Балтийский регион

2013 №1(15)

Назад к списку Скачать статью Download the article

Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования

DOI
10.5922/2074-9848-2013-1-7
Страницы / Pages
99-115

Аннотация

Отмечается, что морское пространственное планирование получило широкое применение в ведущих морских странах, однако в России оно не применяется и отсутствует соответствующая нормативная база. Территориальное планирование имеет сходные с морским планированием черты — инструментарий, принципы и методы деятельности. Но различаются характеристики объекта планирования, принципы установления границ территории и морской акватории, полномочия органов власти по их развитию. Показано, что в ряде законов Российской Федерации морское пространство, его части и виды морепользования (водопользования) и их регламентация нашли отражение, однако целостный механизм морского планирования на законодательном уровне еще не сформирован. В «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» поставлена задача создания инструментария морского пространственного планирования. Рассмотрены некоторые направления разработки инструментария морского планирования — оценка применимости в данной сфере существующей правовой базы в области водных отношений, развития территории и стратегического планирования, а также возможное распределение полномочий органов власти различных уровней в этом новом виде управленческой деятельности.

Abstract

Marine spatial planning has been widely applied in the leading maritime countries. However, it is not so common in Russia, where the corresponding legislative framework is absent. Spatial planning has common features with marine planning, especially when it comes to the tools, principles, and methods. The difference lies in the characteristics of the planning object, the principles of delineating the borders of territories and water areas and the authorities of governing bodies. Marine space, its parts, and sea (water) use types and regulation are covered by a number of laws of the Russian Federation. However, an integral mechanism of marine planning has not been developed at the legislative level. The Strategy for the Development of Maritime Activities until 2030 sets the task of developing the tools of marine spatial planning. This article considers certain lines of development of marine planning tools: the assessment of applicability of the existing legal framework in the field of water relations; development of territory and strategic planning; and possible distribution of authority of different governing bodies in this new field of administrative activity.

Список литературы

 

1. Батурова Г. В. Перспективы повышения конкурентоспособности море­хозяйственного комплекса в условиях развития мирохозяйственных связей : дис. ... экон. наук. М., 2011.

2. Батурова Г. В. Региональные морехозяйственные кластеры как основа социально-экономического развития приморских территорий // Стратегиче­ское планирование в регионах и городах России : доклады участников IX об­щероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» / под ред. Б. С. Жихаревича. СПб., 2011. С. 115—119.

3. Белоусов А. Р. Сценарии социально-экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. C. 3—52.

4. Войтоловский Г. К. Динамика развития. М., 2005. (Сер. Теория и прак­тика морской деятельности; вып. 5).

5. Варгина Т. В., Мякиненков В. М. Градостроительный кодекс РФ // Управ­ление развитием территорий. 2008. № 1. С. 17—20.

6. Коновалов А. М., Батурова Г. В. Целевое программирование развития российской морской деятельности // Морская политика России. 2008. 7 июня.

7. Коновалов А. М. Транспортная инфраструктура российской Арктики: проблемы и пути их решения // Евроатлантическое пространство безопасности / под ред. А. А. Дынкина, И. С. Иванова. М., 2011.

8. Коновалов А. М., Федоренко Н. М., Батурова Г. В. Рейтингование феде­ральных целевых программ // Федеративные отношения и региональная соци­ально-экономическая политика. 2008. № 10. С. 32—45.

9. Коновалов А. М. Приморские территории — особый плацдарм // Морская политика России. 2011. Март-апрель.

10. Прогнозирование будущего: новая парадигма / под ред. Г. Г. Фетисова, В. М. Бондаренко. М., 2008.

11. Студенецкий С. А. Рациональное и эффективное использование океа­нических биоресурсов как народно-хозяйственная задача // Биологические ре­сурсы Мирового океана. М., 1979.

12. Konovalov A. Transportation Network in the Arctic Zone of the Russian Federation // The Arctic: A Space of Cooperation and Common Security. M., 2010. С. 24—25.

13. Study on the economic effects for Maritime Spatial Planning // Report of Di­rectorate-General for Maritime Affaires and Fisheries. 2010. April.

14. The role of maritime clusters to enhance the strength and development of maritime sectors. Overview of the applied research methodology // Commissioned by the European Commission (DG MARE). 2008. November .

15. Backer H., Frias M. Planning the Bothnian sea. Helsinki, 2012.

16. Nolte N., Toben S., Lamp J. BaltSeaPlan Report 2 // Strategies with rele­vance for German maritime space. Hamburg, 2012.

17. Morf A. BaltSeaPlan Report 7 — Strategies with relevance for Swedish maritime space. Gothenburg, 2012.

18. Gee K., Kannen A., Heinrichs B. BaltSeaPlan Report 8 // Towards a com­mon spatial vision: Implications of the international and national policy context for Baltic Sea space and MSP. Geesthacht, 2011.

19. Zaucha J., Matczak M. BaltSeaPlan Report 10 // Developing a Pilot Mari­time Spatial Plan for the Southern Middle Bank. Gdańsk, 2011.

20. Käppeler B., Toben S., Chmura G. et al. BaltSeaPlan Report 9 // Developing a Pilot MSOP for the Pomeranian Bight and Arkona Basin. Hamburg, 2012.

21. UNESCO initiative on marine spatial planning. URL: http://www.unesco-ioc-marinesp. be/msp_around_the_world.

22. Project BaltSeaPlan. URL: http://www. baltseaplan.eu/index. php/Reports-and-Publications;809/1.