Экспорт российского образования в странах БРИКС: тенденции и перспективы в современных условиях
АннотацияЭкспорт образования был признан многими странами мира немаловажным сектором экономики, в том числе и Россией, которая активно реализует меры по развитию экспортного потенциала российской системы образования с целью увеличения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке. На протяжении последних лет наблюдался активный рост интереса к российским образовательным услугам со стороны иностранных студентов из различных стран мира, однако есть риск изменения данной тенденции в связи с глобальным кризисом и геополитической обстановкой. В статье предлагается использовать страны, входящие в объединение БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), в качестве приоритетных рынков для экспорта российского образования. Целью статьи является анализ потенциала стран БРИКС для экспорта российских образовательных услуг на данные рынки. На основании статистических данных рассматриваются в динамике демографические показатели, структура населения, экономический рост стран БРИКС, а также анализируются с использованием метода экстраполяции трендов показатели экспорта российского образования в страны БРИКС, в том числе на примере БФУ им. И. Канта. По результатам исследования сделаны выводы о том, что страны БРИКС обладают значительными человеческими и экономическими ресурсами, экспорт российского образования имеет большой потенциал в своем развитии на рынках стран БРИКС.
Many countries view education exports as a vital sector of the economy. Russia has also acknowledged the importance of exporting education, consistently implementing measures to promote Russian education in the international market. Despite the recent surge in interest in Russian education amongst international students, there is a risk that this trend could change dramatically due to the global crisis and the current geopolitical situation. This contribution considers BRICS countries — Brazil, India, China and South Africa — as key markets for Russian education exports. This study aims to analyse the capacity of BRICS countries to import Russian educational services. Statistical data is utilised to conduct a time-series analysis of demographic factors, population structure and economic growth in BRICS countries. Russian education exports to BRICS countries are quantified using measures such as the enrolment of BRICS nationals at IKBFU and employing the trend extrapolation method. The findings suggest that these countries possess significant human and economic resources, offering excellent opportunities for the export of Russian education.