Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download an article

Поэма Ч. Милоша «Теологический трактат» в контексте ре­лигиозного мировоззрения Ф. М. Достоевского

Czesław Miłosz’s “Theological treatise” in the context of Fyodor Dostoevsky’s religious worldview
DOI
10.5922/2225-5346-2021-4-6
Страницы / Pages
107-122

Аннотация

Исследуется религиозно-философский диалог Милоша с Достоевским. Анализиру­ется антиномическое содержание поэмы Милоша «Теологический трактат» в кон­тексте христоцентрической картины мира Достоевского, проблем религиозно-ере­ти­ческих учений раннего христианства, вызывающих интерес Милоша на протя­жении все­го его творческого пути, и богословской проблемы апокатастасиса, по-своему реша­е­мой в творчестве как Достоевского, так и Милоша. Также осмысливает­ся вклад Ми­ло­ша-эссеиста в исследование актуальных проблем сравнительного досто­евсковедения (Достоевский — Мицкевич и Достоевский — Сведенборг). Делается вы­вод о том, что идейную основу «Теологического трактата» составляет проблема диа­лектического соотношения веры и истины, с которым связано обращение Милоша к «символу веры» Достоевского из его знаменитого письма Н. Д. Фонвизиной. Подобно Достоевскому, Ми­лош подвергает критике естественно-научное представление об истине в ее обез­личенном и, следовательно, обесчеловеченном варианте, воспринимае­мой автором «Теологического трактата» как инструмент «дьявольской теологии». В диалоге с традициями русской религиозной философии, и прежде всего с наследием Достоевско­го, Милош обращается к Апокалипсису, в котором для него наиболее эсте­тически зна­чимой является идея восстановления райского бытия. Однако, в отличие от Достоев­ского, концепция жизни после смерти в «Теологическом трактате» не сво­бодна от пессимизма и скептицизма. В этом отношении Милош склоняется к миро­воз­зрен­ческой парадигме Запада, а концепция «Теологического трактата» вбирает в себя идеи неверующих героев Достоевского.

Abstract

The article investigates a religious and philosophical dialogue of Miłosz and Dostoevsky. The antinomic content of Miłosz's poem “Theological Treatise” is analyzed in the context of Dostoevsky's Christocentric worldview, as well as religious and heretical teachings of early Christianity, which aroused Milosz's interest throughout his career. In their works, Dostoev­sky and Miłosz explored the theological problem of apoсatastasis and offered their interpreta­tion of it. The paper also examines Miłosz’s contribution as an essayist to the comparative study of Dostoevsky's works (Dostoevsky — Mickiewicz and Dostoevsky — Swedenborg). The ideological basis of “Theological Treatise” is the dialectical relationship between faith and truth, which is associated with Miłosz's appeal to Dostoevsky's ‘creed’ from his famous letter to Fonvisina. Like Dostoevsky, Miłosz criticizes the natural-scientific concept of truth in its depersonalized and, therefore, dehumanized version, which seems to the author of “Theologi­cal Treatise” as an instrument of ‘devilish theology’. In a dialogue with the traditions of Rus­sian religious philosophy, and above all with Dostoevsky’s legacy, Miłosz turns to the Apoca­lypse, in which the most aesthetically significant the idea for him is that of ​​restoring paradisi­acal existence. However, unlike Dostoevsky, the concept of life after death in “Theological Treatise” is not free from pessimism and skepticism. Miłosz is inclined towards the ideological paradigm of the West, and the concept of “Theological Treatise” includes the ideas of Dosto­evsky's unbelieving heroes.

Список литературы

Архипова А. В. Достоевский и Адам Мицкевич // Достоевский. Материалы и исследования. 11. СПб., 1994. С. 13—27.

Бердяев Н. А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 250—289.

Бердяев Н. А. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд I. Учение об Ungrund // Путь. 1930. № 20. С. 47—79. URL: odinblago.ru/path/20/21 (дата обращения: 23.01.2021).

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 7—145.

Гачева А. Г. Проблема всеобщности спасения в романе «Братья Карамазовы» (в контексте эсхатологических идей Н. Ф. Федорова и В. С. Соловьева) // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007. С. 226—282.

Горбаневская Н. Мой Милош. М., 2012.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л., 1972—1990.

Иустин (Попович), преподобный. Достоевский о Европе и славянстве. М. ; СПб., 2002.

Мальцев Л. А. Драма «Дон Карлос» Ф. Шиллера в переводе А. Мицкевича и в контексте легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского // Вестник БФУ им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2018. № 1. С. 79—83.

Милош Ч. Второе пространство. Орфей и Эвридика: Поэмы, стихотворения / пер. А. Ройтмана. СПб., 2010.

Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния / пер. С. Н. Муравьева // Ше­стов Л. И. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пу­стыне). М., 1992. С. I—XVI.

Рогалев А. Ф. Свидригайлов и Свидригайло: литературный персонаж и ли­товский князь // Вопросы литературы. 2013. № 4. С. 463—469.

Сараскина Л. И. Америка как миф и утопия в творчестве Достоевского // Русский путь. URL: https://www.rp-net.ru/book/OurAutors/saraskina/amerika. php (дата обращения: 23.01.2021).

Сузи В. Н. Об апокатастасисе и христианской антропологии у Достоевского и в патристике (к постановке вопроса) // Литература и история. XIX век. М., 2016. С. 193—200.

Тихомиров Б. Н. Достоевский и трактат Э. Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде» // Неизвестный Достоевский. 2016. № 3. С. 92—127.

Тоичкина А. В. Сковорода, Коменский, Сведенборг и Достоевский в работах Д. И. Чижевского о мистиках // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Вып. 18. С. 145—156.

Balbus S. Budowanie przestrzeni “Traktatu teologicznego” // Miłosz i Miłosz. Kraków, 2013. S. 191—205.

Franaszek A. Miłosz. Biografia. Kraków, 2011.

Kaźmierczyk Z. Wschodnia świadomość zła według Miłosza // Acta Polono-Ruthenica. 2016. XXI. S. 175—183.

Mickiewicz A. Pan Tadeusz. Warszawa, 1985.

Mickiewicz A. Rozprawa o Jakóbie Boehmem. Warszawa, 1898.

Miłosz Cz. Rodzinna Europa. Warszawa, 1990.

Miłosz Cz. Rosja. Widzenia transoceaniczne : w 2 t. Warszawa, 2010—2011.

Miłosz Cz. Wiersze : w 5 t. Kraków-Wrocław, 1985. T. 2.

Mnich R. Дмитрий Чижевский и Польша // Studia Rossica XXII. Polska — Rosja: dialog kultur. Warszawa, 2012. S. 311—320.

Szymik J. Apokatastasis w pismach Czesława Miłosza. Teologiczny wymiar sen­su. URL: https://teologiapolityczna.pl/ks-jerzy-szymik-apokatastasis-w-pismach-mi losza-teologiczny-wymiar-sensu (дата обращения: 23.01.2021).

Fiut A. Pragnienie wiary // Tygodnik Powszechny. 25.11.2001. Nr 11-12 (60-61). S. 9.

Miłosz Cz. Wstęp // Tygodnik Powszechny. 25.11.2011. Nr 11-12 (60-61). S. 9.