Черты агиографического жанра в жизнеописании Александра (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»)
The hagiographic genre of the life of Alexander (Plutarch’s Comparative biographies)- DOI
- 10.5922/2225-5346-2019-2-2
- Страницы / Pages
- 26-34
Аннотация
Рассматриваются отдельные черты агиографического жанра в жизнеописании Александра из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. При помощи реверсивного, компаративистского и структурно-семантического методов анализируется структура биографии Александра Македонского, образ главного героя, образ нарратора, ирреальность и обожествление героя. Прослеживается определенная типологическая конвергенция между жанром жития-биос и жанром античной биографии Плутарха, что отражено в первую очередь в структуре биографии Александра, которая строится по определенной модели, сюжетной схеме-шаблону, включающей происхождение, детство, воспитание, юность, зрелость, славные деяния, прижизненное обожествление и смерть героя. Корреляция двух жанровых форм позволила также выявить и исследовать такие аспекты, как специфику создания Плутархом биографического образа главного героя, вопрос судьбы человека, его предназначенности и свободы выбора, закрепленных и видоизмененных впоследствии в жанре жития; общность и отличие повествовательных стратегий, поскольку повествующая инстанция (недиегетический нарратор) в жанре агиографии явно соотносится с недиегетическим «множественным» нарратором биографии Плутарха. Устанавливается, что жанр античной биографии с его топосом частной жизни и развлекательно-назидательной функцией послужил субстратом жанра жития-биос.
Abstract
The article describes the main features of the hagiographic genre in the Life of Alexander from Plutarch’s Comparative Biographies. I use the comparative, reverse and structural-semantic methods to analyse the biography of Alexander the Great, the images of the protagonist and the narrator, the unreality and the deification of the protagonist. There is a certain typological convergence between bios as a genre and Plutarch’s ancient biographies. This convergence is reflected in the structure of Alexander’s biography, which is built according to a certain model, a plot-scheme pattern, and includes Alexander’s birth, childhood, upbringing, adolescence, maturity, his victories, lifetime deification and death. The correlation of the two genre forms helps to reveal and explore the biographic image of Plutarch’s main character as well as his human fate, the aim of life and the freedom of choice. These aspects are reflected in the hagiographic genre. I analyse the similarities and differences of the narrative strategies employed since the narrative (non-diegetic narrator) in the hagiography genre is clearly related to the non-diegetic “multiple” narrator of Plutarch's biography. I argue that the genre of ancient biography with its topos of private life and its entertaining and instructive functions serves as a nutrient substrate for the formation of the genre of bios.
Список литературы
Аверинцев С. С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания : в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994. Т. 1. С. 637—653.
Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.
Аверинцев С. С. Почему Евангелия — не биографии? URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Sergej_Averincev/pochemu-evangelija-ne-biografii/ (дата обращения: 12.11.2018).
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7—180.
Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
Живов В. М. Святость : краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
История Древней Греции. М., 1962.
Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.
Никулина Е. Н. Агиология : курс лекций. М., 2008. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/ (дата обращения: 14.11.2018).
Попова Т. В. Античная биография и византийская агиография // Античность и Византия. М., 1975. С. 218—266.
Плутарх. Александр // Плутарх. Сравнительные
Reference
Averintsev, S. S., 1994. Good Plutarch tells about heroes, or happy marriage of a biographical genre and moral philosophy. In: Plutarkh. Sravnitel'nye zhizneopisaniya: v 2 t. [Plutarch. Comparative biographies: in 2 tons]. Vol. 1. Moscow: Izdatel'stvo «Nauka». pp. 637—653 (in Russ.).
Averintsev, S. S., 1973. Plutarkh i antichnaya biografiya: k voprosu o meste klassika zhanra v istorii zhanra [Plutarch and ancient biography: to the question about the place of the classic of the genre in the history of the genre]. Moscow: «Nauka» (in Russ.).
Averintsev, S. S., n. d. Pochemu Evangeliya — ne biografii? [Why are the Gospels not biographies?]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/pochemu- evangelija-ne-biografii/ [Accessed 12 November 2018] (in Russ.).
Bakhtin, M. M., 1979. Author and hero in aesthetic activity. In: M. M. Bakhtin, ed. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Iskusstvo. pp. 7—180 (in Russ.).
Bitsilli, P. M., 1995. Elementy srednevekovoi kul'tury [Elements of medieval culture]. Vol. XXVIII. St. Petersburg: Mifril (in Russ.).
Zhivov, V. M., 1994. Svyatost': kratkii slovar' agiograficheskikh terminov [Holiness: A short dictionary of hagiographic terms]. Moscow: «Gnozis» (in Russ.).
Avdiev, V. I., Pikus, N. N., eds., 1962. Istoriya Drevnei Gretsii [History of ancient Greece]. M. oscow: «Vysshaya shkola» (in Russ.).
Levek, P., 1989. Ellinisticheskii mir [Hellenistic world]. Moscow: Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury (in Russ.).
Nikulina, E. N., 2008. Agiologiya: kurs lektsii [Hagiology: a course of lectures]. Moscow: PSTGU. Available at: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/ agiologija/ [Accassed 14 November 2018].
Popova, T. V., 1975. Antichnaya biografiya i vizantiiskaya agiografiya [Antique biography and Byzantine hagiography]. Antichnost' i Vizantiya. Moscow: «Nauka» (in Russ.).
Plutarkh, A., 1994. Plutarkh. Sravnitel'nye zhizneopisaniya: v 2 t. [Plutarch. Comparative biographies: in 2 vol.]. Vol. 2. Moscow: Izdatel'stvo «Nauka» (in Russ.).