Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Операциональное мышление в структуре диагностического мышления современного педагога-психолога

Страницы / Pages
104-118

Аннотация

Диагностическое мышление является важной составляющей про­фессионального мышления многих профессий, в частности профессии педа­гога-психолога. Целью исследования было выявление места и роли различных мыслительных операций в структуре диагностического по­иска педагога-психолога. В работе показано, как когнитивные операции используются пе­дагогом-психологом в рамках диагностического алго­ритма, установлено ме­сто этих операций на различных этапах диагно­стики. Определено, какие операции наиболее важны для каждого из эта­пов диагностического алго­ритма. Сделаны выводы о том, что операции мышления (такие, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение и др.) занимают важнейшее место в диагностическом процессе, выступа­ют необходимыми компонентами диа­гностического мышления; что сформированность профессионального опе­рационального мышления пе­дагога-психолога является основой его успешной диагностической дея­тельности. При этом педагогу-психологу для возмож­ности успешной профессиональной диагностики также необходимы фор­мирование си­стемы категориальных моделей диагностируемого, умение проводить анализ своих диагностических ошибок и представления о кате­гориаль­ных моделях типичных диагностических ошибок. Специальная под­го­товка педагогов-психологов в аспекте развития диагностического мыш­ления, в частности развития необходимых для эффективной диагно­стики мыслительных операций, представляется необходимой состав­ляющей их обучения и позволит повысить эффективность их будущей профессио­нальной деятельности.

Abstract

Diagnostic thinking is a vital professional component of many occupations, in particular, of a teacher-psychologist. The purpose of the study was to identify the place and role of various mental operations in the structure of diagnostic search carried out by a teacher-psychologist. The article explores cognitive operations used by a teacher-psychologist within the framework of a diagnostic algorithm. These operations are differentiated for various stages of diagnosis; their priorities are established. It is determined which operations are most important for each of the stages of the diagnostic algorithm. Mental operations (such as analysis, synthesis, analogy, generalization, comparison, etc.) are important for the diagnostic process and can be necessary components of diagnostic thinking. Comprehensive professional operational thinking of a teacher-psychologist is the basis of successful diagnostic activities. As for successful professional diagnostics, a teacher-psychologist also needs a system of categorical models of the diagnosable, the ability to analyze their diagnostic errors and ideas about categorical models of typical diagnostic errors. Special training in diagnostic thinking, in particular, the development of mental operations, which are necessary for teachers-psychologists to carry out effective diagnostics, is an essential component of their training and will increase the efficiency of their professional performance.

Список литературы

1. Афанасьев И. Ю., Кротков Е. А. Общая технология врачебной диагностики : учеб. пособие. Белгород, 2002.
2. Кротков Е. А., Царегородцев Г. И., Афанасьев Ю. И. Рациональная медицина: универсальные алгоритмы врачебной диагностики : монография. Белгород, 2004.
3. Klug J., Bruder S., Schmitz B. Which variables predict teachers diagnostic com­petence when diagnosing students learning behavior at different stages of a teacher's career? // Teachers and Teaching. 2016. № 22(4). P. 461—484.
4. Klug J., Mara G., Schmitz B. Can teachers' diagnostic competence be fostered through training and the use of a diary? // Journal for educational research. 2016. № 3. P. 184—206.
5. Машошин О. Ф., Хрустиков С. Г. Техническая диагностика: пособие по изу­чению дисциплины и выполнению контрольного домашнего задания. М., 2017.
6. Кузнецова Е. А. Развитие диагностического мышления у будущих психоло­гов-консультантов // Антология российской психотерапии и психологии : ма­тер. науч.-практ. конгрессов Общерос. профессиональной психотерапевтиче­ской лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотера­певтов и психологов». М., 2019. С. 141—142.
7. Abdullayeva P., Moldassan K., Miteva P. et al. Form­ing diagnostic competence of future teachers-psychologists in the university envi­ronment // Espacios. Vol. 38, № 48. 2017. P. 34.
8. Елшанский С. П. Способность к диагностике как профессиональная компе­тенция // Психология обучения. 2018. № 1. С. 5—11.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего обра­зования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое обра­зование (уровень магистратуры) : утвержден приказом Министерства образо­вания и науки РФ от 12 мая 2016 г. № 549 «Об утверждении федерального госу­дарственного образовательного стандарта высшего образования по направле­нию подготовки 44.04.02. Психолого-педагогическое образование (уровень ма­гистратуры)». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего обра­зования. Уровень высшего образования — бакалавриат. Направление подго­товки — 44.03.02 психолого-педагогическое образование. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении Федерального государственного образователь­ного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 пси­холого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Зуев К. А., Кротков Е. А. Диагностическое познание. М., 2011.
12. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
13. Рыжкова А. Н. Классификация диагностических ошибок практического психолога // Вестник Московского гос. гуманитарного ун-та им. М. А. Шо­ло­хова. 2009. № 4. С. 26—34.
14. Мамытов М. М. Роль интуиции в научно-творческом и лечебно-диагностическом мышлении врача // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 9. С. 51—59.
15. Петленко В. П., Шамов И. А., Сахно А. В. Логика и врачебное искусство. Ма­хачкала, 1988.