Балтийский регион

2013 №2(16)

Северо-Запад России в контексте общеевропейской интеграции

Аннотация

Развитие интеграционных процессов является одним из основных последствий глобализации. Миросистема становится все более тесной, что актуализирует проблему взаимодействия, а в перспективном плане столь же тесного сотрудничества между различными социальными системами. На примере российского Северо-Запада — единственного непосредственно граничащего с Евросоюзом региона, рассматривается актуальная для России проблема использования географического фактора, который Отто фон Бисмарк называл наиболее мощным и постоянным фактором исторического процесса. Значение этого фактора актуализировалось после окончания холодной войны. Именно тогда в разделенной Балтике начался процесс обретения и осознания своего регионального единства. Делается акцент на обосновании социокультурной целостности региона, рассмотрении традиционных северных стран и государств района Балтийского моря как взаимосвязанных, составляющих единый регион, отличающийся от других европейских регионов не только общими экономическими интересами, но и общим природным и социально-культурным ландшафтом.

Abstract

The development of integration processes is one of the main consequences of globalization. The elements of microsystem are growing closer, which brings the problems of interaction and – in a longer perspective – that of equally close cooperation between different social systems to the foreground. The article considers the case of North-West Russia – the only territory bordered by the EU – in order to examine the urgent Russian problem of the use of the geographical factor, which Otto von Bismarck called the most powerful and constant factor in the tide of history. The significance of this factor increased after the Cold War. It was then when the divided Baltic became a platform for the unfolding processes of emergence and recognition of its regional unity. The author focuses on the justification of social and cultural integrity of the region and considers the traditional Nordic countries and the Baltic Sea states as interrelated components of a single region differing from other European regions in terms of not only economic interests, but also natural and sociocultural landscape.

Скачать статью Download an article

Электроэнергетическая кооперация в Балтийском регионе и роль в ней России

Аннотация

Рассматривается кооперация в сфере электроэнергетики в Балтийском регионе. Приведен перечень существующих подводных высоковольтных кабелей постоянного тока (HVDC), через которые осуществляется обмен электроэнергией. Отмечено, что кооперация сейчас развивается прежде всего между странами ЕС в противовес ранее существовавшим планам создания Балтийского электроэнергетического кольца, включавшего также Россию и Белоруссию. Указано, что одна из важнейших проблем для ЕС — преодоление изоляции энергосистем стран Прибалтики (Литвы, Латвии и Эстонии) от энергосистемы основной части Евросоюза. Эта задача особенно актуальна в связи с закрытием Игналинской АЭС (Литва), которая служила главным источником электроэнергии для трех балтийских стран. Рассмотрены ключевые проекты по созданию новых международных линий электро-передач в рамках «Плана объединения балтийского энергетического рынка» (BEMIP) и перспективы Висагинской АЭС (Литва) для решения энергетических проблем стран Прибалтики. Проанализирована роль России на рынке электроэнергии и перспективы ее расширения, связанные прежде всего со строительством Балтийской АЭС и экспортом производимой ею электроэнергии в Польшу, Литву, Германию и Швецию. Сделан вывод, что перспективы российского экспорта электроэнергии в Балтийском регионе будут определяться не столько технико-экономическими и рыночными факторами, сколько общим состоянием отношений России и Евросоюза. Кроме того, многое зависит от решения Литвы продолжать или нет реализацию проекта Висагинской АЭС и от того, как ЕС и страны Прибалтики будут решать проблему электроснабжения, если проект АЭС будет закрыт.

Abstract

This article examines the cooperation in the field of electric power in the Baltic region. The author offers a list of the existing undersea HVDC cables responsible for power exchange. It is emphasised that the cooperation is concentrated largely the EU member states despite the earlier plans to establish the Baltic energy ring, which would also include Russia and Belarus. The author stresses that one of the most acute problems for the EU is the overcoming of the isolation of the Baltics’ (Lithuania, Latvia, and Estonia) energy system from that of the major part of the EU. This task has become especially relevant since the closing of the Ignalina NPP (Lithuania), which served as the primary energy source for the three Baltic states. The article examines key projects for new international power transmission lines introduced in the framework of the Baltic Energy Market Interconnection Plan (BEMIP) and the prospects of the Visaginas NPP (Lithuania) in solving the energy problems of the Baltic states. The author analyses Russia’s role in the energy market and the prospects for its extension related, first of all, to the construction of the Baltic NPP and the export of generated energy to Poland, Lithuania, Germany, and Sweden. It is concluded that the prospects of Russian energy export to the Baltic region will be determined not only by technological and economic and market factors, but rather by the general state of relations between Russia and the EU. Moreover, a lot depends on Lithuania’s decision as to whether to continue the construction of the Visaginas NPP, as well as the way the EU and the Baltics solve the problem of energy supply in case the NPP project is terminated.

Скачать статью Download an article

Создание единого энергетического рынка ЕС: тихая революция с громкими последствиями

Аннотация

Проводится общий обзор глобальных изменений в структуре и законодательстве ЕС в сфере энергетики. Анализируются основные этапы, шаги, которые были сделаны на пути к созданию единого конкурентного энергетического рынка в рамках ЕС. При этом особое внимание обращается на предпринятые недавно Европейской комиссией и Судом ЕС меры в отношении как государств-членов, так и энергетических компаний-монополистов, которые прямо или косвенно нарушают правила конкуренции в сфере энергетики. В итоге авторы приходят к выводу о том, что ли-берализация европейского энергетического сектора в конечном счете будет иметь серьезные теоретические и практические последствия как для ЕС, так и третьих стран, включая Россию.

Abstract

This article aims to provide a general analysis of global changes to the EU structure and legislation in the field of energy. The authors examine the major stages of and steps towards the creation of a single competitive energy market within the EU. Close attention is paid to the recent actions taken by the EU Commission and the Court of Justice of the EU with regard to the member states and energy monopolists directly or indirectly breaching the rules of competition in the energy field. As a result, the authors come to the conclusion that, eventually, the liberalization of the European energy sector will have serious theoretical and practical effects on the EU, as well as the third countries, including Russia.

Скачать статью Download an article

Трансграничное сотрудничество неправительственных организаций в Поморском и Варминьско-Мазурском воеводствах

Аннотация

Рассматриваются вопросы трансграничного сотрудничества, в котором участвуют субъекты Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств. Одним из таких субъектов выступают неправительственные организации. Цель настоящей статьи — определение роли неправительственных организаций в трансграничном сотрудничестве и установление, в какой сфере оно было самым плодотворным, а также оценка их активности в получении средств из европейских фондов. Широко использованы анкетные исследования неправительственных организаций, проводимые автором, сопоставлены результаты отчетов деятельности этих организаций в рамках реализации международных проектов, а также приводятся данные, взятые из материалов еврорегиона «Балтика», отчетов по выполнению Программы Phare CBC, Interreg IIIA и Interreg IIIB, Норвежского финансового механизма и Польско-Швейцарской программы сотрудничества Главного статуправления. Анализируется период от конца 90-х гг. до 2012 г. Показаны трудности субъектов в сфере установления и реализации трансграничного сотрудничества, вытекающего из разного статуса третьего сектора в странах, соседствующих с Польшей.

Abstract

This article is devoted to the issues of cross-border cooperation carried out by agents resident in the Pomeranian and Warmian-Masurian voivodeships. One of such agents is non-governmental organizations. This research article aims to identify the role of NGOs in cross-border cooperation and the predominant fields of their cooperation, as well as to assess their activity in attracting funding fr om European funds. The article widely applies the results of surveys of NGOs conducted by the author, compares the results of performance reports submitted by these organisations within international projects, and offers data presented in relevant materials (Euroregion Baltic documents and Phare CBC, Seagull, Interreg IIIA, NMF, and Polish-Swiss Cooperation reports, as well as the data of the Central Department of Statistics), which emphasises the considerable practical significance of the work. The author offers an innovative approach to the issues of cross-border cooperation covering the period from the late 90s to 2012. The number of research works on regional cross-border cooperation between NGOs is not sufficient, wh ereas the existing studies are few and focus on cooperation between individual organisations. The author has fulfilled the difficult task of identifying the problems of agents in forging and implementing cross-border cooperation resulting from the different status of the III sector in the countries neighbouring Poland, which accounts for the scientific significance of the article.

Скачать статью Download an article

Роль транзита в экономике Латвии

Аннотация

Транзит — важная отрасль в истории прошлой и современной мировой экономики, включая экономику Латвии. Транзит вносит существенный вклад в бюджет многих государств-транзитеров, каким и является Латвийская Республика. Такие страны не располагают существенными природными ресурсами и предпочитают фокусироваться на логистике и создании инфраструктуры для облегчения транзитного процесса. Оценивается роль транзита в экономике Латвии, чье уникальное географическое положение дает возможность этой стране стать эффективным транспортным коридором (мостом) как в направлениях запад-восток, так и север-юг. Отражены итоги общественного опроса представителей предприятий транзитной отрасли Латвии по ее будущему развитию, даны краткие характеристики основных морских портов и международного аэропорта «Rīga». Затронуты вопросы влияния на латвийский транзит вступления России во Всемирную торговую организацию, продления Евросоюзом санкций в отношении Беларуси и использования транспортной инфраструктуры Латвии для обслуживания грузопотока невоенных грузов в/из Афганистана. Дан прогноз возможного развития транзита Латвии.

Abstract

Transit is an important issue in the history of world economy, including the economy of Latvia. Transit makes a significant contribution to the budget of many transit countries, one of which is the Republic of Latvia. These countries do not have significant natural resources and prefer to focus on logistics and infrastructure in order to facilitate the transit process. This article focuses on the role of transit in the economy of Latvia, whose unique geographical position makes the country an effective transport corridor (bridge) in both the west-east and north-south directions. The article presents the results of an opinion poll conducted at Latvian transit enterprises regarding their future development and offers an overview of the main sea ports and the Rīga international airport. The author examines the issue of Russia’s accession to the World Trade Organization and its impact on the Latvian transit, the prolongation of EU sanctions against Belarus, and the use of Latvian transport infrastructure for handling the non-military cargo traffic to/from Afghanistan. In conclusion, a forecast of possible transit development in Latvia is provided.

Скачать статью Download an article