Социально-психологические факторы, провоцирующие агрессию у подростков
- Страницы / Pages
- 74-91
Аннотация
Рассмотрена роль широкого спектра социально-психологических факторов в возникновении агрессии различной степени у подростков. Цель исследования заключалась в изучении и сравнении степени выраженности агрессии, возникающей в ответ на действие социально-психологических факторов, у подростков в возрасте 12—16 лет. Выборка включала в себя 109 подростков 12—16 лет — 60 девочек и 49 мальчиков, проживающих в Житомире. В качестве методов исследования были использованы опросник диагностики агрессии BPAQ А. Басса и М. Перри в адаптации С. Н. Ениколопова и Н. П. Цибульского и анкета «Направленность агрессии у подростков», разработанная Е. К. Агеенковой, М. В. Тарасовой и П. М. Ларионовым. Отмечены гендерные аспекты агрессии и характерные особенности направленности агрессии подростков на действие фрустрирующих факторов, возникающих в школьной среде, родительском доме, в процессе отношений со сверстниками и другими субъектами социальной среды. Подчеркнута связь агрессии с факторами, связанными с восприятием подростком самого себя. Обнаружено, что наиболее высокую агрессию у подростков вызывает оказываемое на них психологическое давление, нарушение личной неприкосновенности и отсутствие признания в них личности. Подростки остро переживают наблюдаемую ими несправедливость в мире, сочетающуюся с бесчеловечностью некоторых людей. Агрессия подростков в большинстве случаев является скорее реакцией на неблагоприятные социальные условия, ответственны за которые взрослые люди.
Abstract
The article considers a wide range of socio-psychological factors leading to aggression of various degrees among adolescents. This research aims to study and compare the degree of aggression caused by socio-psychological factors among adolescents aged 12—16. The study group included 109 teenagers of 12—16 age group — 60 girls and 49 boys who live in Zhytomyr. The research relied on the Buss-Perry Aggression Questionnaire (BPAQ) and the questionnaire Direction of Aggression in Adolescents, which was designed by E. K. Ageenkova, M. V. Tarasova and P. M. Larionov. The study analysed gender aspects of aggression and the focus of aggression among adolescents in connection with frustrating factors that occur in school environment, family, in their relations with peers, their social environment, as well as adolescents’ perception of themselves. It was found that the highest aggression among adolescents is caused by psychological pressure exerted on them, violation of personal integrity and lack of personality recognition. Teenagers are acutely aware of the injustice they see in the world, combined with the insensitive and inhumane attitudes of some people. Aggression in adolescents in most cases is a reaction to adverse social conditions for which not only adolescents but adults are responsible.
Список литературы
1. Агеенкова Е. К. Направленность агрессии у детей подросткового возраста // Управление в социальных и экономических системах : матер. XXIV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 14 мая 2015 г.). Минск, 2015. С. 208—210.
2. Агеенкова Е. К., Волчёк В. А. Направленность агрессии у подростков // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования : матер. III Междунар. науч.-практ. конф. 14—15 ноября 2018 г. Минск, 2018. С. 469—473.
3. Агеенкова Е. К., Ларионов П. М., Волчёк В. А. Личностные детерминанты агрессивности подростков // Психотерапия. 2019. № 2 (194). C. 86—94.
4. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
5. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
7. Волянська О. В. Проблема агресивної поведінки підлітків: фактори та механізми соціалізації // Вісник Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого». 2016. № 3(30). С. 117—134.
8. Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С. Развитие открытой, скрытой агрессии и совершение подростками правонарушений // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. C. 48—55.
9. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 1. C. 115—124.
10. Иванова Е. А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 85—88.
11. Качмар О. Особливості прояву агресії в підлітковому віці та способи її профілактики й подолання // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г. С. Сковороди «Філософія». 2017. № 2 (48). С. 150—162.
12. Маркова С. В. Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1—11.
13. Меньшикова Т. И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 106—115.
14. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 2. С. 89—105.
15. Павелків В. Р. Специфіка прояву агресії та деструктивної поведінки в підлітковому віці // Проблеми сучасної психології. 2015. №. 30. С. 483—494.
16. Пеллерен М., Брес М. Психосинтез. М., 2004.
17. Пономарева Д. И., Пономарева Е. А. Социально-психологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7, № 1А. С. 14—21.
18. Пстрог Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 4 (49). С. 141—149.
19. Фомиченко А. С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, № 5. С. 1—11.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
21. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб., 2003.
22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2017.
23. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
24. A Familiar Face: Violence in the lives of children and adolescents. UNICEF, 2017. URL: https://www.refworld.org/docid/5a0b00e34.html (дата обращения: 12.01.2020).
25. Agnew R. Pressured Into Crime: An Overview of General Strain Theory. N. Y., 2006.
26. Aranowska E., Pytel J., Szymańska A. Kwestionariusz Agresji Bussa-Perry’ego: Trafność, rzetelność I normy. Warszawa, 2015.
27. Borzucka-Sitkiewicz K. Środowiskowe uwarunkowania agresywnych zachowań młodzieży. Katowice, 2010.
28. Gaś Z. Inwentarz Psychologiczny Syndromu Agresji // Przegląd Psychologiczny. 1980. T. 23, № 1. P. 143—158.
29. Kowalczuk K., Jankowiak B., Krajewska-Kułak E. et al. Teorie agresji — prawda czy mity? // Problemy Pielęgniarstwa. 2011. T. 19, № 3. P. 396—400.
30. Przybysz-Zaremba M. Egzemplifikacje wybranych teorii zachowań agresywnych człowieka — perspektywa trójwymiarowa // Studia nad Rodziną. 2015. № 2 (37). P. 311—332.