Трактат в обличье поэмы: пограничный жанр и особенности его языковой организации
Treatise Disguised as Poem: the Border-Line Genre and its Linguistic Features- DOI
- 10.5922/2225-5346-2024-2-9
- Страницы / Pages
- 144-159
Аннотация
Гибридный жанр «поэтического трактата» достаточно маргинален в системе литературных жанров. Однако он представляет особый интерес как пространство взаимодействия художественного и научного дискурсов (в некоторых случаях еще и с обыденной речью). В ХХ веке междискурсивное взаимодействие научного и поэтического текста, стиха и прозы приобрело новые экспериментальные формы. На Западе сказалось воздействие Л. Витгенштейна и его философии (трактатной формы) на художественные (в том числе поэтические) практики ХХ века. «Логико-философский трактат» Витгенштейна оказал большое влияние и на поэтов «языковой школы» в США. Витгенштейновская трактатность и ее трактовка у А. Драгомощенко продолжают отзываться и в современной русскоязычной поэзии, в особенности той, которая ассоциируется с линией объективизма.
Материалом исследования послужили тексты поэтических трактатов русского авангарда (И. Терентьева, Д. Хармса, Я. Друскина), современной русскоязычной объективистской поэзии (А. Драгомощенко, А. Скидана, Н. Сафонова) и американского «языкового письма» (Р. Силлимана, Л. Хеджинян, Ч. Бернстина, Б. Перельмана). В статье рассмотрены языковые особенности такого междискурсивного взаимодействия в экспериментальной форме «трактата в обличье поэмы». Отличительные языковые черты жанра трактата как научно-философского сочинения переносятся в поэтический текст: дискурсивные слова и выражения, передающие метатекстовый дейксис и процесс аргументации; специфическая субъективность я-мы, характерная для научного дискурса; отчетливая установка на пропозициональность как носитель истинности-ложности высказывания; четкая математически упорядоченная членимость высказываний.
Abstract
The hybrid genre of poetic treatise occupies a somewhat marginal position within the literary genres landscape. Nonetheless, it holds particular interest as a realm of interaction between artistic and scientific discourses, sometimes intertwining with everyday speech. In the twentieth century, the interplay between scientific and poetic texts, as well as between verse and prose, took on new experimental forms. Western literature saw the influence of Ludwig Wittgenstein and his philosophical treatise form on artistic practices, including poetry. Wittgenstein's "Tractatus Logico-Philosophicus" left a significant imprint on poets associated with the ‘language school’ in the USA. Furthermore, Wittgenstein's treatise and its interpretation by Arkadii Dragomoshchenko continue to reverberate in contemporary Russophone poetry, particularly within the objectivist line. The research material encompasses texts of poetic treatises from the Russian avant-garde (Ivan Terentyev, Daniil Kharms, and Yakov Druskin), contemporary Russophone objectivist poetry (Arkadii Dragomoshchenko, Aleksandr Skidan, and Nikita Safonov), and American ‘language writing’ (Ron Silliman, Lyn Hejinian, Charles Bernstein, and Bob Perelman). The article scrutinizes the linguistic characteristics of such discursive interaction within the experimental form of a ‘treatise disguised as a poem’. Specific linguistic traits of the treatise genre, typically found in scientific and philosophical works, are transposed onto poetic texts. These include discourse words and expressions conveying metatextual deixis and the process of argumentation, a distinct I-We subjectivity characteristic of scientific discourse, a pronounced focus on propositionality as a determinant of truth or falsity, and a clearly delineated, mathematically ordered division of statements.
Список литературы
Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.
Горбаневская Н. Мой Милош. М., 2012.
Драгомощенко А. Тавтология: Стихотворения, эссе. М., 2011.
Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста. М., 2014.
Ичин К. «Логико-философский трактат» по Хармсу // Столетие Даниила Хармса. СПб., 2005. С. 91—100.
Корчагин К. Пропозиции: Первая книга стихов. М., 2011.
Корчагин К. Распределенная речь: протяженность и дробность в поэзии Драгомощенко // Транслит. 2013. № 13. C. 13—15.
Опарина О. И. Жанр трактата как форма представления знаний // Вопросы прикладной лингвистики. 2015. № 19. С. 92—99.
Орлицкий Ю. Б. Особенности «квантового» письма Аркадия Драгомощенко // Новое литературное обозрение. 2021. № 4 (170). C. 219—236.
Павлов Е. Тавтологии Драгомощенко // Новое литературное обозрение. 2015. Вып. 1 (131). С. 289—301.
Родин К. А. Поэт после Витгенштейна // Идеи и идеалы. 2013. Т. 5, № 1, ч. 2. С. 16—22.
Сафонов Н. Техника упрощения // Воздух. 2010. № 4. URL: http://www.lit karta.ru/projects/vozdukh/issues/2010-4/safonov/ (дата обращения: 13.12.2016).
Сафонов Н. Разворот полем симметрии. М., 2015. URL: http://iknigi.net/ avtor-nikita-safonov/96583-razvorot-polemsimmetrii-nikita-safonov/read/page-2. html (дата обращения: 13.12.2016).
«…Сборище друзей, оставленных судьбою». А. Введенский, Л. Липавский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников: «чинари» в текстах, документах и исследованиях : в 2 т. М., 2000.
Силлиман Р. Из «Китайской записной книжки» // От «Черной горы» до «Языкового письма»: Антология новейшей поэзии США. М., 2022. С. 567—570.
Скидан А. Красное смещение. Москва; Тверь, 2005. URL: http://www.vavi lon. ru/texts/skidan10-2.html (дата обращения: 13.12.2016).
Смит Т. Одна и пять идей: о концептуальном искусстве и концептуализме. М., 2023.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей / пер. Ф. Петровского. М., 1983.
Уолдроп Р. Размышление следует // От «Черной горы» до «Языкового письма»: Антология новейшей поэзии США. М., 2022. С. 411—418.
Фещенко В. В. Литературный авангард на лингвистических поворотах. СПб., 2018.
Фещенко В. В. Языковое новаторство Андрея Белого в свете теории лингвокреативности // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2022. № 1. С. 208—219.
Хеджинян Л. Слепки движения = Masks of Motion: избранное из разных книг. М., 2023.
Черняков А. Н. Метаязыковая рефлексия в текстах русского авангардизма 1910—20-х гг. : автореф. дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2007.
Bernstein Ch. A Poetics. Cambridge, MА ; L., 1992.
Perelman B. The Marginalization of Poetry. Princeton, 1996.
Perloff M. Writing Philosophy as Poetry: Literary form in Wittgenstein // The Oxford Handbook of Wittgenstein / ed. by O. Kuusela and M. McGinn. Oxford, 2011. Р. 714—728.