Филология, педагогика, психология

2021 Выпуск №1

Учебно-профессиональный дискурс высшей школы в аспектах концепта грамотности

Аннотация

Представлены результаты междисциплинарного анализа, категори­аль­ного синтеза и обобщения опыта реализации учебно-профес­сионального дискурса в высшем профессиональном образовании. Этот дискурс рассматривается как открытая система, процесс самооргани­зации которой направлен на обеспечение образования в течение всей жизни и прямо связан с формированием компетенций грамотности, отраженных ФГОС 3++. Описаны составляющие дискурса в его социо- и прагмалингвистическом аспектах и проблемы учебно-научной комму­никации студентов, в том числе при использовании для целей дискурса информационно-коммуникационных технологий. Определены мета­предметные, языковые, операциональные, критические, культурные из­мерения компетенций грамотности как показатели становления учеб­но-дискурсивного Я студента. Указаны необходимые условия организа­ции и реализации практик дискурса.

Скачать статью

Эскапизм: неконструктивные пути личностного самоопределения подростков

Аннотация

Протест против устаревших образцов взросления и невозмож­ность отстоять новаторский образ-Я — традиционное противоречие в самоопределении личности подростка. Трудности самоопределения в пространстве реальных отношений все чаще предопределяют эскапизм или поиски подрастающим поколением себя и ценности образа-Я в вир­туальном бытии. Статья освещает, в каких условиях и посредством каких механизмов уход подростков в виртуальные пространства ста­новится опасной деформацией их образа-Я и приводит к утрате его адекватности. Цель исследования — выявить варианты неконструк­тивных путей подросткового эскапизма. Теоретической основой иссле­дования стала трансформационная модель протестной активности личности (субъектно-бытийный подход), рассматривающая эскапизм в качестве одной из форм протеста, как специфический процесс само­опреде­ления личности. С помощью прикладного метода регрессионного анали­за — парциальной модерированной медиации — были изучены два наиболее вероятных неконструктивных пути подросткового эскапизма. Данные пути имеют сходства в механизме протекания: блокирование диалога подростка со своим Я, защитное поведение и стагнация лич­ностного самоопределения. Различие заключается в условиях действия механизма и в результатах личностного самоопределения. Если под­ростки отказываются от новаторского образа-Я в виртуальных про­странствах, то они формируют позитивную ценность Я, однако сам образ остается детским. Если подростки отстаивают новаторский образ-Я, наблюдается «раскол» в оценке образа-Я: Я-реальное кардинально отличается от Я-идеального. Для подрастающего поколения эскапизм может представлять угрозу в том случае, когда поиск ценности Я в виртуальных пространствах не подкреплен субъектными ресурсами.

Скачать статью