Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download an article

Поэтика деконструкции текста Р. Йиргля: переводческий аспект

Poetics of the deconstruction of Reinhard Jirgl’s text: A trans­lational perspective
DOI
10.5922/2225-5346-2022-2-7
Страницы / Pages
134-146

Аннотация

Рассматривается концепция литературного письма Райнхарда Йиргля, основан­ная на деконструкции языка и текста, буквенно-цифровом кодировании, интра- и интертекстуальной стратегии. Методы семиотического и дискурсивного анализа позволяют выявить в текстах Р. Йиргля лексические, синтаксические и семантиче­ские элементы структурной и функциональной перформативности. В прозе Р. Йирг­ля отмечается высокий поэтический потенциал алфавитно-цифрового кода, эстети­ка повествовательной симультанности и гипертекстуальности, фрагментирован­ность субъекта. Принцип текстопродуктивного нарушения позволяет автору инсце­нировать процесс смыслообразования и выдвинуть на первый план концепцию разру­шения нормативно-иерархических правил языка, общества и действительности. Йирглевская система языка и письменности через деконструкцию синтаксиса и орфо­графии генерируюет новые смыслы и вынуждает реципиента разрушить привычные мыслительные матрицы и пронализировать общественные процессы.

На примере нарративной инсценировки текстов Р. Йиргля выявляются основные проблемы, возникающие у будущих переводчиков при декодировании прозы писателя. Основное внимание при работе с современными художественными текстами перевод­чику необходимо уделить анализу конструирования и (де)конструирования смысла в тексте, экстралингвистическому контексту, выявлению взаимозависимости и взаи­модействий между языковыми и социальными смыслами, а также между перформа­тивными и нарративными характеристиками высказывания.

Новые литературные контексты и характерные для письма Р. Йиргля аларма­тические формы повествования вынуждают переводчика повышать свою не только профессиональную (переводческую), но и филологическую квалификацию.

Abstract

This article explores Reinhard Jirgl’s concept of literary writing, which uses linguistic and textual deconstruction, alphanumeric encoding, and intra- and intertextual strategies. Semiotic and discursive analyses allow identifying lexical, syntactic, and semantic elements of the structural and functional performativity of Jirgl’s texts. His prose exploits the enor­mous poetic potential of the alphanumeric code, the aesthetics of narrative simultaneity and hypertextuality, and the fragmentedness of the agent. The principle of aberrant text produc­tion helps the author stage the process of sense formation and brings to the fore the concept of hierarchical rule destruction, which applies to language, society, and reality. By deconstruct­ing syntax and orthography, Jirgl’s system of language and script generates new senses. It also compels the recipient to destroy customary mental matrices and analyse processes taking place in society. Narrative staging of Jirgl’s texts is performed to identify the main problems that student translators are faced with when decoding the writer’s prose. Rendering a contemporary fic­tional text into a different language requires paying attention to meaning construction and (de)construction, the extralinguistic context, and links and interactions between linguistic and social meanings. Moreover, it is necessary to explore connections between the performa­tive and narrative characteristics of utterances. New literary contexts and the alarmist forms of narrative peculiar to Jirgl’s writing urge the translator to develop specific professional skills and philological competencies.

Список литературы

Баскакова Т. Сотворение мифа из сора повседневности: Райнхард Йиргль и его истории о Крови, Сексе & Смерти // Митин журнал. 2005. Вып 62. С. 128—172.

Голосовкер Я. Э. Имагинативный абсолют // Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. С. 114—165.

Benjamin W. On Language as Such and on the Language of Man. Early Writings. Cambridge, 2011.

Böttiger H. Buchstaben-Barrikaden. Von Reinhard Jirgls Anfängen bis hin zu „Die Stile“ — ein in sich stimmiger ästhetischer Kosmos // Text+Kritik. H. 189. Mün­chen, 2011. S. 14—24

Danneman K. Der blutig=obszön=banale 3-Groschen-Roman namens Geschichte. Gesellshafts- und Zivilisationskritik in den Romanen Reinhard Jirgls. Würzburg, 2009.

De Winde A. Palimpsest der Gespenster: Intertextualität, Genealogie und Spektra­lität im Werk von Reinhard Jirgl : Phil. Diss. Leuven, 2008.

De Winde A. Das hatte ich mal irgendwo gelesen. Überlegungen zu Reinhard Jirgls Esseyismus // Text+Kritik. H. 189. München, 2011. S. 86—97.

Demir M. I. Poetologie der Ränder. Kulturpoetische Dimension performativer Schreibverfahren in Reinhard Jirgls Genealogie des Tötens. Würzburg, 2016.

Eco U. Interpretation and Overinterpretation: World, History, Texts (The Tanner lectures on human values). Cambridge, 1990. URL: https://tannerlectures.utah. edu/_documents/a-to-z/e/Eco_91.pdf (дата обращения: 15.08.2021).

Flüsser V. Die Schrift. Hat Schreiben Zukunft? Frankfurt a/M, 1992.

Grimm E. Die Lebensläufe Reinhard Jirgls. Techniken des melotraumatischen In­szenierung // Reinhard Jirgl. Perspektiven, Lesearten, Kontexte / hrsg. von D. Clar­ke, A. De Winde. Amsterdam ; N. Y., 2007. S. 197—226.

Henschel G. Dreck u Speck u Kehricht. Über den Wortkünstler Reinhard Jirgl // Titanic. 1999. Nov. URL: https://www.titanic-magazin.de/heft/1999/november/ henschel-schmirgl-jirgl/ (дата обращения: 15.08.2021).

Jirgl R. Im offenen Meer. Schichtungsroman. Hamburg ; Zürich, 1991.

Jirgl R. Das poetische Vermögen des alphanummerischen Codes in der Prosa. Es­say // Jirgl R. Gewitterlicht. Hannover, 2002. S. 78—84.

Jirgl R. Die wilde und die gezähmte Schrift. Eine Arbeitsübersicht // Jirgl R. Land und Beute. Aufsätze aus den Jahren 1996 bis 2006. München, 2008. S. 92—122.

Kleinschmidt E. Schreiblektüren. Zur transformativen Poetik H. C. Artmanns // Sammeln und Lesen. Die Kölner H. S. Artmann — Sammlung Knupfer: Lektüren / hrsg. von E. Kleinschmidt, W. Schmitz. Köln, 2006. S. 214—237.

Magerski Ch. Trostlose Landschaft mit Literat. Kritische Bemerkungen zum Ver­such der Inszenierung einer literarischen Nullstunde nach 1989 am Beispiel Reinhard Jirgls // Glossen: german Literature and Culture after 1945. 2001. H. 13. URL: http://www2.dickinson.edu/glossen/heft13/trostloselandschaft.html (дата обра­ще­ния: 15.08.2021).

Papst S. Text-Theater. Zur Form der früheren Prosa Reinhards Jirgls // Text+Kri­tik. H. 189. München, 2011. S. 25—37.

Seibt G. Gehege des Absterbens. Reinhard Jirgls DDR-Metamorphosen // Frank­furter Allgemeine Zeitung. 1995. № 105 (Nov. 6).