here it draws attention to the following topics: the nature of thinking and thinking of nature. Conducted by the author analysis allows to understand the main causes of a Cohen’s critical attitude to Spinoza. Spinoza's pantheism, according to Cohen, leads to various unacceptable conse-quences: identification of ethics as metaphysics, which is referred to as an ontology and rests on a false identity, the disappearance of the very possibility of ethics is no difference between being of nature and being of obligation, the opposition against finalism in the name of necessary natural laws. Therefore, we are talking about thinking that even in small things not engaged in scientific idealism and therefore far from the critical philosophy of Cohen. In the philosophy of Spinoza saw Cohen ontological metaphysics, which is based on the erro-neous principle of identity. It cancels the possibility of the ethics as prevents the existence of nature distinguished from being of obligation, and over which dominates the necessity of natural laws. This distinction and the union of logic and ethics for Cohen is equally necessary and complemen¬tary. This fundamental principle of critical idealism overcomes Spinoza's pantheism, the reducing ethics to logic and devastating importance of ethics and logic through the metaphysics of identity of the divine substance.

Список литературы

1.    Коген Г. Теория опыта Канта. М., 2012.
2.    Коген Г. Обоснование этики Кантом // Иммануил Кант и актуальные про-блемы современной философии : сб. науч. тр. М., 2008. Т. 2.
3.    Пома А. Критическая философия Германа Когена. М., 2012.
4.    Ein ungedruckter Vortrag Hermann Cohens über Spinozas Verhältnis zum Juden¬tum // Festgabe zum zehnjährigen Bestehen der Akademie für die Wissenschaft des Judentums. 1919—1929. Berlin, 1929. S. 42—68.
5.    Liebeschütz H. Hermann Cohen und Spinoza // Bulletin des Leo Baeck Instituts. 1960. № 12. S. 225—238.
6.    Freudenthal Ja. Spinoza. Sein Leben und seine Lehre. Stuttgart, 1904. Bd. 1 : Das Le-ben Spinozas.
7.    Wiedebach H. Die Hermann-Cohen-Bibliothek. Hildesheim ; Zürich ; New York. 2000.
8.    Rosenzweig F. Einleitung // Hermann Cohen. Jüdische Schriften. Erster Band. Ber¬lin, 1924. S. XIII—LXIV.

Reference

1. Kogen G. 2012, Teorija opita Kanta [Theory of experience of Kant], Per. s nem. V. N. Be¬lova, Moscow. 2. Kogen G. 2008, Obosnovanie etiki Kantom [Kantian justification of ethics] / Per. s nem. V. N. Belova // Immanuil Kant i aktualnije problem sovremennoj filosofii. Sb. nauch. trudov / pod obchej red. V. N. Belova i L. I. Tetjueva. T. 2. Moscow. 3. Poma A. 2012, Kriticheskaja filosofija Germana Kogena [The critical philosophy of Hermann Cohen], Per. s it. O. A. Popova, Moscow. 4. Ein ungedruckter Vortrag Hermann Cohens über Spinozas Verhältnis zum Juden-tum // Festgabe zum zehnjährigen Bestehen der Akademie für die Wissenschaft des Juden-tums. 1919—1929, Berlin, 1929. S. 42—68. 5. Liebeschütz H. 1960, Hermann Cohen und Spinoza // Bulletin des Leo Baeck In-stituts, № 12, S. 225—238 6. Freudenthal Ja. 1904, Spinoza. Sein Leben und seine Lehre, Bd. 1, Das Leben Spino¬zas. Stuttgart. 7. Wiedebach H. 2000, Die Hermann-Cohen-Bibliothek. Hildesheim/Zürich/New York. 8. Rosenzweig F. 1924 Einleitung // Hermann Cohen. Jüdische Schriften. Erster Band. Berlin, S. XIII—LXIV.