Операциональное мышление в структуре диагностического мышления современного педагога-психолога
- Страницы / Pages
- 104-118
Аннотация
Диагностическое мышление является важной составляющей профессионального мышления многих профессий, в частности профессии педагога-психолога. Целью исследования было выявление места и роли различных мыслительных операций в структуре диагностического поиска педагога-психолога. В работе показано, как когнитивные операции используются педагогом-психологом в рамках диагностического алгоритма, установлено место этих операций на различных этапах диагностики. Определено, какие операции наиболее важны для каждого из этапов диагностического алгоритма. Сделаны выводы о том, что операции мышления (такие, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение и др.) занимают важнейшее место в диагностическом процессе, выступают необходимыми компонентами диагностического мышления; что сформированность профессионального операционального мышления педагога-психолога является основой его успешной диагностической деятельности. При этом педагогу-психологу для возможности успешной профессиональной диагностики также необходимы формирование системы категориальных моделей диагностируемого, умение проводить анализ своих диагностических ошибок и представления о категориальных моделях типичных диагностических ошибок. Специальная подготовка педагогов-психологов в аспекте развития диагностического мышления, в частности развития необходимых для эффективной диагностики мыслительных операций, представляется необходимой составляющей их обучения и позволит повысить эффективность их будущей профессиональной деятельности.
Abstract
Diagnostic thinking is a vital professional component of many occupations, in particular, of a teacher-psychologist. The purpose of the study was to identify the place and role of various mental operations in the structure of diagnostic search carried out by a teacher-psychologist. The article explores cognitive operations used by a teacher-psychologist within the framework of a diagnostic algorithm. These operations are differentiated for various stages of diagnosis; their priorities are established. It is determined which operations are most important for each of the stages of the diagnostic algorithm. Mental operations (such as analysis, synthesis, analogy, generalization, comparison, etc.) are important for the diagnostic process and can be necessary components of diagnostic thinking. Comprehensive professional operational thinking of a teacher-psychologist is the basis of successful diagnostic activities. As for successful professional diagnostics, a teacher-psychologist also needs a system of categorical models of the diagnosable, the ability to analyze their diagnostic errors and ideas about categorical models of typical diagnostic errors. Special training in diagnostic thinking, in particular, the development of mental operations, which are necessary for teachers-psychologists to carry out effective diagnostics, is an essential component of their training and will increase the efficiency of their professional performance.
Список литературы
1. Афанасьев И. Ю., Кротков Е. А. Общая технология врачебной диагностики : учеб. пособие. Белгород, 2002.
2. Кротков Е. А., Царегородцев Г. И., Афанасьев Ю. И. Рациональная медицина: универсальные алгоритмы врачебной диагностики : монография. Белгород, 2004.
3. Klug J., Bruder S., Schmitz B. Which variables predict teachers diagnostic competence when diagnosing students learning behavior at different stages of a teacher's career? // Teachers and Teaching. 2016. № 22(4). P. 461—484.
4. Klug J., Mara G., Schmitz B. Can teachers' diagnostic competence be fostered through training and the use of a diary? // Journal for educational research. 2016. № 3. P. 184—206.
5. Машошин О. Ф., Хрустиков С. Г. Техническая диагностика: пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольного домашнего задания. М., 2017.
6. Кузнецова Е. А. Развитие диагностического мышления у будущих психологов-консультантов // Антология российской психотерапии и психологии : матер. науч.-практ. конгрессов Общерос. профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов». М., 2019. С. 141—142.
7. Abdullayeva P., Moldassan K., Miteva P. et al. Forming diagnostic competence of future teachers-psychologists in the university environment // Espacios. Vol. 38, № 48. 2017. P. 34.
8. Елшанский С. П. Способность к диагностике как профессиональная компетенция // Психология обучения. 2018. № 1. С. 5—11.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) : утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. № 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02. Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования — бакалавриат. Направление подготовки — 44.03.02 психолого-педагогическое образование. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Зуев К. А., Кротков Е. А. Диагностическое познание. М., 2011.
12. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
13. Рыжкова А. Н. Классификация диагностических ошибок практического психолога // Вестник Московского гос. гуманитарного ун-та им. М. А. Шолохова. 2009. № 4. С. 26—34.
14. Мамытов М. М. Роль интуиции в научно-творческом и лечебно-диагностическом мышлении врача // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 9. С. 51—59.
15. Петленко В. П., Шамов И. А., Сахно А. В. Логика и врачебное искусство. Махачкала, 1988.