Антропологические основания политической теории Джона Ролза
Аннотация
Представлен анализ антропологической модели теории справедливости Ролза, выявляющий ее сложный, комплексный характер: модель содержит попытку сообщить представлению о рациональном эгоисте homo economicus, позаимствованому у классиков утилитаризма, более глубокие философские основания, взятые из философии Канта (идея автономии, способности самодетер-
минации через моральный закон), а присутствующее в модели понятие «жизненного плана», в котором выражается рациональность интересов и действий человека и достаточный успех в реализации которого Ролз называет человеческим сча-
стьем, отсылает его теорию к аристотелевской этике добродетели и к современному коммунитаризму.
The analysis of Rawls’ anthropological model, underlying his theory of justice, reveals its complex basis: on one hand, it is an attempt to attach broader and deeper Kantian philosophical foundations to “ratonal egoist” of classical utilitarianism (idea of autonomy,
ability of self-determination through moral law); on the other hand, the notion of “life plan”, emphasizing rationality of human interests and actions and opening a possibility for happiness, connects Rawls’ theory to Aristotle’s virtue ethics and to contemporary communitarianism.