Филология, педагогика, психология

Филология, педагогика, психология

Языкознание

Субъектогенез в синтаксисе как развитие и становление вербально-логического мышления

Аннотация

Анализируются и сопоставляются теоретические положения о типах грамматического предложения в связи с историей мышления, выдвинутые Лосевым, и «теория трех ареалов» Г. Гийома, согласно которой выделяются внутрифразовая и внефразовая морфология. Процесс когнитивной эволюции в мышлении рассматривается в диахронии: от мифологического мышления к вербально-логическому, которое находит свое полное воплощение в номинативном строе и в формировании категории субъекта в синтаксисе (субъектогенез). Рассматривается влияние внешних факторов на тип мышления, что воплощается в определенной грамматической структуре. Делается вывод о том, что филогенетически «первичное» архаическое мышление людей по своим когнитивно-информационным характеристикам является мышлением преимущественно образным, правополушарным.

Abstract

Theoretical postulates about the types of grammatical sentences are analysed and compared in reference to the history of thinking put forward by Losev and “the theory of three areals” by G. Guillaume, according to which in-phrasal and out-phrasal morphologies are identified. The process of cognitive evolution of thinking is studied diachronically: from mythological thinking to verbal-logical thinking that is entirely manifested in the nominal structure and in the formation of the category of subject in syntax (subject formation). The influence of outer factors on the thinking type, which is implemented in certain grammar structure, is also considered. The conclusion is: cognitive-informational characteristics of phylogenic “primary” archaic thinking of people is mainly imaginative, right-brain thinking.

Скачать статью

Языковые особенности нефикциональных текстов Франца Кафки

Аннотация

Рассматриваются особенности нефикциональной прозы Ф. Кафки на материале диаристических и эпистолярных текстов писателя, в которых проявляются черты его языковой личности. Эпистолярные тексты анализируются с учетом фактора адресата и характера его взаимоотношений с автором. Особое внимание уделено специфике функционирования жанра притчи в текстах писателя и абсурдному характеру повествования.

Abstract

The characteristic features of non-fictional texts by F. Kafka are studied on the material of the author’s diaristic and epistolary texts, which manifest his linguistic personality. The epistolary texts are analysed in reference to the addressee and their relationship with the author. Special attention is paid to the functional specificity of the parable as a genre and the absurd character of the author’s narration.

Скачать статью

Фразеологизмы с компонентом кот/katė в русской и литовской языковых картинах мира

Аннотация

Исследуется семантика русских и литовских зоонимных фразеологизмов с компонентом кот/katė, проводится их семантическая и структурная систематизация. Выявляются лингвокультурологические особенности устойчивых сочетаний, содержащих компонент кот/katė, в языковой картине мира носителей исследуемых языков.

Abstract

This article is devoted to the investigation of semantics of Russian and Lithuanian zoonym phraseology with the кот/katė component. Its semantic and structural systematization is carried out, linguocultural peculiarities of phraseological units containing the кот/katė component in the world view of Russian and Lithuanian native speakers are revealed.

Скачать статью

Литературоведение

Д. С. Мережковский и Федор Сологуб: гоголевский «след» в диалоге о пошлости

Аннотация

Диалог между Д. С. Мережковским и Ф. Сологубом, начавшийся после публикации статьи Мережковского «Грядущий Хам», анализируется в аспекте понимания ими феномена пошлости. Прослеживаются аналогии между изображением пошлости в романе Сологуба «Мелкий бес» (1905) и суждениями Мережковского-критика. Обнаруживается взаимодействие исследования Мережковского «Гоголь и черт» (1906) с его статьей «Грядущий Хам» (1906). Рассмотрение реакции Сологуба на эту статью позволяет утверждать, что писатель видел в ней, наряду с книгой Мережковского о Гоголе, развитие вопросов, поднятых им самим в романе «Мелкий бес».

Abstract

This article analyzes the dialogue between D. S. Merezhkovsky and Fedor Sologub that showed their vision of “poshlost’” (vulgarity, banality), which in turn had been informed by the legacy of N. V. Gogol. The author traces the analogies in the artistic depiction of poshlost’ by Sologub in his novel “The Petty Demon” (1905) and the critical interpretation of the phenomenon of poshlost’ by Merezhkovsky. The connection between Merezhkovsky’s study “Gogol and the Devil” (1906) and “The Coming Kham” (1906) is also shown. Sologub’s reaction to the article “The Coming Kham” is noted, that shows that he considered the works by Merezhkovsky as the development of issues raised in the novel “The Petty Demon”.

Скачать статью

Мифологема пути в поэме Дж. Г. Байрона «Мазепа»

Аннотация

В ходе анализа поэмы рассматриваются ситуации испытания героя во время принудительного путешествия, ставшего причиной не только его социального восхождения, но и личностного становления. Сопоставление сюжетных моделей пути мифологического персонажа и байроновского героя дает основания сделать вывод: в системе координат поэмы важнейшей сакральной ценностью является обретение величия человеком, сумевшим утвердить свою волю в споре с Судьбой, что и становится главным итогом его жизненного пути.

Abstract

The author analyses challenges that the main character faces during his involuntary journey. The challenges result in not only the character’s social climbing, but also lead to the development of his personality. A comparison of the journey story models of the mythological character and Byron’s main character makes it possible to conclude that in the poem, the greatness of man, who is able to assert his will in his argument with destiny, becomes the most important sacred value. This value becomes the main outcome of the main character’s journey of life.

Скачать статью

Мифологизация города в творчестве Б. Шульца и Ф. Кафки

Аннотация

Анализируется поэтологическая специфика мифов Дрогобыча и Праги на примере повестей «Коричные лавки» и «Санаторий под Клепсидрой» Б. Шульца и романа Ф. Кафки «Процесс». Показывается, что непреодолимость границы между природой и культурой приводит к созданию отрицательного мифа города в творчестве Кафки, в то время как в повестях Шульца связь с природой и одухотворение города возвращают мысль художника к мифическим первоначалам бытия. Фокусируется внимание на образах города-лабиринта, связанного с мотивом блужданий, и собора, соотносимого в мифической картине мира обоих авторов с отцовским архетипическим началом.

Abstract

The author examines the poetic specificity of depicting Drohobych and Prague using the novels «Cinnamon shops» and «The Hourglass Sanatorium » by Bruno Schulz and the novel «The Trial» by F.Kafka as an example. It is alleged that an insurmountable boundary between nature and culture leads to the creation of the negative myth of the city in Kafka's works, while for B.Schultz the connection between nature and spirituality of the city returns the author to the idea of the mythical alfa and omega of life. The article describes the image of the city-labyrinth which both authors associate with the motif of wandering whereas the cathedral is associated with the paternal archetype.

Скачать статью

«Все люди — враги» Ричарда Олдингтона: анализ мотивной структуры романа

Аннотация

Представлен анализ мотивной структуры романа Ричарда Олдингтона «Все люди — враги» (в частности, ее связь с системой персонажей произведения). Выявлены наборы мотивов, соответствующие определенным этапам развития образа героя. Описана ядерно-периферийная мотивная модель, где перемещение мотивов из ядра на периферийную зону свидетельствует о значимости того или иного события на уровне фабулы произведения. Движение сюжетных и фабульных мотивов отражает эволюцию отношения героя к действительности и его сознательный отказ становиться частью послевоенного общества.

Abstract

The article presents the analysis of motif-structure of the novel by Richard Aldington «All men are enemies» (in particular, its relationship with the system of characters of the book). Sets of motifs corresponding to specific stages in the development of the image of the main character were identified; a nuclear-peripheral motif model was built where the movement of motifs from the nucleus to the peripheral zone demonstrates the importance of a particular event at the plot level of the novel. The movement of story and fable motifs reflects the evolution of the main character’s relations towards reality and its conscious refusal to become a part of a post-war society.

Скачать статью

Мотив света и критика автономного субъекта в творчестве А. Мёрдок

Аннотация

Рассматривается хайдеггеровское понятие автономии как философский принцип самостоятельности бытия и его актуализация в творчестве А. Мёрдок. Мотив автономного разума как «заслона» на пути к бытийному свету, мотив механизации мысли и чувства в мире законченной метафизики в сочетании с платоническими мотивами, а также с эстетическим диагнозом «смерти света» в XX в. (Х. Зедльмайр) формируют поэтологию света в творчестве Мёрдок в контексте общей тематологии бытийной оставленности, пронизывающей западноевропейское искусство и культуру XX в.

Abstract

The article considers the Heideggerian principle of autonomy as a philosophical principle of self-dependence of Being, and its actualization in Murdoch’s works. The motif of autonomous reason as a «barrier»against the light of Being, the motif of mechanization of thought and feeling in the world of metaphysics completing itself, together with Platonic motifs and the esthetic diagnosis of the «death of light» in the 20th century (H. Zedlmayr), form the poetology of light in Murdoch’s works in the context of the abandonment of Beingthemed in the West European art and culture of the 20th century.

Скачать статью

Закон и случай: о системной асимметрии авторской песенности

Аннотация

Авторская песенность (в частности, поэзия бардов и рок-поэзия) рассматривается в свете сюжетной типологии текстов культуры. Выявляется несовпадение принципов сюжетной организации произведения и соответственное различие способов художественного моделирования мира в центральной и периферийной зонах авторской песенности. Внутренняя асимметрия рассматриваемого контекста связывается с его пограничным положением в поле литературы.

Abstract

The author analyses the works of singer songwriters, i. e. lyrics of bard songs and rock poetry, from the point of view of their plot and their place in the typology of texts. The author identifies a discrepancy between the principles of building the plot of songs and the methods of creating the poetic model of the world in the central and peripheral areas of this type of songs. This internal asymmetry of the analysed context is associated with the borderline position of the songs in literature.

Скачать статью

Экфрасис как структурообразующий элемент художественного мира и маркер современного отношения общества к искусству в романе Д. Тартт «Щегол»

Аннотация

Исследуется роль экфрасиса в построении художественного мира романа Д. Тартт «Щегол», его сюжета и образов персонажей. Авторы показывают, что экфрасис позволяет писательнице отразить важные тенденции бытования культурных ценностей в современном обществе. Выявлены экзистенциальные мотивы романа, связанные с восприятием шедеврами искусства его героями.

Abstract

The paper presents analysis of ekphrasis as part of artistic structure in D. Tartt’s «The Goldfinch», its plot and images of characters. The paper proves that ekphrasis helps the writer to describe the important tendencies of the existence of culture in the contemporary society. Existential motifs connected with the meeting of characters with the art treasures are also analyzed.

Скачать статью

Диалог культур в романе Алины Бронски «Парк осколков»

Аннотация

Предпринимается попытка рассмотреть проявление диалога культур в художественных произведениях немецкоязычных авторов-мигрантов на примере дебютного романа писательницы Алины Бронски «Парк осколков» («Scherbenpark»). Культурный диалог обнаруживается на различных уровнях: языковом, бытовом, ментальном, причем успешная интеграция на всех уровнях взаимодействия становится важным аспектом адаптации в иноязычном пространстве и определения собственной идентичности между различными культурами.

Abstract

In the article the author attempts to consider some demonstrations of the dialogue of cultures in the works of arts of German-speaking authorsby the example of the novel by Alina Bronsky “Broken Glass Park” (“Scherbenpark”). The point lies in theidentification of the different levels of the dialogue of cultures: linguistic, common, mental. The successful integration on all the levels is an important aspect for the adaptation into the foreign-lingual space and the definition of the self-identity between the cultures.

Скачать статью

Педагогика и психология

Моделирование квалиметрической компетентности на основе концепции индивидуальности

Аннотация

Раскрывается сущность понятий «компетентность», «компетенция» и «квалиметрическая компетентность». Рассмотрены существующие модели квалиметрической компетентности, представлена авторская модель квалиметрической компетентности на основе концепции индивидуальности.

Abstract

The author describe the notions of “competence”, “competency” and “qualimetric competence”. The existing models of the qualimetric competence are analysed. The authors introduce their own model of qualimetric competence using the concept of the individuality.

Скачать статью

Организация профессиональной переподготовки в аспекте инклюзивного образования

Аннотация

Проанализировано содержание теоретической и практической подготовки будущих дефектологов. Представлен опыт Благовещенского государственного педагогического университета по реализации программ профессиональной переподготовки педагогов образовательных учреждений, специалистов медицинских учреждений и руководителей медикопсихолого-педагогических комиссий. Обсуждается вопрос эффективности профессиональной переподготовки в связи с реализацией на территориальном уровне механизма сетевого взаимодействия учреждений (образовательных, здравоохранения, социальной защиты), с использованием современных информационных технологий для создания адаптированных основных образовательных программ начального и общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработки пакета документации по динамике развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждения, осуществляющем инклюзивное обучение.

Abstract

The author analyses the theory and practice of training pathologists. The experience of Blagoveshchensk Pedagogical University in the implementation of in-service training programmes for teachers, health care professionals and heads of medical-pedagogical commissions is analysed. The author assesses the efficiency of professional training provided by networks of education, health, and social care institutions. Networking and information technologies helped to create tailor-made education programmes of primary and secondary education for students with various disabilities. The author also describes a package of documents reflecting the development dynamics of children with disabilities in educational institutions practicing inclusive education.

Скачать статью

Анализ работы диссертационного совета Д 212.084.03 за 2011—2015 годы

Аннотация

Представлен краткий анализ тематики диссертационных исследований, рассмотренных в совете 201.084.03 при Балтийском федеральном университете им И. Канта в 2011—2015 гг. Перечислены основные проблемы исследований, сфера приложения и область распространения результатов, а также перспективы развития деятельности.

Abstract

The article presents a brief analysis of the topics of dissertations, defended in the Council 201.084.03 at the I. Kant Baltic Federal University in 2011—2015. Problems solved, regional applications and propagation of results, as well as future prospects are discussed.

Скачать статью

Факторы инновационной активности преподавателей вуза

Аннотация

Представлены результаты анализа научных работ по проблемам развития инновационной деятельности преподавателей в вузе. Рассматривается вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как целенаправленный процесс преодоления барьеров инновационной деятельности, результатом которого будет инновационная активность преподавателей. Выделены субъективные и объективные факторы инновационной активности преподавателей вуза — инновационный потенциал преподавателя и инновационная среда вуза.

Abstract

The article presents the results of the analysis of research on problems of development of innovative activity of teachers in the University. It discusses the involvement of teachers in innovative activity as a purposeful process of overcoming innovation barriers. Selected subjective and objective factors of innovative activity of University lecturers — innovative potential of the teacher and innovative environment of the University – are also discussed.

Скачать статью

Модели медиации в условиях образовательных учреждений

Аннотация

Анализируются возможности применения классической, трансформативной, нарративной, экосистемной, фасилитативной и оценочной моделей медиации в условиях образовательного учреждения, описана роль педагога-медиатора в каждой из описанных моделей. Анализ применения данных моделей в педагогической практике показывает существенные отличия в целях и задачах медиации, а также в функциях педагога, играющего роль медиатора.

Abstract

The article analyzes the possibility of using classical, transformative, narrative, ecosystem, facilitative and valuation models of mediation in terms of the educational institution, described the role of mediator teacher in each of the described models. The analysis of the application of these models in teaching shows considerable differences in goals and objectives of mediation, as well as the functions of the teacher, playing the role of mediator.

Скачать статью