Кантовский сборник

2014 Выпуск №3(49)

Назад к списку Скачать статью

Антиномия политического разума. Размышления по поводу статьи Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»

DOI
10.5922/0207-6918-2014-3-3
Страницы / Pages
40-50

Аннотация

Анализируется работа Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» Раскрываются философские предпосылки и сущность кантовского просвещения как политического проекта. Исследуется взгляд Канта на различие между «публичным» и «частным» использованием разума. Указывается на основополагающее значение этого различия для выработки идеала просвещения в области политической жизни. Предлагается видение этого идеала в эволюционном пути развития общества, основа которого — перестройка общественного сознания. Точка зрения Канта о том, что главный ресурс для развития общества состоит во всесторонней критике социальной действительности со стороны способного к самоопределению гражданина, рассматривается на фоне взглядов Руссо, отстаивающего право народа на революцию. После реконструкции кантовской позиции обсуждаются возможные теоретические проблемы, связанные с принятием этого проекта. Отмечается, что данный проект функционирует только при условии совпадения интересов правительства и гражданина. Примеры из российской истории свидетельствуют о том, что даже общая заинтересованность правителя и гражданина в благе государства оставляет пространство для конфликтов между ними. Рассматривается кантовский парадокс об обратно пропорциональной связи между уровнями гражданской свободы и свободы духа. Выдвигается гипотеза о диссиденстве как возможной политической форме реализации этого парадокса. На основе сформулированной дилеммы гражданина предлагается идея об антиномии политического разума, а также ее решение при помощи понятия о чистой совести. Проводится анализ понятия о чистой совести и на примерах показывается, что для его адекватного понимания необходимо учитывать практическую философию Канта. Делается вывод о том, что в отличие от коперниковской системы теоретического разума, кантовская система практического разума остается птоломеевской, где человек есть единственный центр и конститутивная величина этой сферы. Утверждается, что смысл кантовского просвещения состоит в отстаивании свободы человека и его достоинства.

Abstract

This article analyses Kant’s work “Answering the Question: What is Enlightenment?” It is shown that Kant’s enlightenment is a political project. The author focuses on the philosophical prerequisites and the essence of this project and analyses the difference between the “public” and “private” use of reason. The article emphasises the major significance of this difference for developing the ideal of enlightenment in the field of politics. It is suggested that this ideal be seen in the evolutionary development of society based on the transformation of public consciousness. Kant’s view that the key discourse for social development consists in a comprehensive critique of social reality by a citizen capable of self-determination is considered against the background of Rousseau’s ideas, who defended the right of people to revolution. The reconstruction of Kant’s position is followed by a discussion of possible theoretical problems relating to the implementation of this project. It is stressed that the project can function only when the interests of government and citizen coincides. Russian history is addressed to illustrate that even “common interests” of the ruler and the citizen leave room for a conflict between them. The author analyses Kant’s paradox stating an inversely proportional connection between the level of civil liberties and that of spiritual freedom. The article proposes a hypothesis about the dissident movement as a possible political form of implementing this paradox. This dilemma helps to formulate the idea of antinomy of political reason, as well as develop its solution based on the notion of clear conscience. The author analyses the notion of clear conscience and uses example to illustrate that an adequate understanding thereof requires considering Kant’s practical philosophy. It is concluded that, unlike the Copernican system of theoretical reason, Kant’s system of practical reasons remains Ptolemaic, where a human is the only centre and constitutive quantity of this sphere. It is argued that the essence of Kant’s enlightenment lies in defending human freedom and dignity.

Список литературы

1. Арендт Х. Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме. М., 2008.
2. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Соч. : в 8 т. М., 1994. Т. 8. С. 29—37.
3. Соловьев Ю. Э. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.
4. Arendt H. Eichmann in Jerusalem, Ein Bericht über die Banalität des Bösen. München, 2013.
5. Von Lang J. Das Eichmann-Protokoll. Tonbandaufzeichnungen der israelischen Verhöre. Wien, 1991. S. 349—351.

Reference

1. Arendt, H. 2008, Banal’nost’ zla: Eichmann v Jerusalime [Adolf Eichmann, and how Evil Isn't Banal], Моscow. 2. Kant, I. 1994, Otvet na vopros: chto takoe prosveschenie? [Answering the Question: What is Enlightenment?], in Kant, I. Sobranie sochineniy v 8 tomah. [Works in 8 volumes], Moscow, t. 8, pp. 29—37. 3. Sovovjev, Ju. E. 1992, I. Каnt: vzaimodopolnitel’nost‘ morali i prava [I. Kant: The Complementarity of Moral and Right], Moscow. 4. Arendt, H. 2013, Eichmann in Jerusalem, Ein Bericht über die Banalität des Bösen, München. 5. Lang, J. von, 1991, Das Eichmann-Protokoll. Tonbandaufzeichnungen der israelischen Verhöre, Wien, pp. 349—351.