Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2025 Выпуск №4

Молитвы С.И. Шаховского: между «спальным» и «подорожным» правилом

Аннотация

Статья продолжает исследования внутренней организации корпуса молитв из­вестного государственного деятеля и писателя первой половины XVII в. князя Симео­на Шаховского. Выявляются структура и тематическая организация указанного кор­пуса евхологических опытов Шаховского на основе исследования традиции частного молитвенного правила (так называемых спальных молитв), сложившейся к началу XVII в. Установлено, что три отчетливо выраженные группы молитв в указанном корпусе сочинений Шаховского отражают как личные обстоятельства жизни автора, так и его разносторонние литературные интересы; обозначены возможные образцы этих гимнографических опытов князя, обнаруживающие его знакомство с традиция­ми Троицкого монастыря и влияние первых справщиков Московского печатного двора. Особое внимание уделяется знакомству князя Шаховского с памятниками молитвен­ного обихода Великого княжества Литовского, включая издания Виленского братства. Показано, как сравнительно новая традиция составления сборников частных молит­вословий, не имеющих места в богослужебном круге, могла послужить стимулом для самостоятельного создания Шаховским корпуса небольших ежедневных прошений. Особо рассмотрены предпосылки создания двух необычных заключительных молитв корпуса. Результатом исследования стало обоснование положения об особом характере ежедневных прошений князя С. И. Шаховского (которые можно обозначить как «подо­рожные») и гипотеза о композиционной правке собрания авторских молитв для поме­щения в авторские сборники сочинений.

Abstract

The article continues research on the internal organization of the corpus of prayers by the well-known statesman and writer of the first half of the 17th century, Prince Simeon Shakhovsky. The structure and thematic organization of this corpus of Shakhovsky’s eu­chological compositions are identified based on a study of the tradition of private prayer rules (the so-called bedtime prayers) of the early 17th century. It is established that three clearly distinguished groups of prayers in this corpus reflect both the personal circumstances of the author’s life and his diverse literary interests; possible models for these hymnographic compo­sitions of the prince are indicated, showing his familiarity with the traditions of the Trinity Monastery and the influence of the early compilers of the Moscow Printing House. Particular attention is paid to Prince Shakhovsky’s acquaintance with the prayer practices of the Grand Duchy of Lithuania, including editions of the Vilnius Brotherhood. It is shown how the rela­tively new tradition of compiling collections of private prayer books, not included in the litur­gical cycle, could have served as a stimulus for Shakhovsky’s independent creation of a corpus of small daily petitions. The prerequisites for the creation of two unusual concluding prayers of the corpus are examined in detail. The result of the study is the substantiation of the special character of Prince S. I. Shakhovsky’s daily petitions (which can be termed “travel prayers”) and the hypothesis regarding the compositional editing of the collection of the author’s pray­ers for inclusion in his collected works.

Скачать статью

«Дар меткого высказывания в разговорной речи»: об эссеистической «сильвичности» польской прозы

Аннотация

Изучается эссеистическая традиция старопольской прозы, представленная авто­рами эпох Возрождения (Рей, Гурницкий, Моджевский), барокко (Пасек, Б. Хмелёв­ский), Просвещения (Красицкий). Создателем польского эссеистического канона был Миколай Рей как автор книги «Зерцало», которую Мицкевич сравнил с «Опытами» Монтеня. Рассматривается роль эссеистического начала в литературных дневниках польских писателей ХХ в. (Анджеевский, Гомбрович, Герлинг-Грудзиньский). Конста­тируется, что традиция польской эссеистики, охватывающая Новое и Новейшее время, основывается на доминировании «жанрового блока silva» (С. Скварчиньская), генезис которого в мировом литературном контексте восходит к Античности, а в постклассический период знаменует собой новый этап литературного самосознания, в котором использование «сильвических» форм приобретает характер художественной игры с читателем. В «Дневнике» Гомбровича старопольские формы «silva rerum» представлены в пародийном аспекте. «Дневник, писавшийся ночью» Герлинга-Грудзиньского как собрание комментариев по поводу прочитанного сохраняет в себе жанровую память «lucubrationes» — ночных «размышлений», представленных в твор­честве философа поздней Античности Авла Геллия.

Abstract

The essayistic tradition of Old Polish prose is examined, represented by authors of the Re­naissance (Rey, Górnicki, Modrzejewski), Baroque (Pasek, B. Chmielowski), and Enlight­enment (Krasicki) periods. The creator of the Polish essayistic canon was Mikołaj Rey, the author of the book Zerciadło, which Mickiewicz compared to Montaigne’s Essays. The role of the essayistic element in the literary diaries of 20th-century Polish writers (Andrzejewski, Gombrowicz, Herling-Grudziński) is considered. It is stated that the tradition of Polish essay­ism, spanning the Modern and Contemporary periods, is based on the dominance of the “gen­re block silva” (S. Skwarczyńska), whose genesis in the world literary context goes back to Antiquity, and which in the postclassical period marks a new stage of literary self-consciousness, where the use of “silva” forms acquires the character of artistic play with the reader. In Gombrowicz’s Diary, the Old Polish forms of silva rerum are presented in a parodic aspect. Herling-Grudziński’s Diary Written at Night, as a collection of comments on what was read, preserves the genre memory of lucubrationes — nocturnal “reflections” presented in the works of the philosopher of Late Antiquity, Aulus Gellius.

Скачать статью