Кантовский сборник

2014 Выпуск №1(47)

Назад к списку Скачать статью

Понятие необходимости в немецкой философии эпохи Просвещения

DOI
10.5922/0207-6918-2014-1-2
Страницы / Pages
25-37

Аннотация

Необходимость — ключевое философское понятие, которое фигурирует в различных дисциплинах, от логики до онтологии. В немецкой философии эпохи Просвещения этому понятию была посвящена значительная часть рассуждений многих мыслителей. Необходимость для них связана не только и не столько с логикой, сколько с дисциплинами  общей и специальной метафизики. Это обусловлено тем, что закон достаточного основания, введенный Лейбницем, тесно связан с рассматриваемым понятием. Признание закона достаточного основания одним из двух основных принципов философии неизбежно ставит вопрос о необходимости всех вещей, поскольку у всего существующего есть достаточное основание, почему оно существует. Любое высказывание, любое действие, любая вещь в таком случае будет предопределена ее основанием. Такое положение дел исключает любую случайность и возможность какого-либо свободного действия, что подрывает основы этики. Многие философы пытались избежать подобного фатализма, расширяя и уточняя понятие необходимости, выделяя различные ее виды, например необходимость условную и безусловную, абсолютную и гипотетическую, моральную, природную и др. Рассматривается понятие необходимости в основных философских произведениях Готфрида Вильгельма Лейбница, Христиана Вольфа, Иммануила Канта, Христиана Августа Крузия и других авторов, а также ихпопытки сочетать необходимость, появившуюся вследствие введения закона достаточного основания, со свободой. В ходе исследования показывается, что необходимость в XVIII в. понималась очень широко, она занимала особое место в метафизике вообще и в космологии, психологии, теологии и этике в частности.

Abstract

Necessity is a key philosophical notion, which is used in different disciplines from logic to ontology. In the German philosophy of the Enlightenment, this concept was central to the work of many thinkers. For them, necessity is related not only to logic but rather to the disciplines of general and special metaphysics. It is explained by that the principle of sufficient reason introduced by Leibniz is closely linked to the notion under consideration. The recognition of this principle as one of the two basic principles of philosophy inevitably raises the question about the necessity of all things, since all that exists has a sufficient reason behind its existence. In this case, any statement, any action, any object would be predetermined by its reason. Such state of affairs excludes any possibility of any accidents or free actions, which undermines the foundation of ethics. Many philosophers tried to avoid such fatalism through expanding and refining the concept of necessity and identifying its different types, for example, conditional and unconditional, absolute and hypothetical, moral, natural and others. The article considers the concept of necessity in the major philosophical works of Gottfried Wilhelm Leibniz, Christian Wolff, Immanuel Kant, August Christian Crusius and other authors, as well as their attempts at harmonizing the principle of sufficient reason with freedom. It is demonstrated that, in the 18th century, necessity was understood very broadly, it held a special place in metaphysics in general and, in particular, in such metaphysical disciplines as cosmology, psychology, theology, and also ethics.

Список литературы

1. Бавмейстер Хр. Метафизика / пер. с лат. Я. В. Толмачева. М., 1808.
2. Вольф Хр. Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще, сообщенные любителям истины Христианом Вольфом // Христиан Вольф и философия в России / под ред. В. А. Жучкова. СПб., 2001.
3. Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века (предклассический период). М., 1996.
4. Кант И. Новое освещение первых принципов метафизического познания //Соч. : в 8 т. М., 1994. Т. 1.
5. Лейбниц Г. В. Замечания к общей части Декартовых «Начал» // Соч. : в 4 т. М.,1984а. Т. 3.
6. Лейбниц Г. В. Монадология // Там же. 1982. Т. 1.
7. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческой природе и ее развитии // Там же.1983. Т. 2.
8. Лейбниц Г. В. Оправдание Бога на основе его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями // Там же. 1989а. Т. 4.
9. Лейбниц Г. В. Опыты Теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Там же. 1989б. Т. 4.
10. Лейбниц Г. В. Размышление о познании, истине и идеях // Там же. 1984в. Т. 3.
11. Лейбниц Г. В. Размышления о сочинении г-на Гоббса, опубликованного на английском языке, о свободе, необходимости и случайности // Там же. М., 1989в. Т. 4.
12. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания // Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. М., 1993. Т. 1 : Критика кантовской философии.
13. Baumgarten A. G. Metaphysica. Halle, 41757. ND: Stuttgart-Bad Cannstatt, 2011
14. Crusius Chr. A. Dissertatio philosofica de usu et limitibus principii rationis determinantis,vulgo sufficentis. Lpz., 1743.
15. Meier G. Fr. Metaphysik. T. 1—2. Halle, 1755.
16. Recher N. The Philosophy of Leibniz. Englewood Cliffs, New Jersey, 1967.
17. Wolff Chr. Philosophia prima sive ontologia, method scientific pertractata, qua omnis cognitionis humanae continentur. Frankfurt, 1736.
18. Wolff Chr. Vernünfftigen Gedancken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt, Anderer Theil. Frankfurt, 1733.

Reference

1. Baumeister, Fr. Chr. 1808, Metafizika [Metaphysics], Moscow. 2. Wolff, Chr. 2001, Razumnye mysli o Boge, mire, dushe cheloveka i vseh veschah voobsche, soobschenniye lyubitelyam istiny Christianom Wolffom [Rational thoughts on God, the world and the soul of human beings; also all things in general], Translated by Zhuchkov, V. A. in: Christian Wolff I filosofiya v Rossii [Christian Wolff and philosophy in Russia], 2001, Saint-Petersburg. 3. Zhuchkov, V. A. 1996, Iz istorii nemetskoy filosofii XVIII veka (predklassicheskiy period) [On the history of German philosophy of the 18th century (pre-classic period)], Moscow. 4. Kant, I. 1994, Novoye osveschenie principov metafizicheskogo poznaniya [The new highlighting of principles of metaphysical knowledge], Moscow. 5. Leibniz, G. W. 1984a, Zamechaniya k obschey chasti Dekartovyh nachal [Remarks on general part of Descartes’s principles] in: Leibniz, G. W. Sobranie sochineniy v 4 t. [Collected works in 4 volumes], vol. 3, Moscow. 6. Leibniz, G. W. 1982, Monadologia [Monadology] in: Leibniz, G. W. Sobranie sochineniy v 4 t. [Collected works in 4 volumes], vol. 1, Moscow. 7. Leibniz, G. W. 1983, Noviye opyty o chelovecheskoy prirode i ee razvitii [New essays on human understanding] in: Leibniz, G. W. Sobranie sochineniy v 4 t. [Collected works in 4 volumes], vol. 2, Moscow. 8. Leibniz, G. W. 1989a, Opravdanie Boga na osnove ego spravedlivosti, soglasovannoj s prochimi ego sovershenstvami i vsemi ego dejstvijami [Apology of God based on His justice concerted with his perfection and all his actions] in: Leibniz, G. W. Sobranie sochineniy v 4 t. [Collected works in 4 volumes], vol. 4, Moscow. 9. Leibniz, G. W.1989б, Opyty Teodicei o blagosti Bozhiej, svobode cheloveka i nachale zla [Essays onTheodicy: On the Goodness of God, the Freedom of Man, and the Origin of evil] in: Leibniz, G. W. Sobranie sochineniy v 4 tomah [Collected works in 4 volumes], vol. 3, Moscow. 10. Leibniz, G. W. 1984в, Razmyshlenie o poznanii, istine i ideyah [Meditations on knowledge truth and ideas] in: Leibniz, G. W. Sobranie sochineniy v 4 tomah [Collected works in 4 volumes], vol. 3, Moscow. 11. Leibniz, G.W. 1989г, Razmyshlenija o sochinenii g-na Gobbsa, opublikovannogo na anglijskom jazyke, o svobode, neobhodimosti i sluchajnosti [Reflexions on the work that mr. Hobbes published in English on 'freedom, necessity and chance] in: Leibniz, G. W. Sobranie sochineniy v 4 tomah [Collected works in 4 volumes], vol. 3, Moscow. 12. Schopenhauer, A. 1993, O chetverojakom korne zakona dostatochnogo osnovanija [On the Fourfold Root of the Principle of Sufficient Reason] in: Schopenhauer, A. 1993, O chetverojakom korne zakona dostatochnogo osnovanija. Mir kak volja i predstavlenie. T. 1. Kritika kantovskoj filosofii [On the Fourfold Root of the Principle of Sufficient Reason. World as will and representation, vol. 1. Criticism of the Kantian philosophy], Moscow. 13. Baumgarten, A. G. 1757, Metaphysica. Halle. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2011. 14. Crusius, Chr. A. 1743, Dissertatio philosofica de usu et limitibus principii rationis determinantis, vulgo sufficentis. Lpz. 15. Meier, G. Fr. 1755, Metaphysik. Tl. 1—2. Halle. 16. Recher, N. 1967, The Philosophy of Leibniz. Englewood Cliffs, New Jersey. 17. Wolff, Chr. 1736, Philosophia prima sive ontologia, method scientific pertractata, qua omnis cognitionis humanae continentur. Frankfurt. 18. Wolff, Chr. 1733, Vernünfftigen Gedancken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt, Anderer Theil. Frankfurt.