Социально-психологические факторы, провоцирующие агрессию у подростков
Аннотация
Рассмотрена роль широкого спектра социально-психологических факторов в возникновении агрессии различной степени у подростков. Цель исследования заключалась в изучении и сравнении степени выраженности агрессии, возникающей в ответ на действие социально-психологических факторов, у подростков в возрасте 12—16 лет. Выборка включала в себя 109 подростков 12—16 лет — 60 девочек и 49 мальчиков, проживающих в Житомире. В качестве методов исследования были использованы опросник диагностики агрессии BPAQ А. Басса и М. Перри в адаптации С. Н. Ениколопова и Н. П. Цибульского и анкета «Направленность агрессии у подростков», разработанная Е. К. Агеенковой, М. В. Тарасовой и П. М. Ларионовым. Отмечены гендерные аспекты агрессии и характерные особенности направленности агрессии подростков на действие фрустрирующих факторов, возникающих в школьной среде, родительском доме, в процессе отношений со сверстниками и другими субъектами социальной среды. Подчеркнута связь агрессии с факторами, связанными с восприятием подростком самого себя. Обнаружено, что наиболее высокую агрессию у подростков вызывает оказываемое на них психологическое давление, нарушение личной неприкосновенности и отсутствие признания в них личности. Подростки остро переживают наблюдаемую ими несправедливость в мире, сочетающуюся с бесчеловечностью некоторых людей. Агрессия подростков в большинстве случаев является скорее реакцией на неблагоприятные социальные условия, ответственны за которые взрослые люди.
The article considers a wide range of socio-psychological factors leading to aggression of various degrees among adolescents. This research aims to study and compare the degree of aggression caused by socio-psychological factors among adolescents aged 12—16. The study group included 109 teenagers of 12—16 age group — 60 girls and 49 boys who live in Zhytomyr. The research relied on the Buss-Perry Aggression Questionnaire (BPAQ) and the questionnaire Direction of Aggression in Adolescents, which was designed by E. K. Ageenkova, M. V. Tarasova and P. M. Larionov. The study analysed gender aspects of aggression and the focus of aggression among adolescents in connection with frustrating factors that occur in school environment, family, in their relations with peers, their social environment, as well as adolescents’ perception of themselves. It was found that the highest aggression among adolescents is caused by psychological pressure exerted on them, violation of personal integrity and lack of personality recognition. Teenagers are acutely aware of the injustice they see in the world, combined with the insensitive and inhumane attitudes of some people. Aggression in adolescents in most cases is a reaction to adverse social conditions for which not only adolescents but adults are responsible.