Кантовский сборник

2014.Выпуск № 4(50)

Назад к списку Скачать статью

Человек — «гражданин двух миров»: развитие Розенцвейгом кан¬товских тем (пер. с итал. и предисл. к пер. В. Н. Белова)

DOI
10.5922/0207-6918-2014-4-6
Страницы / Pages
82-87

Аннотация

Речь идет о главном произведении Ф. Розенцвейга «Звезда искупления». Автор пытается дать ответ на принципиальный вопрос о принадлежности мысли Розенцвейга к традиции кантовской философии.
Автор воспринимает трактовку кантовского понятия свободы со стороны Розенцвейга как герменевтический шифр для выявления некоторых его соображений в оценке темы человеческой природы. Розенцвейг признает заслугу Канта в том, что тот через дефиницию понятия свободы отнес человеческий поступок к главному фундаменту, который спасает человека от всеобъемлющих претензий философии.
Интеллигибельный характер человеческой причинности и свобода как чудо феноменального мира так, как они названы в рецепции Канта Розенцвейгом, позволяют, в конечном счете, гарантировать человеку измерение автономное, касаемое сущности, и понятное для самого себя, иначе говоря, непоколебимое никакими претензиями идеалистической философии.
То, к чему, по мнению автора статьи, приходит Розенцвейг, — это заключение о том, что о человеке, в той же мере как о мире и о Боге, ничего невозможно знать.
В анализе общей архитектоники «Звезды искупления» необходимо отметить цен-тральное положение темы откровения. Розенцвейг указывает, что такое положение откровения непосредственно связано с понятием свободы.
По убеждению автора статьи, Розенцвейг оказывается мыслителем, которого можно разместить между старой и новой философией. Для автора «Звезды избавления» логико-аргументативный момент (анализа и синтеза) и герменевтический момент религиозного опыта, и тот и другой, являются необходимыми на пути, который ведет к пониманию истины, в полной мере воспроизводи¬мой в опыте и реализуемой только в слушании божественного слова

Abstract

This article focuses on Rosenzweig’s major work The Star of Redemption. The author attempts to answer the principal question as to whether Rosenzweig’s thought belongs to the tradition of Kantian philosophy. The author addresses the Rosenzweig’s interpretation of Kant’s concept of freedom as a hermeneutical cipher to expose some of his considerations on human nature. Rosenzweig acknowledges Kant’s achievement in attributing a human act to the major fundament, which will save a human from the universal claims of philosophy. The intelligible character of human causation and freedom as a miracle of phenomenal world (as they are called in Rosenzweig’s reception of Kant) make it possible to guarantee an autonomous dimension of a human being that relates to the essence and is understandable for oneself, in other words, resistant to any claims of idealistic philosophy. The author believes that Rosenzweig arrives at the conclusion that nothing can be known about a human just as nothing can be known about god. An analysis of general architectonics of The Star of Redemption emphasises the central position of the theme of revelation. Rosenzweig stresses that the central position of revelation relates to the notion of freedom. The author believes that Rosenzweig is a thinker that occupies a position between old and new philosophy. For the author of The Star of Redemption, the logical and argumentative aspect (of analysis and synthesis) and the hermeneutical aspect of religious experience are necessary elements of the path to understanding the truth, which can be fully reproduced and implemented only in listening to the word of god.

Список литературы

1. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. в 4 т. на нем. и рус. языках / подг. к изд. Н. Мотрошиловой, Б. Тушлингом. М., 1997. Т. 3.
2. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. на нем и рус. яз. / под ред. Б. Бушлинга, Н. Мотрошиловой. M., 2006. Т. 2. Ч. 1.
3. D’Antuono E. Rosenzweig e Kant. Un’affinità eletti¬va // Prospettive settanta, 13. 1991.
4. Kajon I. Storia della filosofia e filosofia ebraica. L’interpretazione di Kant in Franz Rosenzweig in Id. (a cura), La storia della filosofia ebraica, Cedam, Padova, 1993.
5. Popolla F. «Nuovo pensiero» e «filosofia narrante». Rosenzweig interprete di Schelling // Annuario filosofico, 14. 1998.
6. Rosenzweig F. Briefe und Tagebücher (Der Mensch und sein Werk. Gesammelte Schriften, I), 2 voll., hrsg. von R. Rosenzweig und E. Rosenzweig-Scheinmann unter Mitwirkung von B. Casper, Martinus Nijhoff, Haag, vol. 2. 1979.
7. Rosenzweig F. Der Stern der Erlösung, Kauffmann, Frankfurt a. M. 1921; tr. it. a cura di G. Bonola, La stella della reden¬zione, Marietti, Casale Monferrato, 1985.
8. Rosenzweig F. Das neue Denken. Einige nachträgliche Bemerkungen zum «Stern der Erlösung», «Der Morgen» 1 (1925), pp. 426—451; tr. it. a cura di G. Bonola, Il nuovo pensiero. Alcune note supplementari a «La stella della redenzione» in ID., La Scrittura. Saggi dal 1914 al 1929, Città Nuova, Roma, 1991. pp. 257—282.
9. Rosenzweig F. Die «Gritli»-Briefe. Briefe an Margrit Rosenstock-Huessy, hrsg. von I. Rühle und R. Mayer, mit einem Vorwort von R. Rosenzweig, Bilam, Tübingen, 2002.
10. Rosenzweig F. «Urzelle» des Stern der Erlösung. Brief an Rudolf Ehrenberg vom 18.XI.1917 in ID., Kleinere Schriften, Schocken Verlag / Jüdischer Buchverlag, Berlin 1937, pp. 357—372; tr. it. a cura di G. Bonola, «Cellula originaria» de «La stella della redenzio¬ne» in ID., La Scrittura, 1991. pp. 241—256.
11. Disse J. Die Philosophie Immanuel Kants im «Stern der Erlösung». Ein Kommentar. In: BRASSER (Hg.), Rosenzweig als Leser. Kontextuelle Kommentare zum «Stern der Erlösung», Max Niemeyer, Tübingen, 2004.
12. Brasser M. Einleitung a Id. (Hg.), Rosenzweig als Leser. Kontextuelle Kommentare zum «Stern der Erlösung», Max Nie¬meyer, Tübingen, 2004.

Reference

Kant, I. 1997, Kritika prakticheskogo razuma [Critique of Practical Reason]. In: I. Kant. Soch. v 4 t. na nem. i russ. jazikach. Podgotovlenno k izdaniju N. Motroshilovoj (Moskva) i B. Tushlingom (Marburg) [Works in 4 volumes], Moscow. T. 3. 2. Kant, I. 2006, Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason] In: I. Kant. Soch. na nem. i russ. jaz. T. 2. Chast’ 1 / pod red. B. Tushlinga, N. Motroshilovoj [Works in German and Russian languish]. Moscow. 3. D’Antuono E., 1991. Rosenzweig e Kant. Un’affinità eletti¬va, In: Prospettive settanta, 13. 4. Kajon I., 1993. Storia della filosofia e filosofia ebraica. L’interpretazione di Kant in Franz Rosenzweig in Id. (a cura), La storia della filosofia ebraica, Cedam, Padova. 5. Popolla F., 1998. «Nuovo pensiero» e «filosofia narrante». Rosenzweig interprete di Schelling, In: Annuario filosofico, 14. 6. Rosenzweig F., 1979. Briefe und Tagebücher (Der Mensch und sein Werk. Gesammelte Schriften, I), 2 voll., hrsg. von R. Rosenzweig und E. Rosenzweig-Scheinmann unter Mitwirkung von B. Casper, Martinus Nijhoff, Haag, vol. 2. 7. Rosenzweig F., 1985. Der Stern der Erlösung, Kauffmann, Frankfurt a. M. 1921; tr. it. a cura di G. Bonola, La stella della reden¬zione, Marietti, Casale Monferrato. 8. Rosenzweig F., 1991. Das neue Denken. Einige nachträgliche Bemerkungen zum «Stern der Erlösung», «Der Morgen» 1 (1925), pp. 426—451; tr. it. a cura di G. Bonola,¬ Il nuovo pensiero. Alcune note supplementari a «La stella della redenzione» in ID., La Scrittura. Saggi dal 1914 al 1929, Città Nuova, Roma, pp. 257—282. 9. Rosenzweig F., 2002. Die «Gritli»-Briefe. Briefe an Margrit Rosenstock-Huessy, hrsg. von I. Rühle und R. Mayer, mit einem Vorwort von R. Rosenzweig, Bilam, Tübingen. 10. Rosenzweig F., 1991. «Urzelle» des Stern der Erlösung. Brief an Rudolf Ehrenberg vom 18.XI.1917 in ID., Kleinere Schriften, Schocken Verlag / Jüdischer Buchverlag, Berlin 1937, pp. 357—372; tr. it. a cura di G. Bonola, «Cellula originaria» de «La stella della redenzione» in ID., La Scrittura, pp. 241—256. 11. Disse J., 2004. Die Philosophie Immanuel Kants im «Stern der Erlösung». Ein Kommentar. In: BRASSER (Hg.), Rosenzweig als Leser. Kontextuelle Kommentare zum «Stern der Erlösung», Max Niemeyer, Tübingen. 12. Brasser M., 2004. Einleitung a Id. (Hg.), Rosenzweig als Leser. Kontextuelle Kommentare zum «Stern der Erlösung», Max Niemeyer, Tübingen.