Филология, педагогика, психология

2016 Выпуск №2

Д. С. Мережковский и Федор Сологуб: гоголевский «след» в диалоге о пошлости

Аннотация

Диалог между Д. С. Мережковским и Ф. Сологубом, начавшийся после публикации статьи Мережковского «Грядущий Хам», анализируется в аспекте понимания ими феномена пошлости. Прослеживаются аналогии между изображением пошлости в романе Сологуба «Мелкий бес» (1905) и суждениями Мережковского-критика. Обнаруживается взаимодействие исследования Мережковского «Гоголь и черт» (1906) с его статьей «Грядущий Хам» (1906). Рассмотрение реакции Сологуба на эту статью позволяет утверждать, что писатель видел в ней, наряду с книгой Мережковского о Гоголе, развитие вопросов, поднятых им самим в романе «Мелкий бес».

Abstract

This article analyzes the dialogue between D. S. Merezhkovsky and Fedor Sologub that showed their vision of “poshlost’” (vulgarity, banality), which in turn had been informed by the legacy of N. V. Gogol. The author traces the analogies in the artistic depiction of poshlost’ by Sologub in his novel “The Petty Demon” (1905) and the critical interpretation of the phenomenon of poshlost’ by Merezhkovsky. The connection between Merezhkovsky’s study “Gogol and the Devil” (1906) and “The Coming Kham” (1906) is also shown. Sologub’s reaction to the article “The Coming Kham” is noted, that shows that he considered the works by Merezhkovsky as the development of issues raised in the novel “The Petty Demon”.

Скачать статью

Мифологема пути в поэме Дж. Г. Байрона «Мазепа»

Аннотация

В ходе анализа поэмы рассматриваются ситуации испытания героя во время принудительного путешествия, ставшего причиной не только его социального восхождения, но и личностного становления. Сопоставление сюжетных моделей пути мифологического персонажа и байроновского героя дает основания сделать вывод: в системе координат поэмы важнейшей сакральной ценностью является обретение величия человеком, сумевшим утвердить свою волю в споре с Судьбой, что и становится главным итогом его жизненного пути.

Abstract

The author analyses challenges that the main character faces during his involuntary journey. The challenges result in not only the character’s social climbing, but also lead to the development of his personality. A comparison of the journey story models of the mythological character and Byron’s main character makes it possible to conclude that in the poem, the greatness of man, who is able to assert his will in his argument with destiny, becomes the most important sacred value. This value becomes the main outcome of the main character’s journey of life.

Скачать статью

Мифологизация города в творчестве Б. Шульца и Ф. Кафки

Аннотация

Анализируется поэтологическая специфика мифов Дрогобыча и Праги на примере повестей «Коричные лавки» и «Санаторий под Клепсидрой» Б. Шульца и романа Ф. Кафки «Процесс». Показывается, что непреодолимость границы между природой и культурой приводит к созданию отрицательного мифа города в творчестве Кафки, в то время как в повестях Шульца связь с природой и одухотворение города возвращают мысль художника к мифическим первоначалам бытия. Фокусируется внимание на образах города-лабиринта, связанного с мотивом блужданий, и собора, соотносимого в мифической картине мира обоих авторов с отцовским архетипическим началом.

Abstract

The author examines the poetic specificity of depicting Drohobych and Prague using the novels «Cinnamon shops» and «The Hourglass Sanatorium » by Bruno Schulz and the novel «The Trial» by F.Kafka as an example. It is alleged that an insurmountable boundary between nature and culture leads to the creation of the negative myth of the city in Kafka's works, while for B.Schultz the connection between nature and spirituality of the city returns the author to the idea of the mythical alfa and omega of life. The article describes the image of the city-labyrinth which both authors associate with the motif of wandering whereas the cathedral is associated with the paternal archetype.

Скачать статью

«Все люди — враги» Ричарда Олдингтона: анализ мотивной структуры романа

Аннотация

Представлен анализ мотивной структуры романа Ричарда Олдингтона «Все люди — враги» (в частности, ее связь с системой персонажей произведения). Выявлены наборы мотивов, соответствующие определенным этапам развития образа героя. Описана ядерно-периферийная мотивная модель, где перемещение мотивов из ядра на периферийную зону свидетельствует о значимости того или иного события на уровне фабулы произведения. Движение сюжетных и фабульных мотивов отражает эволюцию отношения героя к действительности и его сознательный отказ становиться частью послевоенного общества.

Abstract

The article presents the analysis of motif-structure of the novel by Richard Aldington «All men are enemies» (in particular, its relationship with the system of characters of the book). Sets of motifs corresponding to specific stages in the development of the image of the main character were identified; a nuclear-peripheral motif model was built where the movement of motifs from the nucleus to the peripheral zone demonstrates the importance of a particular event at the plot level of the novel. The movement of story and fable motifs reflects the evolution of the main character’s relations towards reality and its conscious refusal to become a part of a post-war society.

Скачать статью

Мотив света и критика автономного субъекта в творчестве А. Мёрдок

Аннотация

Рассматривается хайдеггеровское понятие автономии как философский принцип самостоятельности бытия и его актуализация в творчестве А. Мёрдок. Мотив автономного разума как «заслона» на пути к бытийному свету, мотив механизации мысли и чувства в мире законченной метафизики в сочетании с платоническими мотивами, а также с эстетическим диагнозом «смерти света» в XX в. (Х. Зедльмайр) формируют поэтологию света в творчестве Мёрдок в контексте общей тематологии бытийной оставленности, пронизывающей западноевропейское искусство и культуру XX в.

Abstract

The article considers the Heideggerian principle of autonomy as a philosophical principle of self-dependence of Being, and its actualization in Murdoch’s works. The motif of autonomous reason as a «barrier»against the light of Being, the motif of mechanization of thought and feeling in the world of metaphysics completing itself, together with Platonic motifs and the esthetic diagnosis of the «death of light» in the 20th century (H. Zedlmayr), form the poetology of light in Murdoch’s works in the context of the abandonment of Beingthemed in the West European art and culture of the 20th century.

Скачать статью

Закон и случай: о системной асимметрии авторской песенности

Аннотация

Авторская песенность (в частности, поэзия бардов и рок-поэзия) рассматривается в свете сюжетной типологии текстов культуры. Выявляется несовпадение принципов сюжетной организации произведения и соответственное различие способов художественного моделирования мира в центральной и периферийной зонах авторской песенности. Внутренняя асимметрия рассматриваемого контекста связывается с его пограничным положением в поле литературы.

Abstract

The author analyses the works of singer songwriters, i. e. lyrics of bard songs and rock poetry, from the point of view of their plot and their place in the typology of texts. The author identifies a discrepancy between the principles of building the plot of songs and the methods of creating the poetic model of the world in the central and peripheral areas of this type of songs. This internal asymmetry of the analysed context is associated with the borderline position of the songs in literature.

Скачать статью

Экфрасис как структурообразующий элемент художественного мира и маркер современного отношения общества к искусству в романе Д. Тартт «Щегол»

Аннотация

Исследуется роль экфрасиса в построении художественного мира романа Д. Тартт «Щегол», его сюжета и образов персонажей. Авторы показывают, что экфрасис позволяет писательнице отразить важные тенденции бытования культурных ценностей в современном обществе. Выявлены экзистенциальные мотивы романа, связанные с восприятием шедеврами искусства его героями.

Abstract

The paper presents analysis of ekphrasis as part of artistic structure in D. Tartt’s «The Goldfinch», its plot and images of characters. The paper proves that ekphrasis helps the writer to describe the important tendencies of the existence of culture in the contemporary society. Existential motifs connected with the meeting of characters with the art treasures are also analyzed.

Скачать статью

Диалог культур в романе Алины Бронски «Парк осколков»

Аннотация

Предпринимается попытка рассмотреть проявление диалога культур в художественных произведениях немецкоязычных авторов-мигрантов на примере дебютного романа писательницы Алины Бронски «Парк осколков» («Scherbenpark»). Культурный диалог обнаруживается на различных уровнях: языковом, бытовом, ментальном, причем успешная интеграция на всех уровнях взаимодействия становится важным аспектом адаптации в иноязычном пространстве и определения собственной идентичности между различными культурами.

Abstract

In the article the author attempts to consider some demonstrations of the dialogue of cultures in the works of arts of German-speaking authorsby the example of the novel by Alina Bronsky “Broken Glass Park” (“Scherbenpark”). The point lies in theidentification of the different levels of the dialogue of cultures: linguistic, common, mental. The successful integration on all the levels is an important aspect for the adaptation into the foreign-lingual space and the definition of the self-identity between the cultures.

Скачать статью