Балтийский регион

2013 №1(15)

Опыт и перспективы трансграничного и приграничного сотрудничества в Балтийском регионе

Методика оценки приграничной специализации межрегиональных взаимодействий приграничных регионов и результаты пилотной оценки

Аннотация

Отмечается, что в результате усиления контактной функции границы и степени открытости экономики приграничных регионов приграничное сотрудничество как вид межрегионального взаимодействия становится значимым фактором развития  данных регионов. Актуальной научной задачей называется оценка эффектов влияния приграничного сотрудничества на развитие приграничных регионов. Изложен подход к оценке роли приграничного сотрудничества в общей системе межрегиональных взаимодействий приграничных регионов. К рассмотрению предложена система коэффициентов приграничной специализации межрегиональных взаимодействий по отдельным направлениям, среди которых выделены инвестиционное взаимодействие, внешняя торговля, туризм, миграция. Приграничная специализация характеризует роль приграничного сотрудничества в общей совокупности внешних связей региона. На основе эмпирического материала представлены результаты пилотной оценки приграничной специализации межрегиональных взаимодействий приграничных регионов СЗФО РФ. В результате получены коэффициенты приграничной специализации по направлениям взаимодействия для каждого из приграничных регионов (СЗФО РФ). Результаты расчета позволили выявить направления взаимодействий с наиболее высокой степенью приграничной специализации, к которым отнесены иностранные инвестиции и деятельность организаций с участием иностранного капитала.




Cross-border cooperation as a type of interregional interaction is becoming a significant factor of border region development. It is the result of intensification of the contact function of the border and increasing economic openness between cross-border regions; so the roots of current development are quite easy to pinpoint. However, assessment of the effects of cross-border cooperation on the development of border regions appears to be a scientific challenge. In this paper, we offer an approach to the assessment of the role of cross-border cooperation in the general sys¬tem of interregional interactions between adjacent regions. We present a system of indices to describe cross-border specialization of interregional interactions in certain fields; namely, investment, international trade, tourism, and migration. Cross-border specialization determines the role of cross-border cooperation in the general complex of regional external relations. The empiric data we have gathered was used to develop and implement a pilot assessment of cross-border specialization of inter¬regional interactions characteristic of the border regions of the Russian Northwest¬ern federal district. The article offers cross-border specialization indices for each border region of the Northwestern federal district of the Russian Federation. With their help, we were able to identify the spheres of interaction with the highest degree of cross-border specialization, and, in particular, foreign investment and business activity with the participation of foreign capital.

Скачать статью

Перспективы сетевого сотрудничества России и стран ЕС в инновационной сфере на Балтике

Аннотация

Анализируются развивающиеся в Балтийском регионе процессы транснациональной (между странами) и трансграничной (между приграничными регионами разных стран) кооперации и интеграции, в том числе в инновационной сфере. Отмечается, что Россия отстает от Северных стран и Германии в инновационном развитии и сопоставима с Польшей и странами Балтии, поэтому характер инновационного сотрудничества с этими группами стран неодинаков. Международная кооперация выгодна всем участвующим в ней сторонам, поэтому следует усиливать ее стимулирование. Подчеркивается особая роль в развитии сотрудничества РФ и ЕС Северо-Западного федерального округа (СЗФО), ряд субъектов которого расположен на границе со странами ЕС. Он участвует в формировании сетевых инновационных структур как в масштабе Балтийского региона, так и в приграничном сотрудничестве, включая формирование трансграничных инновационных кластеров. Перспективным названо формирование территориально локализованных инновационных сетей: трансграничных инновационных кластеров Хельсинки — Санкт-Петербург — Таллин, Трехградье (Гданьск, Гдыня, Сопот) — Калининград — Клайпеда. Санкт-Петербург с Ленинградской областью, а также Калининградская область могут стать регионами — инновационными коридорами развития между РФ и ЕС, полюсами роста экономики Российской Федерации.

The processes of transnational (i. e. one that involves countries) and cross-border (involving adjacent regions of different countries) cooperation and integration are rapidly developing across all fields in the Baltic Sea area, including the field of innovations. Russia lags behind the Nordic countries and Germany as far as innovative development is concerned, yet our national pace here is comparable to that of Poland and the three Baltic States. At the same time, the types of innovative cooperation vary a great deal depending on the group of countries involved in cooperation processes. Independent of its type, however, international cooperation is beneficial for all parties concerned and should therefore be more actively encouraged. Northwestern Federal District traditionally plays a special role in the development of Russia-EU cooperation since a number of its constituent areas border on the EU countries. The District participates in the development of network innovative structures both within the Baltic region and in cross-border cooperation; an activity which involves the formation of transborder innovative clusters. There are high expectations associated with the formation of such territorially localised innovative networks, as the Helsinki-Saint Petersburg-Tallinn and Tricity (Gdansk, Gdynia, Sopot)-Kaliningrad-Klaipeda transborder innovative clusters. The city of Saint Petersburg and the adjacent Leningrad region, as well as the Kaliningrad region can become innovative development corridors between Russia and the EU and, in time, develop into the ‘economic growth poles’ of the Russian Federation.

Скачать статью

Сетевое моделирование трансграничного сотрудничества между предприятиями регионов России и Беларуси (на примере Калининградской и Гродненской областей)

Аннотация

Рассматривается развитие нового процесса в интеграции между Россией, Беларусью и Казахстаном — межрегиональное трансграничное сотрудничество. В качестве инструмента его регулирования предлагается сетевое моделирование. Приводится авторская сетевая модель трансграничного сотрудничества между РФ и РБ на примере Калининградской и Гродненской областей.
Модель разработана на основе известной и хорошо зарекомендовавшей себя методологии ПЕРТ. Она охватывает три основные этапа всего процесса трансграничного сотрудничества на примере двух регионов Российской Федерации и Республики Беларусь — Калининградской и Гродненской областей: организационно-аналитическое обеспечение, методико-технологическое обеспечение и формирование комплексной программы сотрудничества. В рабочей проектировке модель состоит примерно из 150 событий и по назначению представляет собой макет международной хорошо сбалансированной типовой координационной программы трансграничного сотрудничества на уровне двух регионов.

Abstract

This article examines the development of a new process within Russian-Belarusian-Kazakh integration – interregional transboundary cooperation. Network modelling is suggested as a mechanism for its regulation. The authors pre¬sent a network model of transboundary cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus based on the case of the Kaliningrad and Grodno regions. The model is developed on the basis of the well-known and widely accepted PERT. It covers the three main stages of the whole transboundary cooperation process identified in the case of the two regions – the Kaliningrad and Grodno ones: organisational and analytical support, methodological and technological support, and the development of a complex cooperation programme. The working version of the model includes approximately 150 events. As to its purpose, it is a representation of a well-balanced standard international coordination programme of transboundary cooperation at a level of two regions.

Скачать статью

Управление трансграничными водными ресурсами: сравнительный анализ российского и американского опыта

Аннотация

Сравнивается опыт участия Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в институтах международного сотрудничества в сфере управления трансграничными водными ресурсами на примере Российско-Эстонской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод и Американо-Канадской совместной международной комиссии. Отмечается, что принципиальное различие между этими двумя институтами международного взаимодействия заключается в том, что в основе работы Российско-Эстонской комиссии лежит принцип межправительственного сотрудничества, в то время как работа Американо-Канадской комиссии строится в соответствии с моделью, предлагаемой сторонниками теории транснационализма. При этом эффективность работы Российско-Эстонской комиссии с точки зрения улучшения водохозяйственной обстановки в регионе ее ответственности выше, чем у Американо-Канадской. Это не дает возможности говорить о межправительственном сотрудничестве как о более эффективном по сравнению с транснациональным, однако позволяет усомниться в
выводах сторонников теории транснационализма об однозначно большей эффективности последнего. Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы позволяют сформулировать рекомендации относительно дальнейшей модернизации международного сотрудничества в сфере управления трансграничными водными ресурсами.



This article is based on a comparative analysis of Russian and US experience of participation in international cooperation institutions in the field of transboundary water management. The author showcases the work of Russian-Estonian Commission for Protection and Rational Use of Trans-Boundary Waters and the US-Canadian Joint International Commission. The difference between the two Commissions is that the Russian-Estonian Commission works in accordance with the principle of intergovernmentalism, whereas transnationalism is the founding principle of the Joint International Commission in North America. While the Russian-Estonian Commission is more efficient in terms of water quality improvement in its area of responsibility, it is not yet time to claim that intergovernmental cooperation is more effective than transnational cooperation. However, it gives a reason to question the conclusions of the proponents of transnationalism in international relations theory, who claim that the latter is more efficient. One
practical significance of this paper is that its findings can be used as recommendations for further modernization of international cooperation in the field of trans-boundary water management.

Скачать статью

Формирование международных кластеров в Балтийском регионе

Аннотация

Уточнены определения международного кластера, трансграничного кластера и транснационального кластера. Проведена классификация международных кластеров стран Балтийского региона с выделением трансграничных и транснациональных кластеров. Рассмотрены особенности международных кластеров в странах региона Балтийского моря с приведением конкретных примеров реализации национальной и международной кластерной политики. На основе сравнительного анализа в Балтийском регионе выделены страны с высокой концентрацией международных кластеров, такие как Скандинавские страны и Германия, а также государства, являющиеся потенциальными участниками международных кластеров, — Прибалтика и Польша, — что находит свое отражение в значительном количестве международных кластерных инициатив. Определены факторы, способствующие формированию международных кластеров в Балтийском регионе.

Abstract

Cross-border cooperation as a type of interregional interaction is becoming a significant factor of border region development. It is the result of intensification of the contact function of the border and increasing economic openness between cross-border regions; so the roots of current development are quite easy to pinpoint. However, assessment of the effects of cross-border cooperation on the development of border regions appears to be a scientific challenge. In this paper, we offer an approach to the assessment of the role of cross-border cooperation in the general system of interregional interactions between adjacent regions. We present a system of indices to describe cross-border specialization of interregional interactions in certain fields; namely, investment, international trade, tourism, and migration. Cross-border specialization determines the role of cross-border cooperation in the general complex of regional external relations. The empiric data we have gathered was used to develop and implement a pilot assessment of cross-border specialization of interregional interactions characteristic of the border regions of the Russian Northwestern federal district. The article offers cross-border specialization indices for each border region of the Northwestern federal district of the Russian Federation. With their help, we were able to identify the spheres of interaction with the highest degree of cross-border specialization, and, in particular, foreign investment and business activity with the participation of foreign capital.

Скачать статью

Региональное развитие и пространственное планирование территорий

Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования

Аннотация

Отмечается, что морское пространственное планирование получило широкое применение в ведущих морских странах, однако в России оно не применяется и отсутствует соответствующая нормативная база. Территориальное планирование имеет сходные с морским планированием черты — инструментарий, принципы и методы деятельности. Но различаются характеристики объекта планирования, принципы установления границ территории и морской акватории, полномочия органов власти по их развитию. Показано, что в ряде законов Российской Федерации морское пространство, его части и виды морепользования (водопользования) и их регламентация нашли отражение, однако целостный механизм морского планирования на законодательном уровне еще не сформирован. В «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» поставлена задача создания инструментария морского пространственного планирования. Рассмотрены некоторые направления разработки инструментария морского планирования — оценка применимости в данной сфере существующей правовой базы в области водных отношений, развития территории и стратегического планирования, а также возможное распределение полномочий органов власти различных уровней в этом новом виде управленческой деятельности.

Abstract

Marine spatial planning has been widely applied in the leading maritime countries. However, it is not so common in Russia, where the corresponding legislative framework is absent. Spatial planning has common features with marine planning, especially when it comes to the tools, principles, and methods. The difference lies in the characteristics of the planning object, the principles of delineating the borders of territories and water areas and the authorities of governing bodies. Marine space, its parts, and sea (water) use types and regulation are covered by a number of laws of the Russian Federation. However, an integral mechanism of marine planning has not been developed at the legislative level. The Strategy for the Development of Maritime Activities until 2030 sets the task of developing the tools of marine spatial planning. This article considers certain lines of development of marine planning tools: the assessment of applicability of the existing legal framework in the field of water relations; development of territory and strategic planning; and possible distribution of authority of different governing bodies in this new field of administrative activity.

Скачать статью

Развитие международного туризма в Литве: сравнительный анализ региональных аспектов

Аннотация

Отмечено, что процессы, связанные с развитием международного туризма в Литве, имеют важное значение для роста экономического, социального и культурного благосостояния страны. Возрастающая среди зарубежных гостей туристическая и рекреационная привлекательность таких городов, как Друскининкай, Тракай, Паланга, Вильнюс и Клайпеда, а также хорошее сочетание цены и качества предлагаемых услуг способствуют росту конкурентоспособности на рынке международного туризма. Стандарты услуг, применяемые на литовском рынке международного туризма, поддерживают и продвигают имидж Литвы в регионе Балтийского моря.
Межрегиональное сотрудничество Литвы, Латвии и Эстонии в сфере развития международного туризма реализуется на основе государственного и частного партнерства. Недавно было признано, что три Прибалтийских государства формируют интеграционный регион в сфере международного туризма и оказывают соответствующее влияние на Калининградскую область, Северо-Восточную Польшу, Южную Финляндию и частично на Беларусь. Показано, что в связи с этим Литва играет существенную роль в интеграции туристической инфраструктуры Калининградской области в туристическую систему Прибалтийских государств.
Цель настоящего исследования — провести сравнительный анализ процессов, связанных с развитием международного туризма в Литве, в контексте Прибалтийских государств. С практической стороны основное внимание в работе уделяется сравнению региональных аспектов и факторов конкурентоспособности, а также дальнейшему развитию международного туризма в Литве в рамках приграничного и трансграничного сотрудничества.

Abstract

The processes related to the development of international tourism in Lithuania are of importance for the growth of economic, social, and cultural welfare. The in-creasing tourist and recreational attractiveness of such cities as Druskininkai, Trakai, Palanga, Vilnius, and Kaipeda to international tourists, as well as an advantageous quality-price ratio of the services offered contribute to the growth of competitiveness on the international tourism market. Service standards applied in Lithuania at the international tourism market uphold and improve the image of Lithuania in the Baltic Sea region. The interregional cooperation between Lithuania, Latvia, and Estonia in the field of international tourism development is based on the principle of public private partnership. It has been recently acknowledged that the three Baltic States form an integrating region in the field of international tourism and thus affect the Kaliningrad region, North-east Poland, Southern Finland, and partially Belarus. Therefore, Lithuania plays an important role in the integration of the tourist infrastructure of the Kaliningrad region into the tourist system of the Baltics. This study aims to conduct a comparative analysis of the processes relating to the development of international tourism in Lithuania in the context of the Baltic States. We also carry out the comparison of regional competitive factors and trace the patterns for further development of international tourism in Lithuania in the framework of cross-border and transborder cooperation.

Скачать статью

Региональное и городское развитие: ситуационный подход к стратегическому управлению и мониторингу

Аннотация

Показано, что ситуационный подход к стратегическому управлению региональным и городским развитием позволяет выявлять взаимодействие его процесса и механизма, объединять пространственное и деятельностное представление территориального развития, совмещать его объяснение с позиций общих закономерностей и конкретно-географическое описание. Ситуация территориального развития становится основным объектом стратегического управления регионом или городом, использование позитивных аспектов ее динамики — важнейшим инструментом, а формирование и использование потенциала конструктивного взаимодействия всего многообразия акторов и факторов территориального развития, способных изменить ситуацию в целевом направлении, — его основной задачей. Мониторинг ситуации территориального развития выступает неотъемлемой частью управления ею, обеспечивая стратегическую обратную связь — инвентаризацию, учет и соотнесение разнохарактерных трендов, формирующих ситуацию, а также результатов действий, направленных на ее целевое изменение. Подчеркивается, что мониторинг способен не только своевременно вскрывать угрозы, но, главное, находить необходимые возможности развития ситуации в целевом направлении, заложенные в «естественных» трендах ее динамики.
Представленный ситуационный подход к мониторингу регионального и городского раз-вития был последовательно реализован при разработке Стратегии социально-экономического развития г. Москвы на период до 2025 года, осуществленной по заказу Департамента экономической политики и развития Правительства г. Москвы международным коллективом под руководством специалистов РАНХ и ГС при Президенте РФ и НИУ ВШЭ.

Abstract

Through a situational approach to strategic management of regional and urban development it is possible to identify the interaction between the managerial process and mechanism; bring together the spatial and activity-related concepts of territorial development; and explain the phenomenon in question from both general and specific perspectives. Territorial development is becoming the principal object of strategic management of a region or a city, its key tool being the utilization of its own good practices. The main objective of territorial development is increasing the capacity for constructive interaction between all its “actors and factors”. In this situation, monitoring territorial development is seen as an integral part of management. It ensures the inventory, observation, and comparison of various trends determining the situation, as well as the results of actions aimed at its targeted alteration. Monitoring helps not only to promptly identify threats, but also to detect the opportunities for developing the situation in the desired directions within the “natural” trends of its dynamics. The situational approach to the monitoring of regional and urban development presented in the article was implemented in the development of the Strategy for the Socioeconomic Development of the City of Moscow until 2015 (as commissioned by the Department of Economic Policy and Development of the Government of Moscow) by an international team headed by the experts of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration and the Higher School of Economics.

Скачать статью

Исследования молодых ученых

Сравнительный анализ научно-технического потенциала стран Балтии и России

Аннотация

Оценивается возможность интеграции России в единое научно-техническое и инновационное пространство Балтийского региона. Приводятся результаты сравнительного анализа инновационного развития России и стран Балтии на основе расчета показателей интегральной оценки научно-технического потенциала для Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа РФ, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Германии, Польши, Эстонии, Литвы и Латвии.
Дается характеристика уровня научно-технологического развития России, в том числе СЗФО, в период 2008—2010 гг. с точки зрения оценки кадровой, научно-исследовательской, материально-технической компонент и преобразующей способности научно-технического потенциала.
Выделяются ключевые проблемы в области науки и инноватики, препятствующие росту концентрации научно-технического потенциала и сдерживающие инновационное развитие РФ.
Рассматриваются перспективы наращения научно-технического потенциала России через использование инструментов международного научно-технологического сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Abstract

This article considers the possibility of Russian integration into a common re-search, technological, and innovative space of the Baltic region. The author presents the results of a comparative analysis of innovative development in Russia and the Baltic Sea countries based on the calculation of an integral research and technological potential index for the Russian Federation, the Northwestern federal district of Russia, Sweden, Denmark, Finland, Norway, Germany, Poland, Estonia, Lithuania, and Latvia. The paper describes the level of research and technological development of Russia in 2008-2010 in terms of human resources, R&D, material and technical components, and the transformation capacity of innovative potential. The author identifies the key issues in the field of research and innovation that inhibit the growth of research and technological potential concentration, as well as innovative development of the Russian Federation. The article considers the prospects for the development of research and technological potential in Russia through the use of instruments of international research and technological cooperation in the Baltic Sea region.

Скачать статью

Рецензии