Поэма Ч. Милоша «Теологический трактат» в контексте религиозного мировоззрения Ф. М. Достоевского
Czesław Miłosz’s “Theological treatise” in the context of Fyodor Dostoevsky’s religious worldview- DOI
- 10.5922/2225-5346-2021-4-6
- Страницы / Pages
- 107-122
Аннотация
Исследуется религиозно-философский диалог Милоша с Достоевским. Анализируется антиномическое содержание поэмы Милоша «Теологический трактат» в контексте христоцентрической картины мира Достоевского, проблем религиозно-еретических учений раннего христианства, вызывающих интерес Милоша на протяжении всего его творческого пути, и богословской проблемы апокатастасиса, по-своему решаемой в творчестве как Достоевского, так и Милоша. Также осмысливается вклад Милоша-эссеиста в исследование актуальных проблем сравнительного достоевсковедения (Достоевский — Мицкевич и Достоевский — Сведенборг). Делается вывод о том, что идейную основу «Теологического трактата» составляет проблема диалектического соотношения веры и истины, с которым связано обращение Милоша к «символу веры» Достоевского из его знаменитого письма Н. Д. Фонвизиной. Подобно Достоевскому, Милош подвергает критике естественно-научное представление об истине в ее обезличенном и, следовательно, обесчеловеченном варианте, воспринимаемой автором «Теологического трактата» как инструмент «дьявольской теологии». В диалоге с традициями русской религиозной философии, и прежде всего с наследием Достоевского, Милош обращается к Апокалипсису, в котором для него наиболее эстетически значимой является идея восстановления райского бытия. Однако, в отличие от Достоевского, концепция жизни после смерти в «Теологическом трактате» не свободна от пессимизма и скептицизма. В этом отношении Милош склоняется к мировоззренческой парадигме Запада, а концепция «Теологического трактата» вбирает в себя идеи неверующих героев Достоевского.
Abstract
The article investigates a religious and philosophical dialogue of Miłosz and Dostoevsky. The antinomic content of Miłosz's poem “Theological Treatise” is analyzed in the context of Dostoevsky's Christocentric worldview, as well as religious and heretical teachings of early Christianity, which aroused Milosz's interest throughout his career. In their works, Dostoevsky and Miłosz explored the theological problem of apoсatastasis and offered their interpretation of it. The paper also examines Miłosz’s contribution as an essayist to the comparative study of Dostoevsky's works (Dostoevsky — Mickiewicz and Dostoevsky — Swedenborg). The ideological basis of “Theological Treatise” is the dialectical relationship between faith and truth, which is associated with Miłosz's appeal to Dostoevsky's ‘creed’ from his famous letter to Fonvisina. Like Dostoevsky, Miłosz criticizes the natural-scientific concept of truth in its depersonalized and, therefore, dehumanized version, which seems to the author of “Theological Treatise” as an instrument of ‘devilish theology’. In a dialogue with the traditions of Russian religious philosophy, and above all with Dostoevsky’s legacy, Miłosz turns to the Apocalypse, in which the most aesthetically significant the idea for him is that of restoring paradisiacal existence. However, unlike Dostoevsky, the concept of life after death in “Theological Treatise” is not free from pessimism and skepticism. Miłosz is inclined towards the ideological paradigm of the West, and the concept of “Theological Treatise” includes the ideas of Dostoevsky's unbelieving heroes.
Список литературы
Архипова А. В. Достоевский и Адам Мицкевич // Достоевский. Материалы и исследования. 11. СПб., 1994. С. 13—27.
Бердяев Н. А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 250—289.
Бердяев Н. А. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд I. Учение об Ungrund // Путь. 1930. № 20. С. 47—79. URL: odinblago.ru/path/20/21 (дата обращения: 23.01.2021).
Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 7—145.
Гачева А. Г. Проблема всеобщности спасения в романе «Братья Карамазовы» (в контексте эсхатологических идей Н. Ф. Федорова и В. С. Соловьева) // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007. С. 226—282.
Горбаневская Н. Мой Милош. М., 2012.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л., 1972—1990.
Иустин (Попович), преподобный. Достоевский о Европе и славянстве. М. ; СПб., 2002.
Мальцев Л. А. Драма «Дон Карлос» Ф. Шиллера в переводе А. Мицкевича и в контексте легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского // Вестник БФУ им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2018. № 1. С. 79—83.
Милош Ч. Второе пространство. Орфей и Эвридика: Поэмы, стихотворения / пер. А. Ройтмана. СПб., 2010.
Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния / пер. С. Н. Муравьева // Шестов Л. И. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. С. I—XVI.
Рогалев А. Ф. Свидригайлов и Свидригайло: литературный персонаж и литовский князь // Вопросы литературы. 2013. № 4. С. 463—469.
Сараскина Л. И. Америка как миф и утопия в творчестве Достоевского // Русский путь. URL: https://www.rp-net.ru/book/OurAutors/saraskina/amerika. php (дата обращения: 23.01.2021).
Сузи В. Н. Об апокатастасисе и христианской антропологии у Достоевского и в патристике (к постановке вопроса) // Литература и история. XIX век. М., 2016. С. 193—200.
Тихомиров Б. Н. Достоевский и трактат Э. Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде» // Неизвестный Достоевский. 2016. № 3. С. 92—127.
Тоичкина А. В. Сковорода, Коменский, Сведенборг и Достоевский в работах Д. И. Чижевского о мистиках // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Вып. 18. С. 145—156.
Balbus S. Budowanie przestrzeni “Traktatu teologicznego” // Miłosz i Miłosz. Kraków, 2013. S. 191—205.
Franaszek A. Miłosz. Biografia. Kraków, 2011.
Kaźmierczyk Z. Wschodnia świadomość zła według Miłosza // Acta Polono-Ruthenica. 2016. XXI. S. 175—183.
Mickiewicz A. Pan Tadeusz. Warszawa, 1985.
Mickiewicz A. Rozprawa o Jakóbie Boehmem. Warszawa, 1898.
Miłosz Cz. Rodzinna Europa. Warszawa, 1990.
Miłosz Cz. Rosja. Widzenia transoceaniczne : w 2 t. Warszawa, 2010—2011.
Miłosz Cz. Wiersze : w 5 t. Kraków-Wrocław, 1985. T. 2.
Mnich R. Дмитрий Чижевский и Польша // Studia Rossica XXII. Polska — Rosja: dialog kultur. Warszawa, 2012. S. 311—320.
Szymik J. Apokatastasis w pismach Czesława Miłosza. Teologiczny wymiar sensu. URL: https://teologiapolityczna.pl/ks-jerzy-szymik-apokatastasis-w-pismach-mi losza-teologiczny-wymiar-sensu (дата обращения: 23.01.2021).
Fiut A. Pragnienie wiary // Tygodnik Powszechny. 25.11.2001. Nr 11-12 (60-61). S. 9.
Miłosz Cz. Wstęp // Tygodnik Powszechny. 25.11.2011. Nr 11-12 (60-61). S. 9.