Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: естественные и медицинские науки

2024 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Экспорт российского образования в странах БРИКС: тенденции и перспективы в современных условиях

DOI
10.5922/gikbfu-2024-1-1
Страницы / Pages
7-26

Аннотация

Экспорт образования был признан многими странами мира немаловажным секто­ром экономики, в том числе и Россией, которая активно реализует меры по развитию экспортного потенциала российской системы образования с целью увеличения привле­кательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке. На протяжении последних лет наблюдался активный рост интереса к россий­ским образовательным услугам со стороны иностранных студентов из различных стран мира, однако есть риск изменения данной тенденции в связи с глобальным кри­зисом и геополитической обстановкой. В статье предлагается использовать страны, входящие в объединение БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), в качестве прио­ритетных рынков для экспорта российского образования. Целью статьи является анализ потенциала стран БРИКС для экспорта российских образовательных услуг на данные рынки. На основании статистических данных рассматриваются в динамике демографические показатели, структура населения, экономический рост стран БРИКС, а также анализируются с использованием метода экстраполяции трендов показатели экспорта российского образования в страны БРИКС, в том числе на при­мере БФУ им. И. Канта. По результатам исследования сделаны выводы о том, что страны БРИКС обладают значительными человеческими и экономическими ресурса­ми, экспорт российского образования имеет большой потенциал в своем развитии на рынках стран БРИКС.

Abstract

Many countries view education exports as a vital sector of the economy. Russia has also acknowledged the importance of exporting education, consistently implementing measures to promote Russian education in the international market. Despite the recent surge in interest in Russian education amongst international students, there is a risk that this trend could change dramatically due to the global crisis and the current geopolitical situation. This contribution considers BRICS countries — Brazil, India, China and South Africa — as key markets for Russian education exports. This study aims to analyse the capacity of BRICS countries to import Russian educa­tional services. Statistical data is utilised to conduct a time-series analysis of demographic factors, population structure and economic growth in BRICS countries. Russian education exports to BRICS countries are quantified using measures such as the enrolment of BRICS nationals at IKBFU and employing the trend extrapolation method. The findings suggest that these countries possess significant human and economic resources, offering excellent oppor­tunities for the export of Russian education.

Список литературы

1. Айдрус И. А., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг. М. : РУДН, 2008.

2. Арефьев А. Л. Методологические подходы к экономике образования в Ки­тае // Экономика образования. 2017. № 5 (102). С. 76—84.

3. Арефьев А. Л. Обучение граждан стран Латинской Америки в образова­тельных организациях СССР и РФ // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2019. № 4. С. 411—450. doi: 10.19181/obrnaukru.2019.13.

4. Арефьев А. Л. Обучение иностранных граждан в образовательных органи­зациях высшего образования Российской Федерации : стат. сб. М. : ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. Вып. 17.

5. Арефьев А. Л. Тенденции экспорта российского образования в 2005—2015 гг. // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86, № 10. С. 902—908. doi: 10.7868/S0869587316100030.

6. Арефьев А. Л. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. М. : ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. Вып. 10.

7. Бондаренко Н. В., Варламова Т. А., Гохберг Л. М. и др. Индикаторы образова­ния 2023 : стат. сб. М. : НИУ ВШЭ, 2023.

8. Гуцынюк О. Н., Ридигер А. В. Об отраслевом статистическом инструмента­рии и статистических данных о количестве иностранных студентов // Инфор­мация и инновации. 2022. № 17 (4). С. 34—46. https://doi.org/10.31432/1994- 2443-2022-17-4-34-46.

9. Дробот Е. В., Лосинкова В. А., Поспелова А. Л. и др. Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэконо­мических показателей ведущих мировых экономик // Экономические отноше­ния. 2018. Т. 8, № 2. С. 105—138. doi: 10.18334/eo.8.2.39014.

10. Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в инте­ресах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, 23 августа 2023 года. URL: https:// www.mid.ru/ru/press_service/vizity-ministra/1901504/ (дата обращения: 20.12.2023).

11. Российский статистический ежегодник. 2023 : стат. сб. // Росстат. Р76. М., 2023.

12. Ткаченко Е. Н. Экспорт образования как фактор конкурентоспособности национальной образовательной системы в современных условиях // Этносо­циум и межнациональная культура. 2020. № 2 (140). С. 26—31.

13. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тен­денции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета друж­бы народов. Сер.: Международные отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 203—211.

14. Чинаева Т. И. Основные тенденции развития международного рынка об­разовательных услуг // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 60—68. doi: 10.21686/2500-3925-2017-1-60-68.

15. Шибанова Е. К. Экспорт образования как обеспеченность экономики на­цио­нальными специалистами стран-партнеров (на примере БРИКС) // XXII Ураль­ские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономи­че­ское развитие Уральского региона : матер. Всерос. науч.-практ. конф. Екатерин­бург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. С. 289—294.

16. Cannings J., Halterbeck M., Conlon G. The costs and benefits of international hig­her education students to the UK economy: Report for the Higher Education Po­licy Institute, Universities UK International, and Kaplan International Pathways. London Economics, 2023. URL: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/uploads/2023/05/Full- Report-Benefits-and-costs-of-international-students.pdf (дата обра­ще­ния: 06.01.2024).

17. Education at a Glance 2023: OECD Indicators. https://doi.org/10.1787/e1 3bef63-en.

18. Global Education Monitoring Report 2023 / United Nations Educational, Sci­entific and Cultural Organization. https://doi.org/10.18356/9789210028660.

19. Gorelova G. G., Shibanova E. K., Nechaeva S. V., Zakharova T. N. BRICS countries education export: challenges and forecasts // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research: XXIII International Conference named after professor L. N. Kogan. Екатеринбург : Институт современных технологий управления, 2020. С. 656—662.

20. United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Divi­sion (2022). World Population Prospects 2022: Summary of Results. N. Y., 2022.

21. United Nations Statistics Devision. URL: https://unstats.un.org/unsd/natio nalaccount/sna.asp (дата обращения: 20.12.2023).

22. World Bank Open Data. URL: https://data.worldbank.org (дата обращения: 20.12.2023).

23. OECD Data Explorer. URL: https://data-explorer.oecd.org/ (дата обраще­ния: 20.12.2023).