Молитвы С.И. Шаховского: между «спальным» и «подорожным» правилом
Аннотация
Статья продолжает исследования внутренней организации корпуса молитв известного государственного деятеля и писателя первой половины XVII в. князя Симеона Шаховского. Выявляются структура и тематическая организация указанного корпуса евхологических опытов Шаховского на основе исследования традиции частного молитвенного правила (так называемых спальных молитв), сложившейся к началу XVII в. Установлено, что три отчетливо выраженные группы молитв в указанном корпусе сочинений Шаховского отражают как личные обстоятельства жизни автора, так и его разносторонние литературные интересы; обозначены возможные образцы этих гимнографических опытов князя, обнаруживающие его знакомство с традициями Троицкого монастыря и влияние первых справщиков Московского печатного двора. Особое внимание уделяется знакомству князя Шаховского с памятниками молитвенного обихода Великого княжества Литовского, включая издания Виленского братства. Показано, как сравнительно новая традиция составления сборников частных молитвословий, не имеющих места в богослужебном круге, могла послужить стимулом для самостоятельного создания Шаховским корпуса небольших ежедневных прошений. Особо рассмотрены предпосылки создания двух необычных заключительных молитв корпуса. Результатом исследования стало обоснование положения об особом характере ежедневных прошений князя С. И. Шаховского (которые можно обозначить как «подорожные») и гипотеза о композиционной правке собрания авторских молитв для помещения в авторские сборники сочинений.
The article continues research on the internal organization of the corpus of prayers by the well-known statesman and writer of the first half of the 17th century, Prince Simeon Shakhovsky. The structure and thematic organization of this corpus of Shakhovsky’s euchological compositions are identified based on a study of the tradition of private prayer rules (the so-called bedtime prayers) of the early 17th century. It is established that three clearly distinguished groups of prayers in this corpus reflect both the personal circumstances of the author’s life and his diverse literary interests; possible models for these hymnographic compositions of the prince are indicated, showing his familiarity with the traditions of the Trinity Monastery and the influence of the early compilers of the Moscow Printing House. Particular attention is paid to Prince Shakhovsky’s acquaintance with the prayer practices of the Grand Duchy of Lithuania, including editions of the Vilnius Brotherhood. It is shown how the relatively new tradition of compiling collections of private prayer books, not included in the liturgical cycle, could have served as a stimulus for Shakhovsky’s independent creation of a corpus of small daily petitions. The prerequisites for the creation of two unusual concluding prayers of the corpus are examined in detail. The result of the study is the substantiation of the special character of Prince S. I. Shakhovsky’s daily petitions (which can be termed “travel prayers”) and the hypothesis regarding the compositional editing of the collection of the author’s prayers for inclusion in his collected works.