Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №1

Комментарий к поэтическому произведению как филологический жанр

Аннотация

Не только в современной филологической науке, но и в кругах широкой обще­ственности, интересующейся поэтическим творчеством, комментирование — один из наиболее востребованных жанров филологического высказывания, изъясняющих поэ­тическое произведение. Это связано с особой сопроводительной по отношению к сти­хотворению позицией субъекта высказывания в комментарии, отличающейся гибко­стью, опорой на факт, различными интерпретационными возможностями. Научные материалы, написанные в жанре литературоведческого комментария, многочисленны, однако весьма скудной представляется рефлексия о том, какими параметрами должен обладать подобный комментарий к стихотворению, какие цели перед собой ставить, какие факторы учитывать. Данная статья восполняет эту теоретическую лакуну, показывая, что комментарий к стихотворению прежде всего должен быть ориентиро­ван на жанрово-родовую специфику этого типа художественного произведения. Основ­ное внимание уделяется уяснению двухэтапного характера комментирования. Первый этап опирается на точные текстологические сведения, второй носит толковательно-интерпретационный характер. Определяется точка равновесия между толкованием и интерпретацией, стремлением к объективации смысла и субъектно-личностным со­бытийным его переживанием, которое осуществляется в эстетическом опыте, во встрече автора и читателя в произведении.

Скачать статью

Центральные образы и мотивы поздних стихотворений Геннадия Шпаликова (статья первая)

Аннотация

На материале поздних стихотворений Г. Шпаликова, одного из ярких представи­телей поэзии эпохи хрущевской оттепели, выделяется и рассматривается сфера клю­чевых образов и мотивов художественного мира поэта, который кодирован ситуацией онтологически-трагической экзистенции лирического субъекта в замкнутом хроно­топе общества. Выявлены центральные мотивы творчества Шпаликова этого перио­да: мотивы одиночества, неприкаянности, заброшенности, беззащитности, проща­ния, безысходности, самоубийства. Семантику художественного мира поздних (и не только) стихов маркирует тернарная модель «природа — человек — цивилизация / общество». Движением «сюжета» большинства поздних стихотворений определяется внутреннее катастрофическое изменение психического состояния лирического субъ­екта, стремящегося к добровольному уходу из жизни, что закреплено в экспрессивной, эмоционально-оценочной и сниженной лексике, тесноте стихотворного ряда и напря­женном синтаксисе.

Скачать статью