Кант между либерализмом и консерватизмом :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука есть не что иное, как отображение действительности
Фрэнсис Бэкон

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Кант между либерализмом и консерватизмом

Автор Чалый В.
DOI 10.5922/0207-6918-2014-4-4
Страницы/Pages 54-60
Статья Загрузить
Ключевые слова либерализм, консерватизм, политическая антропология, «практическая антропология» Канта.
Keywords liberalism, conservatism, political anthropology, Kant's «practical anthropology».
Аннотация Кант имеет репутацию одного из виднейших защитников политического либерализ-ма. Однако в его философии заметны и консервативные идеи. Представляется, что их по-следствия достаточно глубоки для того, чтобы предложить пересмотреть сложившуюся оценку Канта как безоговорочного «либерала». В целом либеральное представление о ценностях и целях политического процесса в философии Канта (далекое, однако, от крайностей плюрализма и индивидуализма некоторых современных либеральных концепций) в значительной мере уравновешивается сдержанной оценкой перспектив их достижения, основанной на понимании человеческой природы в рамках «практической антропологии», сходном с консервативным скептицизмом. Либерализм Канта находится в плоскости, которую он сам называет «метафизической», «чистой», в то время как его оценка «эмпирических», «реальных» перспектив осуществления ли¬берального проекта близка к консервативной
Abstract (summary) Kant has a reputation of one of the chief proponents of political liberalism. However, some of his important ideas can qualify as conservative. Their consequences are reaching far enough to sug¬gest a reevaluation of Kant as an unconditional liberal. Kant's generally liberal understanding of aims and values of a political process (which is, however, quite remote from the pluralism and individualism of some contemporary theories) is balanced by his reservations concerning the prospects of their realization, based on his «empirical anthropology», which is remarkably close to conservative skepticism. Kant's liberalism lies in the domain that he called «pure» or «metaphysical», whereas his «empirical», «real-world» estimation of the prospects of liberal project is approaching conservatism.
Список литературы 1.    Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963—1966.
2.    Клемме Х. Понятие антропологии в философии И. Канта // Кантовский сборник. 2010. Вып. 3(33). С. 24—32.
3.    Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М., 2008.
4.    Чалый В. А. Интерпретация категорического императива Джоном Ролзом в «Теории справедливости» // Кантовский сборник. 2013. Вып. 2 (44). С. 46—52.
5.    Соловьёв Э. Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005.
6.    Шмитт К. Политическая теология. М., 2000.
7.    Beck, L. W., 1971. Kant and the Right of Revolution // Journal of the History of Ideas. Vol. 32, № 3, Jul-Sep. 1971.
8.    Flikschuh, K., 2008. Reason, Right, and Revolution: Kant and Locke // Philosophy & Public Affairs. Vol. 36, № 4 (Fall, 2008). Р. 375—404.
9.    Insole, Ch. Two Conceptions of Liberalism. Theology, Creation, and Politics in the Thought of Immanuel Kant and Edmund Burke // The Journal of Religious Ethics. Vol. 36, № 3, Sep. 2008.
10.    Louden, R. Kant's Human Being: Essays on His Theory of Human Nature. Oxford University Press, 2011.
11.    Louden, R. Kant's Impure Ethics. From Rational Beings to Human Beings. Oxford University Press, 2000.
12.    Seebom, Th. Kant’s Theory of Revolution // Social Research. Vol. 48, № 3 (Autumn, 1981). Р. 557—587.
Reference 1. Kant, I. Sochineniya v 6 tomah [Works in 6 volumes]. Moscow, 1963—66. 2. Klemme, H. 2010, Ponyatie antropologii v philosophii Kanta. [The Notion of Anthropology in Kant's Philosophy] Kantovsky Sbornik, № 3 (33), p. 24—32. 3. Nozick, R. Anarchia, gosudarstvo i utopia [Anarchy, State and Utopia]. Moscow, 2008. 4. Chaly, V. A. 2013, Interpretatsia kategoricjeskogo imperativa Johnom Rawlsom v «Teorii spravedlivosti» [Interpretation of Categorical Imperative by John Rawls in «Theory of Justice»] Kantovsky Sbornik, № 2 (44). p. 46—52. 5. Solovyev, E. Y. 2005, Kategoricheskij imperativ nravstvennosti i prava. 6. Schmitt, C. 1922, Politicheskaya teologia [Political Theology]. 7. Beck, L. W. 1971, Kant and the Right of Revolution // Journal of the History of Ideas. Vol. 32, no. 3, Jul-Sep. 8. Flikschuh, K. 2008, Reason, Right, and Revolution: Kant and Locke. Philosophy & Public Affairs, Vol. 36, no. 4 (Fall, 2008), pp. 375—404. 9. Insole, Ch. 2008, Two Conceptions of Liberalism. Theology, Creation, and Politics in the Thought of Immanuel Kant and Edmund Burke // The Journal of Religious Ethics. Vol. 36, no. 3, Sep. 10. Louden, R. 2011, Kant's Human Being: Essays on His Theory of Human Nature. Oxford University Press. 11. Louden, R. 2000, Kant's Impure Ethics. From Rational Beings to Human Beings. Oxford University Press. 12. Seebom, Th. 1981, Kant’s Theory of Revolution, Social Research, Vol. 48, no. 3 (Autumn, 1981), pp. 557—587.

Назад в раздел