Кантовский сборник

2014 Выпуск №1(47)

Назад к списку Скачать статью

С. И. Гессен в истории русского неокантианства

DOI
10.5922/0207-6918-2014-1-4
Страницы / Pages
59-65

Аннотация

Предпринимается попытка, с одной стороны, вписать творчество русского философа Гессена в неокантианскую традицию, с другой — указать на своеобразие его философской позиции в рамках неокантианства. Выделяется два важных аспекта в анализе творчества русского мыслителя: его внимание философской практике и эволюция его философских взглядов в сторону платонизма.
В проблеме философской практики мы у Гессена как ни у кого другого из русских философов сталкиваемся с разведением понятий практической философии и философской практики, или «конкретной философии». Если практическая философия есть этика, то философская практика — педагогика. Именно поэтому главные свои усилия русский философ прикладывает к вопросам разработки педагогической теории, критикуя при этом позицию П. Наторпа за сведение педагогики только к этике. По мнению автора, творчество позднего Гессена представляет собой наиболее явный образец эволюции понимания важнейшего значения религии для фундаментальности философской позиции, оставляя философию и религию неслиянными, толчком к которой послужил интерес к философским идеям Соловьева и Достоевского. Основание, на котором русский философ утверждал религиозную перспективу своей позиции, он находит в платонической традиции.

Abstract

This article attempts, on the one hand, to inscribe the works of the Russian philosopher Hessen into the Neo-Kantian tradition and, on the other hand, to emphasise the originality of his philosophical position in the framework of Neo-Kantianism. The author identifies two important aspects in the analysis of the Russian thinker’s works: his attention to the philosophical practice and the evolution of his philosophical views towards Platonism. As to the problem of philosophical practice, when analyzing Hessen’s works — unlike the works of other Russian philosophers, one faces the acute problem of separation between the concepts of practical philosophy and philosophical practice or ‘concrete philosophy’. If practical philosophy is ethics, philosophical practice is pedagogy. Thus, the Russian philosopher spares no effort to develop a pedagogical theory criticizing, at the same time, Natorp’s position for reducing pedagogy to ethics. The author believes that the later works of Hessen set an example of the evolution of the understanding of the key importance of religion for the solidity of a philosophical position, which leaves philosophy and religion isolated. The stimulus for this evolution was his interest in the philosophical ideas of Solovyov and Dostoyevsky. Hessen found the foundation for the religious perspective of his position in the Platonic tradition.

Список литературы

1. Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1998.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
3. Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России: историко-философские очерки. М., 2007.
4. Крайнен К., Белов В. Н. Изучение неокантианства: указания к чтению // Кантовский сборник. 2008. № 2 (28). С. 66—74.
5. Эдель Г. Неокантианство сегодня: нерешенные вопросы // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / под ред. И. Н. Грифцовой, Н. А. Дмитриевой. М., 2010. С. 532—540.
6. Nеоkantianismus: Kulturtheorie, Pädagogik und Philosophie / Oelkers, Schulz, Tenorth (Hrsg.). Weinheim, 1989.

Reference

1. Hessen, S. I. 1998. Izbrannie sochinenija [Selected works], Moscow. 2. Hessen, S.I. 1995. Osnovi pedagogiki. Vvedenije v prikladnuju filosofiju [Foundations of pedagogy. Introduction in applied philosophy], Moscow. 3. Dmitrieva N. A. 2007, Russkoje neokantianstvo: “Marburg” v Rossii. Istoriko-filosofskije ocherki [Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Historical and philosophical essays], Moscow. 4. Krajnen, K., Belov, V.N. 2008, Izuchenie neokantianstva: ukazanija k chteniju [Study of Neo-Kantianism: instructions to reading], Kantovsky sbornik, no. 2(28), p. 66—74. 5. Edel, G. 2010, Neokantianstvo segodnja: nereshennyje voprosi [Neo-Kantianism today: outstanding questions], Neokantianstvo nemezkoje i russkoje: mezhdu teorijej poznanija i kritikoj kulturi [Germany and Russian Neo-Kantianism: between the theory of knowledge and the critic of culture], Moscow, p. 532—540. 6. Neоkantianismus: Kulturtheorie, Pädagogik und Philosophie [Neo-Kantianism: Culturology, Pedagogy and Philosophy], 1989, Oelkers, Schulz, Tenorth (Hrsg.), Weinheim.