Балтийский регион

2017 Том 9 №1

Коалиция внутри коалиции: страны Бал­тии в Евросоюзе

Аннотация

Рассматривается в целом проблематика малых стран, в частности их поведение в составе коалиций и склонности к фрирайдерству. Утверждается, что для реализации собственной повестки и увеличения значимости в больших объединениях малые страны склонны создавать «коалиции внутри коалиций», в то же время выступая в роли фрирайдеров, передавая издержки и политическую ответственность за принимаемые решения более крупным игрокам. Такая асимметричная стратегия позволяет малым странам обеспечить успешную реализацию своих интересов в больших альянсах и при этом экономить ресурсы. Наш аргумент мы проверяем на поведении малых государств Балтии внутри Европейского союза, показывая, что Литва, Латвия и Эстония сформировали устойчивую малую коалицию в ЕС и, кроме того, активно включились в создаваемые ad hoc коалиции по принятию решений в рамках Союза с участием крупных стран-лидеров. Такую стратегию страны Балтии использовали при решении вопроса о беженцах. При этом в других сферах эти государства пользуются преимуществами фрирайдерства.

Abstract

This article gives an overview of small power problem focusing on the behav­iour of small power states within coalitions and their proneness to free riding. To pursue an independent agenda and increase their significance within large associa­tions, the authors argue, small powers tend to create ‘coalitions within coalitions’, essentially acting as free riders and transferring costs and political responsibility for decision-making to larger players. Such an asymmetric strategy makes it possi­ble for small powers to advance their interests within alliances and save resources. The authors test this hypothesis on the behaviour of the Baltics in the European Union. It is demonstrated that Lithuania, Latvia, and Estonia have created a stable small coalition within the EU and actively form ad hoc alliances with the leading states to push union-level decisions, as it was the case with settling the migrant issue. In other areas, these states tend to benefit from the free rider behaviour.

Скачать статью Download an article

Система безопасности в Балтийском регионе как проекция глобального противостояния России и США

Аннотация

Рассматривается проблематика безо­пасности Балтийского региона, как Поль­ши, так и стран Балтии. В качестве тео­ре­тический основы используются тео­рии со­общества безопасности Карла Дой­ча, Эммануила Адлера и Майкла Барнетта, а также комплекса региональной безопас­ности Барри Бузана. Также применяется теория управляемого хаоса Стивена Ман­на и понятие Междуморья (Intermarium). Исходной стала мысль о том, что ситуа­ция в Балтии зависит в первую очередь от политики внешних сил — России и Соеди­ненных Штатов Америки, является проек­цией их глобального геополитического про­ти­востояния.
Ключевой момент в данном случае — стратегия США. Делается предположе­ние, что после второй войны в Ираке аме­риканская элита идеологически расколо­лась на сторонников теории хаоса и тра­диционалистов, мыслящих категориями раздела сфер влияния с другими мировыми центрами силы.
Применительно к Балтийскому региону стратегия США не направлена на прово­цирование открытого военного конфликта с Россией. Скорее следует говорить о стрем­лении США зафиксировать суще­ствующий уровень конфронтации между Россией и ЕС, убедив последний в реально­сти российской угрозы.

Abstract

This article considers the problem of security in the Baltic region, namely, that of Poland and the Baltics. The authors rely on the works of Karl Deutsch, Emanuel Adler, on Michael Barnett’s theory of security communities and Barry Buzan’s re­gional security complex theory, address Steven Mann’s controlled chaos theory and the concept of Intermarium. Their starting assumption is that the situation in the Baltic depends largely on the politics of external powers — Russia and the United States, — being a projection of their global geopolitical confrontation. The US strategy thus becomes a major part of the equation. The authors believe that since the end of the second Iraq war the American elite has been divided along ideological lines into adherents of the chaos theory and traditionalists thinking in terms of sharing control with the other centres of global power. The US strategy in the Baltic region does not seek an open military conflict with Russia. On the contrary, the US strives to preserve the current level of confrontation between Russia and the EU, convincing the latter of the reality of the Russian threat. Countries that traditionally support confrontation with Russia, Poland and the Bal­tics, serve as a conduit for Washington strategy in Europe and a cordon sanitaire. This function is implemented through the Intermarium project meant to separate Russia from the EU. The four countries are rather active in this area, striving to attain the status of the US principal partners in the region and Europe in general. To retaliate, Moscow does everything within its power to ‘separate’ Brussels from Washington, yet the US influence is still very strong in Europe.

Скачать статью Download an article

Механизм осуществления внешней политики современной Польши: политико-правовой анализ

Аннотация

Посредством анализа политико-право­вой базы внешней политики совре­менной Польши определяется специфика внешне­политического механизма Респуб­лики. Уде­ля­ется особое внимание полномо­чиям в сфе­ре внешней политики прави­тельства и министра иностранных дел в частности, внешнеполитической роли пре­зидента, а также порядку выработки внешнеполити­че­ской стратегии Польши. Отдельно рас­смат­ривается роль органов местного са­мо­управления в процессе реа­лизации внеш­неполитического курса РП.
Показывается специфика внешнеполи­ти­ческого механизма Польши, в частно­сти указывается на его потенциальную неста­бильность в связи с многоуровневостью порядка принятия решений, а также недо­статочно конкретным разграничением в Конституции Республики полномочий в об­ла­сти внешней политики между прави­тель­ством и президентом, что, в свою оче­редь, создает поле для политических конф­ликтов между двумя институтами го­сударственной власти. Отмечается, что эффективность функционирования внеш­неполитического механизма Польши на­прямую зависит от характера взаимо­от­ношений правительства и президента стра­ны и требует постоянного достиже­ния консенсуса по ключевым вопросам, ка­са­ющимся внешней политики. Выявляется зна­чимое влияние внутриполитической конъ­юнктуры на действие механизма внеш­ней политики Польши и, как след­ст­вие, на спе­цифику поведения Республики в междуна­родных отношениях.

Abstract

This article describes the features of Poland’s foreign policy. Special attention is paid to the foreign policy mandate of the president, government, and minister of foreign affairs and the procedure for devising Poland’s foreign policy strategy. An­other focus is the contribution of local government to Poland’s foreign policy. The author describes the features of Poland’s foreign policy mechanism and emphasises its potential instability associated with a multi-tier decision-making pro­cedure and blurred boundaries between foreign policy mandates conferred by the Constitution upon the government and president. The latter creates a potential for institutional conflict. It is stressed that the efficiency of Poland’s foreign policy mechanism is strongly affected by the relations between the government and the president and requires consensus on all major foreign policy issues. The author em­phasises the effect of the domestic policy situation on Polish foreign policy mecha­nism and, as a result, the Republic’s stance in the international arena.

Скачать статью Download an article