Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Сенсорное утомление как функциональное состояние у лиц с ОВЗ и инвалидностью

Страницы / Pages
92-103

Аннотация

Представлены результаты изучения теоретических ас­пектов сен­сорного утомления как функционального состояния у лиц с ограничен­ными возможностями здоровья и инвалидностью. Рассмотре­ны виды и формы сенсорного утомления, триггеры, вызывающие это со­стояние, механизмы наступления и особенности протекания у лиц с ОВЗ и ин­валидностью разных нозологических групп, его симптомы и последст­вия. Сенсорное утомление выделено в отдельное состояние, ко­торое са­мо по себе не является заболеванием и не требует лечения, од­нако у лиц с пониженным уровнем здоровья оно может рассматриваться как симптом того или иного нарушения в здоровье. Изучение теорети­ческих аспектов сенсорного утомления позволяет разработать методы практического исследования его качественных и количественных ха­рактеристик, а также психолого-педагогические методы и подходы к его снижению у лиц с разным уровнем здоровья.

Abstract

The article explores the theoretical aspects of sensory fatigue as a func­tional state in people with disabilities. The study focuses on the types and forms of sensory fatigue, triggers causing this condition, switch-on mecha­nisms, the development of this condition in people with disabilities of different nosological groups, its symptoms and consequences. Sensory fatigue is a con­dition, which in itself is not a disease and does not require treatment. Howev­er, in people with poor health, it can be considered as a symptom of a health disorder. The review of literature on sensory fatigue allows us to identify methods for the study of its qualitative and quantitative characteristics, as well as to develop psychological and pedagogical methods and approaches to reducing it in people with health conditions.

Список литературы

1. Дубровский В. И., Дубровская А. В. Физическая реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья : учебник для высш. и сред. учеб. за­ведений по физич. культуре. М., 2010.
2. Илюшин О. В., Сунгатуллин А. Р. Утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения // Наука и образование: новое время. 2009. № 6. С. 31—33.
3. Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб., 1998.
4. Колмыков А. В., Колмыкова М. А. Физическая культура в профилактике утомления. // Сборник избранных статей по материалам научных конферен­ций ГНИИ «Нацразвитие». СПб., 2019. С. 193—195.
5. Кофанова В. С. Клинические аспекты астенического синдрома. Частота встречаемости астенического синдрома у разных возрастных групп // Акту­альные проблемы экспериментальной и клинической медицины : матер. 75-й открытой науч.-практ. конф. молодых ученых и студен­тов ВолгГМУ. Волго­град, 2017. С. 146—149.
6. Павлова Е. Л. Профилактика и рекомендации при невротических рас­стройствах и переутомлении. // Региональный вестник. Курск, 2018. С. 16—18.
7. Пизова Н. В. Утомляемость, астения и хроническая усталость. Что это та­кое? // Consilium Medicum. 2012. Т. 14, № 2. С. 1—5.
8. Редько А. В., Бачериков Е. Л., Камскова Ю. Г. Исследования утомления у сту­дентов в процессе учебной деятельности // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 19. С. 36—37.
9. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учеб­ник для студ. учреждений высш. образования. М., 2014.
10. Сидоров-Дорсо А. В. Синестезия естественного развития в рамках теории о способностях: анализ современных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 2. С. 173—180.
11. Спинко Ю. В. Сенсорная депривация: последствия и профилактика // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : матер. VI Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. уча­стием. Новосибирск, 2017. С. 244—245.
12. Cytowic R. E. Synesthesia: A Union of the Senses. 2nd ed. Cambridge, 2002.
13. Simner J., Holenstein E. Ordinal Linguistic Personification as a Variant of Syn­esthesia // Journal of Cognitive Neuroscience. Massachusetts Institute of Technolo­gy. 2007. Vol. 19, № 4. P. 694—703.