Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Социально-психологические факторы, провоцирующие агрессию у подростков

Страницы / Pages
74-91

Аннотация

Рассмотрена роль широкого спектра социально-психологических фак­торов в возникновении агрессии различной степени у подростков. Цель ис­следования заключалась в изучении и сравнении степени выра­жен­ности агрессии, возникающей в ответ на действие социально-психологических факторов, у подростков в возрасте 12—16 лет. Вы­бор­ка включала в себя 109 подростков 12—16 лет — 60 девочек и 49 маль­чиков, проживающих в Житомире. В каче­стве методов исследования были использованы опросник диагностики агрессии BPAQ А. Басса и М. Перри в адаптации С. Н. Енико­лопова и Н. П. Цибульского и анкета «Направленность агрессии у подрост­ков», разработанная Е. К. Агеенко­вой, М. В. Тарасовой и П. М. Ларионовым. Отмечены гендерные аспекты агрессии и характерные особенности направ­ленности агрессии подрост­ков на действие фрустрирующих факторов, возникающих в школьной среде, родительском доме, в процес­се отношений со сверстниками и дру­гими субъектами социальной сре­ды. Подчеркнута связь агрессии с фак­торами, связанными с восприяти­ем подростком самого себя. Обнару­жено, что наиболее высокую агрессию у подростков вызывает оказывае­мое на них психологическое давление, нарушение личной неприкос­новен­ности и отсутствие признания в них личности. Подростки остро пе­реживают наблюдаемую ими не­справедливость в мире, сочета­ющуюся с бесчеловечностью некоторых людей. Агрессия подростков в большин­стве случаев является скорее ре­акцией на неблагоприятные со­циальные условия, ответственны за ко­торые взрослые люди.

Abstract

The article considers a wide range of socio-psychological factors leading to aggression of various degrees among adolescents. This research aims to study and compare the degree of aggression caused by socio-psychological fac­tors among adolescents aged 12—16. The study group included 109 teenagers of 12—16 age group — 60 girls and 49 boys who live in Zhytomyr. The re­search relied on the Buss-Perry Aggression Questionnaire (BPAQ) and the questionnaire Direction of Aggression in Adolescents, which was designed by E. K. Ageenkova, M. V. Tarasova and P. M. Larionov. The study analysed gender aspects of aggression and the focus of aggression among adolescents in connection with frustrating factors that occur in school environment, family, in their relations with peers, their social environment, as well as adolescents’ perception of themselves. It was found that the highest aggression among ado­lescents is caused by psychological pressure exerted on them, violation of per­sonal integrity and lack of personality recognition. Teenagers are acutely aware of the injustice they see in the world, combined with the insensitive and inhumane attitudes of some people. Aggression in adolescents in most cases is a reaction to adverse social conditions for which not only adolescents but adults are responsible.

Список литературы

1. Агеенкова Е. К. Направленность агрессии у детей подросткового возрас­та // Управление в социальных и экономических системах : матер. XXIV Меж­дунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 14 мая 2015 г.). Минск, 2015. С. 208—210.

2. Агеенкова Е. К., Волчёк В. А. Направленность агрессии у подростков // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования : матер. III Междунар. науч.-практ. конф. 14—15 ноября 2018 г. Минск, 2018. С. 469—473.

3. Агеенкова Е. К., Ларионов П. М., Волчёк В. А. Личностные детерминанты агрессивности подростков // Психотерапия. 2019. № 2 (194). C. 86—94.

4. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

5. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.

7. Волянська О. В. Проблема агресивної поведінки підлітків: фактори та ме­ханізми соціалізації // Вісник Національного університету «Юридична акаде­мія України імені Ярослава Мудрого». 2016. № 3(30). С. 117—134.

8. Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С. Развитие открытой, скрытой агрессии и со­вершение подростками правонарушений // Прикладная юридическая пси­хология. 2013. № 2. C. 48—55.

9. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русско­языч­ной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Пси­хологический журнал. 2007. Т. 28, № 1. C. 115—124.

10. Иванова Е. А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 85—88.

11. Качмар О. Особливості прояву агресії в підлітковому віці та способи її профілактики й подолання // Вісник Харківського національного педагогічно­го університету імені Г. С. Сковороди «Філософія». 2017. № 2 (48). С. 150—162.

12. Маркова С. В. Исследование гендерных различий агрессивного поведе­ния подростков // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1—11.

13. Меньшикова Т. И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 106—115.

14. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Рубеж (альманах соци­альных исследований). 1992. № 2. С. 89—105.

15. Павелків В. Р. Специфіка прояву агресії та деструктивної поведінки в підлітковому віці // Проблеми сучасної психології. 2015. №. 30. С. 483—494.

16. Пеллерен М., Брес М. Психосинтез. М., 2004.

17. Пономарева Д. И., Пономарева Е. А. Социально-психологические фак­торы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Пси­хология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7, № 1А. С. 14—21.

18. Пстрог Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 4 (49). С. 141—149.

19. Фомиченко А. С. Социально-психологические причины проявления под­ростковой агрессии // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, № 5. С. 1—11.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

21. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб., 2003.

22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2017.

23. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

24. A Familiar Face: Violence in the lives of children and adolescents. UNICEF, 2017. URL: https://www.refworld.org/docid/5a0b00e34.html (дата обращения: 12.01.2020).

25. Agnew R. Pressured Into Crime: An Overview of General Strain Theory. N. Y., 2006.

26. Aranowska E., Pytel J., Szymańska A. Kwestionariusz Agresji Bussa-Perry’ego: Trafność, rzetelność I normy. Warszawa, 2015.

27. Borzucka-Sitkiewicz K. Środowiskowe uwarunkowania agresywnych zachow­ań młodzieży. Katowice, 2010.

28. Gaś Z. Inwentarz Psychologiczny Syndromu Agresji // Przegląd Psycholog­iczny. 1980. T. 23, № 1. P. 143—158.

29. Kowalczuk K., Jankowiak B., Krajewska-Kułak E. et al. Teorie agresji — prawda czy mity? // Problemy Pielęgniarstwa. 2011. T. 19, № 3. P. 396—400.

30. Przybysz-Zaremba M. Egzemplifikacje wybranych teorii zachowań agresyw­nych człowieka — perspektywa trójwymiarowa // Studia nad Rodziną. 2015. № 2 (37). P. 311—332.