Лингвокогнитивные основания интеграции поэтического текста в кинодискурс
Linguocognitive bases for the integration of the poetic text into cinematic discourse- DOI
- 10.5922/2225-5346-2024-2-8
- Страницы / Pages
- 124-143
Аннотация
Представлена специфика интеграции поэтических произведений в авторский кинодискурс. В качестве отправной точки исследования анализируется многоплановый характер взаимодействия кино и поэзии в современной художественной культуре. Рассмотрен подход к пониманию авторского кинематографа сквозь призму понятия «поэтическое». Описаны интермедиальность и интердискурсивность как, с одной стороны, свойства, отражающие онтологическую сущность кино как такового, а с другой — как «инструменты» формирования оригинальной стилистики и эстетики кинорежиссера. Обоснован выбор использования в качестве источника материала двух кинокартин — «Сталкер» А. А. Тарковского и «Гадкие лебеди» К. С. Лопушанского. Отмечены преемственность между двумя авторами и в то же время новаторский характер их творчества. В исследовании использована комплексная методология, включающая методы параметризации лингвокреативности, корпусного аннотирования и концептуального анализа вербальных и невербальных средств, конструирующих поэтику фильмов; проведена программная обработка данных. В ходе исследования выявлены сходства и различия в подходах двух кинорежиссеров к работе с поэтическим материалом. Обоснован вывод, что интеграция поэтических текстов в фильмы представляет собой «механизм» особой психоэмоциональной настройки кинозрителя на рецепцию мировоззренческой концепции кинорежиссера.
Abstract
The article delves into the intricacies of integrating poetic texts into the discourse of authorial cinema. It begins by examining the multifaceted interaction between cinema and poetry within contemporary artistic culture, framing author cinematography through the lens of the poetic concept. Intermediality and interdiscursivity are explored as intrinsic properties of cinema, serving as tools for shaping the unique style and aesthetics of filmmakers. Two films, “Stalker” by Andrei Tarkovsky and “Ugly Swans” by Konstantin Lopushansky, are selected as primary sources for analysis due to their continuity and innovative qualities. The research employs a comprehensive methodology, including parameterization of linguistic creativity, corpus annotation, and conceptual analysis of verbal and non-verbal elements that contribute to the films’ poetics. Data processing techniques are then applied to interpret the findings. The study uncovers both similarities and differences in the approaches of the two filmmakers to incorporating poetic material into their works. It concludes that the integration of poetic texts into films serves as a mechanism for eliciting a unique psycho-emotional response from viewers, facilitating their engagement with the filmmaker’s ideological concepts.
Список литературы
Барковская Н. В. Видеопоэзия: проблема субъекта и контекста // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 3. С. 21—33.
Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М., 2004.
Годар Ж.-Л. Страсть: между черным и белым. М., 1997.
Голынко-Вольфсон Д. Поэтический фильм: постановка проблемы и материалы для экспертизы // Транслит. 2012. № 9. URL: https://litbook.ru/article/261/ ?ysclid=lq8abx3ord83552342 (дата обращения: 24.12.2023).
Горячок К. Л. Стихи Дзиги Вертова — диалог с самим собой // Кинема. 2021. № 1 (1). С. 90—99.
Горячок К. Л. Авторская эстетика Дзиги Вертова (1910—1940-е годы) : автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2022.
Давыдов Д. Видеопоэзия как феномен и как разнообразие практик // Видеопоэзия. 2011. URL: http://gulliverus.ru/davydov-1.html?ysclid=lqjpejl01162587 0500 (дата обращения: 30.11.2023).
Зосич А. Е. Жанровые и стилистические особенности авторских фильмов, созданных на национальных киностудиях СССР в 1960-е — 1970-е годы : дис. … канд. искусствоведения. СПб, 2022.
Зыкова И. В. Интердискурсивность как лингвокреативная апроприация дискурсов: авангард и Андрей Тарковский // Слово.ру: балтийский акцент. 2021а. Т. 12, № 4. С. 65—85.
Зыкова И. В. Лингвокреативность в кинодискурсе // Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности / отв. ред. И. В. Зыкова. М., 2021б. С. 100—189.
Зыкова И. В. Интермедиальность в моделировании поэтики кинодискурса // Зборник Матице српске за славистику. 2022. № 2 (102). С. 251—268.
Казанский Б. В. Природа кино [1927] // Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. М., 2016. С. 105—152.
Канудо Р. Манифест семи искусств [1911] // Из истории французской киномысли: Немое кино 1911—1933 гг. / сост. М. Ямпольский. М., 1988.
Киосе М. И., Ефремов А. А. Программа HETEROSTAT комплексного расчета параметров дискурса. Дата регистрации: 21.09.2020. Государственный номер регистрации: 2020661240.
Кудряшова М. Гадкие лебеди. Как снимался фильм. 2005. URL: https://yandex. ru/video/preview/16828811790597046832 (дата обращения: 05.12.2023).
Лопушанский К. С. Диалоги о кино. СПб., 2010.
Маяковский В. Полн. собр. соч. М., 1959. Т. 12.
Пронин А. А. Бумажный Вертов. Целлулоидный Маяковский. М., 2019.
Рошаль Л. М. Стихи Кинопоэта // Киноведческие записки. 1994. № 21. С. 141—155.
Самутина Н. В. Современное европейское кино и идея культуры («прошлого»). Препринт WP6/2003/05. М., 2003.
Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб., 2009.
Соколова О. В. «Штык-язык остри и три!»: языковые политики поэтического авангарда. М., 2024.
Стругацкие А. Н. и Б. Н. Пикник на обочине. М., 2021.
Стругацкие А. Н. и Б. Н. Гадкие лебеди. М., 2023.
Тарковский А. А. Уроки режиссуры : учеб. пособие. М., 1993.
Тарковский А. А. Запечатленное время // Андрей Тарковский. Архивы, документы, воспоминания. М., 2002.
Тарковский А. А. Мартиролог. Дневники 1970—1986. М., 2008.
Тарковский А. А. Андрей Тарковский. Кино как молитва : док. фильм. М., 2019.
Тугуши С. А. Иносказание в художественной структуре авторского фильма (На материале киноискусства второй половины ХХ века) : дис. … д-ра искусствоведения. М., 2016.
Фомин В. Правда сказки: Кино и традиции фольклора. М., 2001.
Шевченко-Рослякова А. К. Введение // Авторское кино : учеб. пособие / А. А. Артюх, Д. В. Бакиров, А. В. Гусев [и др.]. СПб., 2022. С. 4—13.
Эйзенштейн С. Избранные произведения : в 6 т. М., 1964. Т. 1.
Heinrichs J., Spielmann Y. Editorial to the special issue: ‘What is Intermedia?’ // Convergence. 2002. № 8. P. 5—10.
Pethő Á. Cinema and Intermediality: The Passion for the In-Between. Cambridge, 2011.
Wees W. Words & Moving Images: Essays on Verbal and Visual Expression in Film and Television. Montreal, 1984.