Кантовский сборник

2014 Выпуск №1(47)

Назад к списку Скачать статью

А. А. Фет как теоретик и практик чистого искусства и проблема природы поэзии

DOI
10.5922/0207-6918-2014-1-3
Страницы / Pages
38-58

Аннотация

Рассматривается философия искусства А. А. Фета. Он один из представителей «чистого искусства» в русской поэзии, творчество которого противопоставлялось искусству тенденциозному, связанному с решением социально-политических задач времени. Однако объективная логика природы искусства делала поэзию А. А. Фета дополнительной по отношению к революционно-демократической
поэзии. А. Фет руководствовался принципами эстетики Канта, согласно которой функция искусства — конституирование мира ценностей. Оно не заменяет и не может заменить ни науки с ее назначением познавать мир, ни нравственности с ее назначением организации мира общественного. Принцип чистоты, или принцип обособления, присущий философии Канта, применялся А. Фетом к искусству. Это означает, что искусство для искусства вовсе не ограничивается эстетическими ценностями, а несет всё их многообразие. Особую роль конечной цели и предельной ценности А. Фет предназначает поэзии, а в ней — философской лирике. Поэт-мыслитель — вот его идеал поэта.

Abstract

This article is devoted to A. A. Fet’s philosophy of art. He is a representative of ‘pure art’ in Russian poetry, whose works were opposed to tendentious art serving the socio-political agenda of the time. However, the objective logic of nature of art made A. A. Fet’s poetry complimentary to revolutionary-democratic poetry. A. Fet was guided by Kant’s principle of aesthetics stating that the function of art is constituting the world of values. It does not and cannot replace either science, which is meant to cognise the world, or morality, which is meant to organise the world of the social. The principle of purity characteristic of Kant’s philosophy was applied by A. Fet to art. It means that art for art’s sake is not limited to aesthetic values but includes their whole range. A. Fet gives the role of the ultimate end and value to poetry and thus philosophical poetry. The poet-thinker is his ideal of a poet.

Список литературы

1. Белый А. История становления самосознающей души // Белый А. Душа самосознающая. М., 1999.
2. Калинников Л. А. Принцип обособления как принцип познания и риторики //Модели рассуждений — 3. Когнитивный подход : сб. ст. / под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград, 2010. С. 219—224.
3. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1965. Т. 5.
4. Кант И. Критика чистого разума // Там же. 1964. Т. 3.
5. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.,1980.
6. Розенблюм Л. Н. А. Фет и эстетика «чистого искусства» // Фет А. А. и его литературное окружение. М., 2008. Кн. 1.
7. Соловьев Вл. С. О лирической поэзии. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского // Соловьев Вл. С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990.
8. Соловьев Вл. С. Кант // Соловьев В. С. Соч. : в 2 т. М., 1988. Т. 2.
9. Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями. М., 1962.
10. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т.М., 1928—1958. Т. 30.
11. Фет А. А. и его литературное окружение. М., 2011. Кн. 2.
12. Фет А. А. Мои воспоминания. М., 1992. Т. 2.
13. Фет А. А. Наши корни // Фет А. А. Поэт и мыслитель. М., 1999.
14. Фет А. А. О стихотворениях Ф. Тютчева // Фет А. А. Соч. : в 2 т. М., 1982. Т. 2.
15. Фет А. А. Полное собрание стихотворений. Л., 1959.
16. Шопенгауэр А. Parerga und Paralipomena // Шопенгауэр А. Собр. соч. : в 6 т.М., 2011. Т. 5.
17. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Критика Кантовской философии.М., 1993. Т. 1.

Reference

1. Belyj, A. 1999, Istorija stanovlenija samosoznajushhej dushi [History of the formation of self-conscious soul]. In: Belyj A. Dusha samosoznajushhaja [Self-conscious soul], Moscow. 2. Kalinnikov, L. A. 2010, Princip obosoblenija kak princip poznanija i ritoriki [The principle of separation as the principle of knowledge and rhetoric]. In: Bryushinkin, V.N. (ed.), Modeli rassuzhdenij — 3. Kognitivnyj podhod [Models of reasoning — 3. The cognitive approach], Kaliningrad. 3. Kant, I. 1965, Kritika sposobnosti suzhdenija [Critique of Judgment]. In: I. Kant. Sobranie Sochineniy v 6 t. [Works in 6 volumes]. Mysl' [Thought], Moscow. T. 3. 4. Kant, I. 1964. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. In: I. Kant. Sobranie Sochineniy v 6-ti tomah [Works in 6 volumes]. T.3. Mysl' [Thought], Moscow. 5. Kant, I. 1980, Religija v predelah tol'ko razuma [Religion within the Limits of Reason Alone]. In: Kant I. Traktaty i pis'ma [Трактаты и письма], Moscow. 6. Rozenbljum, L.N. 2008. A. Fet i jestetika «chistogo iskusstva» [Fet and aesthetics "pure art"]. In: Fet A. A. i ego literaturnoe okruzhenie [Fet and his literary environment], Moscow. Kn. 1. 7. Solovyov, V.S. 1990, O liricheskoj pojezii. Po povodu poslednih stihotvorenij Feta I Polonskogo [About lyrical poetry. On the last poems of feta and Polonsky]. In: Solovyov, V. S. Stihotvorenija. Jestetika. Literaturnaja kritika [Poems. Aesthetics. Literary criticism], Moscow. 8. Solovyev, V.S. 1988, Kant. In: V. S. Solovyev. Sobranie Sochineniy v 2 t. [Works in 2 volumes]. T.2. «Mysl'» [Thought], Moscow. 9. Tolstoj, A.N. 1962, Perepiska s russkimi pisateljami [Correspondence with the Russian writers], Moscow. 10. Tolstoy, L. N. 1928—1958, Chto takoe iskusstvo? [What is art?]. In: Polnoe sobranie sochinenij v 90 t. [Complete Works in 90 T.], Moscow. Т. 30. 11. Fet i ego literaturnoe okruzhenie [Fet and his literary environment]. 2011, Moscow: IMLI RAN. T. 2. 12. Fet, A.A. 1992, Moi vospominanija [My memories], Moscow. T. 2. 13. Fet, A.A. 1999, Nashi korni [Our roots]. In: Fet A. A. Pojet i myslitel' [Poet and thinker], Moscow. 14. Fet, A.A. 1982, O stihotvorenijah F. Tjutcheva [About the poems Tyutchev]. In: Sochinenija [Oeuvre], Т. 2, Rasskazy. O pojezii i iskusstve. Pis'ma [Stories. About thepoetry and art. Letters]. 15. Fet A. A. 1959. Poln. sobranie stihotvorenij [Full. Poems]. Leningrad. 16. Schopenhauer, A. 2011, Parerga und Paralipomena. In: Sobranie sochinenij v 6 t. [Works in 6 volumes], Moscow. Т. 5. 17. Shopengaujer, A. 1993, Mir kak volja i predstavlenie [The World as Will and Representation]. In: A. Shopengaujer. Mir kak volja i predstavlenie. «Nauka», Moscow. T 1.