Управление трансграничными водными ресурсами: сравнительный анализ российского и американского опыта :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Высшее воплощение разума – наука
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Управление трансграничными водными ресурсами: сравнительный анализ российского и американского опыта

Автор Ланко Д. А.
DOI 10.5922/2074-9848-2013-1-2
Страницы/Pages 27-37
Статья Загрузить
Ключевые слова международные отношения, международные соглашения, Россия, Эстония, США, Канада, трансграничное сотрудничество, охрана окружающей среды, управление водными ресурсами, теория транснационализма, межправительственная модель Key words: international relations, international agreements, Russia, Estonia, United States of America, Canada, trans-boundary cooperation, environmental protection, water management, transnationalism, intergovernmentalism
Аннотация Сравнивается опыт участия Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в институтах международного сотрудничества в сфере управления трансграничными водными ресурсами на примере Российско-Эстонской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод и Американо-Канадской совместной международной комиссии. Отмечается, что принципиальное различие между этими двумя институтами международного взаимодействия заключается в том, что в основе работы Российско-Эстонской комиссии лежит принцип межправительственного сотрудничества, в то время как работа Американо-Канадской комиссии строится в соответствии с моделью, предлагаемой сторонниками теории транснационализма. При этом эффективность работы Российско-Эстонской комиссии с точки зрения улучшения водохозяйственной обстановки в регионе ее ответственности выше, чем у Американо-Канадской. Это не дает возможности говорить о межправительственном сотрудничестве как о более эффективном по сравнению с транснациональным, однако позволяет усомниться в
выводах сторонников теории транснационализма об однозначно большей эффективности последнего. Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы позволяют сформулировать рекомендации относительно дальнейшей модернизации международного сотрудничества в сфере управления трансграничными водными ресурсами.



This article is based on a comparative analysis of Russian and US experience of participation in international cooperation institutions in the field of transboundary water management. The author showcases the work of Russian-Estonian Commission for Protection and Rational Use of Trans-Boundary Waters and the US-Canadian Joint International Commission. The difference between the two Commissions is that the Russian-Estonian Commission works in accordance with the principle of intergovernmentalism, whereas transnationalism is the founding principle of the Joint International Commission in North America. While the Russian-Estonian Commission is more efficient in terms of water quality improvement in its area of responsibility, it is not yet time to claim that intergovernmental cooperation is more effective than transnational cooperation. However, it gives a reason to question the conclusions of the proponents of transnationalism in international relations theory, who claim that the latter is more efficient. One
practical significance of this paper is that its findings can be used as recommendations for further modernization of international cooperation in the field of trans-boundary water management.
Список литературы

1. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и ме­ждународных озер. Хельсинки, 17 марта 1992 г. URL: http://www.unece. org/fileadmin/DAM/env/water/pdf/waterconr.pdf  (дата обращения:  11.12.2012).

2. Treaty between the United States and Great Britain Relating to Boundary Wa­ters, and Questions Arising between the United States and Canada. Signed at Wash­ington on January 11, 1909. URL: http://bwt.ijc.org/index.php?page=Treaty-Text&hl =eng (дата обращения:  11.12.2012).

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави­тельством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны и рацио­нального использования трансграничных вод. Москва, 20 августа 1997 г. URL: http://voda.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=459&pid=961 (дата обращения:  11.12.2012).

4. Нестерова И. Е. «Водная карта» в глобальном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политоло­гия. Право. Международные отношения. 2011. Вып. 3. С. 53—62.

5. Kochtcheeva L. V. Comparative Environmental Regulation in the United States and Russia: Institutions, Flexible Instruments and Governance. Albany, 2009.

6. Keohane R. O., Moravcsik A., Slaughter A. M. Legalized Dispute Resolution: Interstate and Transnational // International Organization. 2000. Vol. 54, №3: Le­galization and World Politics (Summer). P. 457—488.

7. Межевич Н. М., Сальникова М. А. Изменение места и роли национально­го государства в транснациональном мире и в развитии трансграничного со­трудничества // Управленческое консультирование : научно-практический журнал Северо-Западной академии государственной службы. 2006. № 1. С. 141—153.

8. Eesti-Vene piiriveekogude kaitse ja kasutamise ühiskomisjoni protokollid. Aastad 1998—2011. URL: http://www.envir.ee/1126098 (дата обращения:  11.12.2012).

9. Ярыгин Г. О. Прогнозы развития углеводородного сектора энергетики Канады и его воздействия на окружающую среду // Вестник Санкт-Петербург­ского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политоло­гия. Право. Международные отношения. 2011. Вып. 4. С. 57—63.

10. Protocol Amending the Agreement between the United States of America and Canada on Great Lakes Water Quality, 1978, as amended on October 16, 1983, and November 18, 1987. Signed at Washington on September 7, 2012. URL: http://www.epa.gov/grtlakes/glwqa/20120907-Canada-USA_GLWQA_FINAL.pdf (дата обращения:  11.12.2012).

11. Bruce J. P., Wood C. Canada — U. S. Water Quality: One Step Forward, Two Steps Back // The Star (Toronto). 2012. September 16.

References

 

1. Konvencija po ohrane i ispol'zovaniju transgranichnyh vodotokov i mezhdu­narodnyh ozer. Soversheno v Hel'sinki 17 marta 1992 g. [The Convention on the Protection and Use of Transboundary Watercourses and International Lakes. Done at Helsinki, 17 March 1992], avai­lable at: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ env/ water/pdf/waterconr. pdf (accessed 11 December 2012).

2. Treaty between the United States and Great Britain Relating to Boundary Wa­ters, and Questions Arising between the United States and Canada. Signed at Wash­ington on January 11, 1909 avai­lable at: http://bwt.ijc.org/index.php?page=Treaty-Text&hl=eng (accessed 11 December 2012).

3. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Jestonskoj Respubliki o sotrudnichestve v oblasti ohrany i racional'nogo is­pol'zovanija transgranichnyh vod. Soversheno v Moskve 20 avgusta 1997 g. [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Estonia on cooperation in the conservation and management of transboundary waters. Done in Moscow on August 20, 1997], avai­lable at: http://voda.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=459&pid=961 (accessed 11 December 2012).

4. Nesterova, I. Ye. 2011, “Vodnaja karta” v global'nom mire ["Water card" in a global world], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 6: Filosofija. Kul'turologija. Politologija. Pravo. Mezhdunarodnye otnoshenija [Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 6: Philosophy. Cultural Studies. Political science. Right. International relations], no. 3. p. 53—62.

5. Kochtcheeva, L. V. 2009, Comparative Environmental Regulation in the United States and Russia: Institutions, Flexible Instruments and Governance, Al­bany, State University of New York Press.

6. Keohane, R. O., Moravcsik, A., Slaughter, A. M. 2000, Legalized Dispute Resolution: Interstate and Transnational, International Organization, Vol. 54, no. 3: Legalization and World Politics (Summer), p. 457—488.

7. Mezhevich, N. M., Salnikova, M. A. 2006, Izmenenie mesta i roli nacion­al'nogo gosudarstva v transnacional'nom mire i v razvitii transgranichnogo sotrud­nichestva [Changing the position and role of the nation state in a transnational world, and in the development of cross-border cooperation], Upravlencheskoe kon­sul'tirovanie [Management consulting], no. 1, p. 141—153.

8. Eesti-Vene piiriveekogude kaitse ja kasutamise ühiskomisjoni protokollid. Aastad 1998—2011, avai­lable at: http://www.envir.ee/1126098 (accessed 11 De­cember 2012).

9. Yarygin, G. O. 2011, Prognozy razvitija uglevodorodnogo sektora jener­getiki Kanady i ego vozdejstvija na okruzhajushhuju sredu [Forecasts for the hy­drocarbon sector Energy of Canada and its impact on the environment], Vestnik Sankt-Peter­burgskogo universiteta. Serija 6: Filosofija. Kul'turologija. Poli­tologija. Pravo. Mezhdunarodnye otnoshenija [Bulletin of St. Petersburg Univer­sity. Ser. 6: Philoso­phy. Cultural Studies. Political science. Right. International relations], no. 4, p. 57—63.

10. Protocol Amending the Agreement between the United States of America and Canada on Great Lakes Water Quality, 1978, as amended on October 16, 1983, and November 18, 1987. Signed at Washington on September 7, 2012, avai­lable at: http://www.epa.gov/grtlakes/glwqa/20120907-Canada-USA_GLWQA_FINAL.pdf (accessed 11 December 2012).

11. Bruce, J. P., Wood, C. 2012, Canada — U. S. Water Quality: One Step For­ward, Two Steps Back, Toronto, The Star.


Назад в раздел