«Гамбургская драматургия» Лессинга в дискурсе «кодов надежды» Просвещения :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Наука есть не что иное, как отображение действительности
Фрэнсис Бэкон

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

«Гамбургская драматургия» Лессинга в дискурсе «кодов надежды» Просвещения

Автор Гильманов В. Х.
DOI 10.5922/0207-6918-2014-3-5
Страницы/Pages 60-71
Статья Загрузить
Ключевые слова «Гамбургская драматургия», доверие к человеческой чувственности, «код надежды», экзистенциал, теория катарсиса.
Keywords Hamburg Dramaturgy, trust in human sensuality, “code of hope”, existential, theory of catharsis.
Аннотация Рассматривается проект Лессинга по созданию Национального театра Германии в надежде открыть в Гамбурге «школу морального мира». В XVIII веке Гамбург считался одним из бастионов свободы в противостоянии двух бытийных форм — феодальной и бюргерской, став столицей новой системы ценностей: одним из средств в этой борьбе против идейного догматизма и феодального абсолютизма были философия и искусство. В этой атмосфере складывается новая понятийная культура, с надеждой и энтузиазмом воспринятая обществом: разум, добродетель, справедливость, толерантность, что отражало общее настроение бюргерской Германии в отношении казавшихся естественными человеческих склонностей и что, вероятно, было полным опровержением учения Августина о тотальной поврежденности человеческой природы грехом и мизантропической антропологии Гоббса. Эта немецкая чувствительность стала основой для философии надежды Лессинга. «Код надежды» Лессинга, идеи которого сформировались в «докритический период» эпохи Просвещения, основан на доверии к человеческой чувственности, в которой он неосознанно для себя в условиях наступившей автономии открывает гетерономную направленность экзистенциалов, «сострадание» и «страх» — в основе его теории катарсиса. Эти «вертикально» диспонированные психологические состояния оказываются в системе Лессинга его мостиками к природе, в которой он ищет истину. Именно этим обусловлена его теория реализма в «Гамбургской драматургии», принципиально отличающаяся от Кантовой философии. Для теории искусства Лессинга характерна эстетическая надежда на чувственную способность людей соединиться в общей моральной интерсубъективности через экзистенциальное очищение «в царстве красоты». Эта надежда Лессинга в его пантеистическом убеждении о неразрывном единстве природы и истины, манифестируемом в коде категории прекрасного. В поле напряжения между «ржавчиной корысти» и «золотом чувствительного сердца» Лессинг ориентируется на педагогическую силу катарсиса нравов под влиянием истинного искусства.
Abstract (summary) This article considers Lessing’s theatrical project of establishing a German National theatre aimed at founding a “school of morality” in Hamburg. In the 18th century, Hamburg was considered a stronghold of freedom in the opposition between the two forms of being — the feudal and burgher’s ones — having become a capital of the new system of values. Philosophy and arts served as a means in this struggle against dogmatism and feudal absolutism. In this atmosphere, a new conceptual culture emerged. This culture, warmly welcomed by the society, rested on reason, virtue, justice, and tolerance, which reflected the common attitudes of burgher Germany towards apparently natural human inclinations. It contradicted both Augustine’s teaching of human corruption and Hobbes’s misanthropic anthropology. This German sensitivity served as the basis for Lessing’s philosophy of hope. Lessing’s “code of hope”, whose ideas developed in the “pre-critical” period of the Elightenment is based on trust in human sensibility, within which, probably unconsciously, in the conditions of newly established autonomy, he discovers the heteronomous orientation of the “compassion” and “fear” existentials underlying his theory of catharsis. In Lessing’s system, these “vertically” positioned psychological states prove to be bridges to nature, in which he seeks the truth. It explains his theory of realism in Hamburg Dramaturgy, which differs radically from Kant’s philosophy. Lessing’s theory of art is characterized by aesthetic hope for the sensible ability of people to unite in moral intersubjectivity through existential purification in the realm of beauty. This hope is based on Lessing’s pantheistic belief in the unbreakable unity between nature and the truth manifested in the code of the category of the beautiful. In the stress field between the rust of greed and the gold of sensible heart, Lessing relies on the pedagogical power of catharsis of morals under the influence of true art.
Список литературы 1. Гораций К. Ф. Наука поэзии (330—331) // Вергилий. Гораций. М., 2005.
2. Кант И. Критика способности суждения // Соч. : в 8 т. М., 1994. Т. 5.
3. Goethe J. W. Faust // Johann Wolfgang Goethe. Werke : in 14 Bdn. München, 1988. Bd. 3.
4. Helferich Ch.. Geschichte der Philosophie. Stuttgart, 1992.
5. Lessing G. E. Hamburgische Dramaturgie // Lessings Werke : in 5 Bdn. Weimar, 1963. Bd. 4.
6. Kindlers Neues Literatur Lexikon : in 22 Bdn. / hrsg. von W. Jens. München, 1988. Bd. 10.
Reference 1. Goracij, K. F. 2005, Nauka poezii [The knowledge of poetry], Vergilij. Goracij. Moscow, pp. 765—779. 2. Kant, I. 1994, Kritika sposobnosti suzhdenija [Сritique of Judgement], in Kant I. Sochinenija v 8 tomah, Moscow, t. 5. 3. Goethe, J. W. 1998, Faust, Johann Wolfgang Goethe. Werke: in 14 Bdn. München, Bd. 3. 4. Helferich, Ch. 1992, Geschichte der Philosophie, Stuttgart. 5. Lessing, G. E. 1963, Hamburgische Dramaturgie, Lessings Werke : in 5 Bdn. Weimar, Bd. 4. 6. Kindlers, 1988, Neues Literatur Lexikon: in 22 Bdn / hrsg. von W. Jens. München, Bd. 10.

Назад в раздел