Сенсорное утомление как функциональное состояние у лиц с ОВЗ и инвалидностью
- Страницы / Pages
- 92-103
Аннотация
Представлены результаты изучения теоретических аспектов сенсорного утомления как функционального состояния у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Рассмотрены виды и формы сенсорного утомления, триггеры, вызывающие это состояние, механизмы наступления и особенности протекания у лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп, его симптомы и последствия. Сенсорное утомление выделено в отдельное состояние, которое само по себе не является заболеванием и не требует лечения, однако у лиц с пониженным уровнем здоровья оно может рассматриваться как симптом того или иного нарушения в здоровье. Изучение теоретических аспектов сенсорного утомления позволяет разработать методы практического исследования его качественных и количественных характеристик, а также психолого-педагогические методы и подходы к его снижению у лиц с разным уровнем здоровья.
Abstract
The article explores the theoretical aspects of sensory fatigue as a functional state in people with disabilities. The study focuses on the types and forms of sensory fatigue, triggers causing this condition, switch-on mechanisms, the development of this condition in people with disabilities of different nosological groups, its symptoms and consequences. Sensory fatigue is a condition, which in itself is not a disease and does not require treatment. However, in people with poor health, it can be considered as a symptom of a health disorder. The review of literature on sensory fatigue allows us to identify methods for the study of its qualitative and quantitative characteristics, as well as to develop psychological and pedagogical methods and approaches to reducing it in people with health conditions.
Список литературы
1. Дубровский В. И., Дубровская А. В. Физическая реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья : учебник для высш. и сред. учеб. заведений по физич. культуре. М., 2010.
2. Илюшин О. В., Сунгатуллин А. Р. Утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения // Наука и образование: новое время. 2009. № 6. С. 31—33.
3. Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб., 1998.
4. Колмыков А. В., Колмыкова М. А. Физическая культура в профилактике утомления. // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб., 2019. С. 193—195.
5. Кофанова В. С. Клинические аспекты астенического синдрома. Частота встречаемости астенического синдрома у разных возрастных групп // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины : матер. 75-й открытой науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов ВолгГМУ. Волгоград, 2017. С. 146—149.
6. Павлова Е. Л. Профилактика и рекомендации при невротических расстройствах и переутомлении. // Региональный вестник. Курск, 2018. С. 16—18.
7. Пизова Н. В. Утомляемость, астения и хроническая усталость. Что это такое? // Consilium Medicum. 2012. Т. 14, № 2. С. 1—5.
8. Редько А. В., Бачериков Е. Л., Камскова Ю. Г. Исследования утомления у студентов в процессе учебной деятельности // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 19. С. 36—37.
9. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для студ. учреждений высш. образования. М., 2014.
10. Сидоров-Дорсо А. В. Синестезия естественного развития в рамках теории о способностях: анализ современных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 2. С. 173—180.
11. Спинко Ю. В. Сенсорная депривация: последствия и профилактика // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : матер. VI Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2017. С. 244—245.
12. Cytowic R. E. Synesthesia: A Union of the Senses. 2nd ed. Cambridge, 2002.
13. Simner J., Holenstein E. Ordinal Linguistic Personification as a Variant of Synesthesia // Journal of Cognitive Neuroscience. Massachusetts Institute of Technology. 2007. Vol. 19, № 4. P. 694—703.