Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №3

Социально-психологические факторы, провоцирующие агрессию у подростков

Аннотация

Рассмотрена роль широкого спектра социально-психологических фак­торов в возникновении агрессии различной степени у подростков. Цель ис­следования заключалась в изучении и сравнении степени выра­жен­ности агрессии, возникающей в ответ на действие социально-психологических факторов, у подростков в возрасте 12—16 лет. Вы­бор­ка включала в себя 109 подростков 12—16 лет — 60 девочек и 49 маль­чиков, проживающих в Житомире. В каче­стве методов исследования были использованы опросник диагностики агрессии BPAQ А. Басса и М. Перри в адаптации С. Н. Енико­лопова и Н. П. Цибульского и анкета «Направленность агрессии у подрост­ков», разработанная Е. К. Агеенко­вой, М. В. Тарасовой и П. М. Ларионовым. Отмечены гендерные аспекты агрессии и характерные особенности направ­ленности агрессии подрост­ков на действие фрустрирующих факторов, возникающих в школьной среде, родительском доме, в процес­се отношений со сверстниками и дру­гими субъектами социальной сре­ды. Подчеркнута связь агрессии с фак­торами, связанными с восприяти­ем подростком самого себя. Обнару­жено, что наиболее высокую агрессию у подростков вызывает оказывае­мое на них психологическое давление, нарушение личной неприкос­новен­ности и отсутствие признания в них личности. Подростки остро пе­реживают наблюдаемую ими не­справедливость в мире, сочета­ющуюся с бесчеловечностью некоторых людей. Агрессия подростков в большин­стве случаев является скорее ре­акцией на неблагоприятные со­циальные условия, ответственны за ко­торые взрослые люди.

Abstract

The article considers a wide range of socio-psychological factors leading to aggression of various degrees among adolescents. This research aims to study and compare the degree of aggression caused by socio-psychological fac­tors among adolescents aged 12—16. The study group included 109 teenagers of 12—16 age group — 60 girls and 49 boys who live in Zhytomyr. The re­search relied on the Buss-Perry Aggression Questionnaire (BPAQ) and the questionnaire Direction of Aggression in Adolescents, which was designed by E. K. Ageenkova, M. V. Tarasova and P. M. Larionov. The study analysed gender aspects of aggression and the focus of aggression among adolescents in connection with frustrating factors that occur in school environment, family, in their relations with peers, their social environment, as well as adolescents’ perception of themselves. It was found that the highest aggression among ado­lescents is caused by psychological pressure exerted on them, violation of per­sonal integrity and lack of personality recognition. Teenagers are acutely aware of the injustice they see in the world, combined with the insensitive and inhumane attitudes of some people. Aggression in adolescents in most cases is a reaction to adverse social conditions for which not only adolescents but adults are responsible.

Скачать статью

Сенсорное утомление как функциональное состояние у лиц с ОВЗ и инвалидностью

Аннотация

Представлены результаты изучения теоретических ас­пектов сен­сорного утомления как функционального состояния у лиц с ограничен­ными возможностями здоровья и инвалидностью. Рассмотре­ны виды и формы сенсорного утомления, триггеры, вызывающие это со­стояние, механизмы наступления и особенности протекания у лиц с ОВЗ и ин­валидностью разных нозологических групп, его симптомы и последст­вия. Сенсорное утомление выделено в отдельное состояние, ко­торое са­мо по себе не является заболеванием и не требует лечения, од­нако у лиц с пониженным уровнем здоровья оно может рассматриваться как симптом того или иного нарушения в здоровье. Изучение теорети­ческих аспектов сенсорного утомления позволяет разработать методы практического исследования его качественных и количественных ха­рактеристик, а также психолого-педагогические методы и подходы к его снижению у лиц с разным уровнем здоровья.

Abstract

The article explores the theoretical aspects of sensory fatigue as a func­tional state in people with disabilities. The study focuses on the types and forms of sensory fatigue, triggers causing this condition, switch-on mecha­nisms, the development of this condition in people with disabilities of different nosological groups, its symptoms and consequences. Sensory fatigue is a con­dition, which in itself is not a disease and does not require treatment. Howev­er, in people with poor health, it can be considered as a symptom of a health disorder. The review of literature on sensory fatigue allows us to identify methods for the study of its qualitative and quantitative characteristics, as well as to develop psychological and pedagogical methods and approaches to reducing it in people with health conditions.

Скачать статью

Операциональное мышление в структуре диагностического мышления современного педагога-психолога

Аннотация

Диагностическое мышление является важной составляющей про­фессионального мышления многих профессий, в частности профессии педа­гога-психолога. Целью исследования было выявление места и роли различных мыслительных операций в структуре диагностического по­иска педагога-психолога. В работе показано, как когнитивные операции используются пе­дагогом-психологом в рамках диагностического алго­ритма, установлено ме­сто этих операций на различных этапах диагно­стики. Определено, какие операции наиболее важны для каждого из эта­пов диагностического алго­ритма. Сделаны выводы о том, что операции мышления (такие, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение и др.) занимают важнейшее место в диагностическом процессе, выступа­ют необходимыми компонентами диа­гностического мышления; что сформированность профессионального опе­рационального мышления пе­дагога-психолога является основой его успешной диагностической дея­тельности. При этом педагогу-психологу для возмож­ности успешной профессиональной диагностики также необходимы фор­мирование си­стемы категориальных моделей диагностируемого, умение проводить анализ своих диагностических ошибок и представления о кате­гориаль­ных моделях типичных диагностических ошибок. Специальная под­го­товка педагогов-психологов в аспекте развития диагностического мыш­ления, в частности развития необходимых для эффективной диагно­стики мыслительных операций, представляется необходимой состав­ляющей их обучения и позволит повысить эффективность их будущей профессио­нальной деятельности.

Abstract

Diagnostic thinking is a vital professional component of many occupations, in particular, of a teacher-psychologist. The purpose of the study was to identify the place and role of various mental operations in the structure of diagnostic search carried out by a teacher-psychologist. The article explores cognitive operations used by a teacher-psychologist within the framework of a diagnostic algorithm. These operations are differentiated for various stages of diagnosis; their priorities are established. It is determined which operations are most important for each of the stages of the diagnostic algorithm. Mental operations (such as analysis, synthesis, analogy, generalization, comparison, etc.) are important for the diagnostic process and can be necessary components of diagnostic thinking. Comprehensive professional operational thinking of a teacher-psychologist is the basis of successful diagnostic activities. As for successful professional diagnostics, a teacher-psychologist also needs a system of categorical models of the diagnosable, the ability to analyze their diagnostic errors and ideas about categorical models of typical diagnostic errors. Special training in diagnostic thinking, in particular, the development of mental operations, which are necessary for teachers-psychologists to carry out effective diagnostics, is an essential component of their training and will increase the efficiency of their professional performance.

Скачать статью