Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Самозванство как проблема референции: семиотика имени в «Борисе Годунове»

Imposture as a problem of reference: semiotics of the name in Boris Godunov
DOI
10.5922/2225-5346-2021-2-4
Страницы / Pages
53-77

Аннотация

Автор продолжает рассматривать механизмы представления себя как другого и другого — как себя. В данной связи описываются нетривиальные особенности семан­тики имени собственного. На материале анализа контекстов ненадлежащего упо­требления имени в ситуации самозванства, описанных в трагедии Пушкина «Борис Годунов», анализируются семиотические механизмы преобразования и присвоения идентичности. Показано, что интуиция Пушкина позволила ему увидеть те пробле­мы, которые возникли в аналитической философии имени второй половины ХХ века. Пушкин последовательно создает контексты, в которых проверяются условия прием­лемости или неприемлемости отклоняющихся употреблений. Эти особенности, с одной стороны, позволяют предложить дополнительное, логико-семантическое изме­рение для интерпретации «Бориса Годунова», а с другой — существенно уточняют имеющиеся теории имени собственного, показывая их возможные нетривиальные, а в некоторых случаях проблематичные следствия. В то же время логико-семантический анализ позволяет выявить механизмы самозванства и коммуникативные условия для его успешности.

Abstract

In this article, we continue to address the mechanisms of presenting oneself as another and another as oneself. In this regard, non-trivial features of the semantics of a proper name are described. Based on the analysis of contexts of inappropriate use of a name in a situation of imposture, described in Pushkin's tragedy Boris Godunov, the author considers semiotic mechanisms of transformation and assignment of identity. The article shows that Pushkin's intuition allowed him to see the problems that arose in the analytical philosophy of the name of the second half of the 20th century. Pushkin consistently creates contexts in which the con­ditions of acceptability or unacceptability of deviating uses are tested. On the one hand, these features allow the author to offer an additional, logical and semantic dimension for the inter­pretation of the tragedy Boris Godunov. On the other hand, they significantly clarify the ex­isting theories of the proper name, showing their possible non-trivial, and in some cases, prob­lematic consequences. Simultaneously, the logical-semantic analysis makes it possible to iden­tify the mechanisms of imposture and the communicative conditions for its success.

Список литературы

Арканникова М. С. Самозванство как объект социально-политологического анализа // Философские науки. 2009. № 12. C. 27—44.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

Витгенштейн Л. Философские исследования // Языки как образ мира. М. ; СПб., 2003. С. 220—546.

Гофман Э. Т. А. Серапионовы братья / пер. А. Соколовского // Серапионо­вы братья: Э. Т. А. Гофман. «Серапионовы братья» ; «Серапионовы братья» в Петрограде : антология / сост. А. А. Гугнина. М.., 1994. С. 41—596.

Золян С. Т. «Я» поэтического текста: семантика и прагматика // Тынянов­ский сборник. Рига, 1988. Вып. 3.

Золян С. Т. «Вот я весь…» — к анализу «Гамлета» Бориса Пастернака // Дау­гава. 1988. № 11. С. 97—104.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. «Се яз раб Божий...» Многоименность как фактор и факт древнерусской культуры. СПб., 2020а.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Подлинные и мнимые имена Бориса Годуно­ва // Slověne. 2020б. Vol. 9, № 1. C. 185—231.

Оруэлл Дж. 1984 // Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет : роман и художе­ственная публицистика / пер. В. Голышева ; сост. В. С. Муравьев. М., 1989. С. 22—220.

Пушкин А. С. Полн. собр соч. : в 16 т. М. ; Л., 1941. Т. 14 : Переписка. 1828—1831.

Пушкин А. С. Борис Годунов // Полн. собр. соч. : в 16 т. М. ; Л., 1948. Т. 7 : Драматические произведения. С. 1—98; 263—302.

Пушкин А. С. Уединенный домик на Васильевском // Полн. собр. соч. : в 10 т. Л., 1979. Т. 9. С. 351—373.

Самозванцы и самозванчество в Московии : матер. междунар. науч. семинара (25 мая 2009 г., Будапешт). Будапешт, 2010.

Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепь­ев. Новосибирск, 1990.

Смирнов И. П. Самозванство и философия имени // Звезда. 2004. № 3. URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=35 (дата обращения: 10.09.2020).

Тульчинский Г. Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб., 1996.

Тульчинский Г. Л. Философия поступка: самоопределение личности в совре­менном обществе». СПб., 2020а.

Тульчинский Г. Л. Argumentum ad morti в дискурсе насилия; семантика и прагматика «радикальной» аргументации // Слово.ру: балтийский акцент. 2020б. Т. 11, № 4. С. 58—64.

Успенский Б. А. Царь и самозванец: культурный феномен // Избр. труды. М., 1994. Т. 1. С. 75—109.

Успенский Б. А. Мена имен в России и исторической и семиотической пер­спективе // Избр. тр. М., 1996. Т. 2. С. 187—202.

Чистов В. К. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XVIII вв. М., 1966.

Hintikka J. The Semantics of Modal Notions and the Indeterminacy of Ontology // Semantics of Natural Language. Synthese / eds. D. Davidson, G. Harman. Vol. 40. Dordrecht, 1972.

Kripke S. Naming and Necessity. Cambridge, МА, 1980.

Lewis D. Counterfactuals. Oxford, 1973.

Lewis D. Counterpart Theory and Quantified Modal Logic // Journal of Philoso­phy. 1968. Vol. 65 (5). P. 113—126.

Ricœur P. Interpretation theory: discourse and the surplus of meaning. Texas, 1976.

Wittgenstein L. Philosophische Untersuchungen. Philosophical investigations / transl. by G. E. M. Anscombe, P. M. S. Hacker and J. Schulte. Chichester, 2009.

Reference

Arkannikova, M. S., 2009. Imposture as an object of socio-political analysis. Filo­sofskie nauki [Philosophical Sciences], 12, pp. 27—44 (in Russ.).

Benveniste, E., 1974. Obshchaya lingvistika [General linguistics]. Moscow (in Russ.).

Chistov, V. K., 1996. Russkie narodnye sotsial'no-utopicheskie legendy XVII—XVIII vv. [Russian folk socio-utopian legends of the 17th—18th centuries]. Moscow (in Russ.).

Hintikka, J., 1972. The Semantics of Modal Notions and the Indeterminacy of On­tology. In: D. Davidson and G. Harman, eds. Semantics of Natural Language. Synthese. Vol. 40. Dordrecht.

Hoffmann, E. T. A., 1994. Serapion brothers. In: A. A. Gugnina, ed. «Serapionovy brat'ya» v Petrograde: antologiya [The Serapion Brothers in Petrograd: Anthology]. Mos­cow, pp. 41—596 (in Russ.).

Kripke, S., 198. Naming and Necessity. Cambridge, МА.

Lewis, D., 1968. Counterpart Theory and Quantified Modal Logic. Journal of Phi­losophy, 65 (5), pp. 113—126.

Lewis, D., 1973. Counterfactuals. Oxford.

Litvina, A. F. and Uspenskii, F. B., 2020a. «Se yaz rab Bozhii...» Mnogoimennost' kak faktor i fakt drevnerusskoi kul'tury [«Behold the servant of God...» Multiple names as a factor and fact of ancient Russian culture]. St. Petersburg (in Russ.).

Litvina, A. F. and Uspenskii, F. B., 2020b. The real and imaginary names of Boris Godunov. Slověne, 9 (1), pp. 185—231 (in Russ.).

Orwell, J., 1984. Oruell Dzh. «1984» i esse raznykh let: roman i khudozhestvennaya publitsistika [Orwell J. «1984» and essays of different years: a novel and artistic jour­nalism]. Translated by V. Golysheva. Moscow, pp. 22—220 (in Russ.).

Pushkin, A. S., 1828—1831. Poln. sobr soch.: v 16 t. [Complete works: in 16 volu­mes]. Vol. 14: Correspondence. Moscow; Leningrad (in Russ.).

Pushkin, A. S., 1979. Secluded house on Vasilievsky. In: Poln. sobr soch.: v 10 t. [Complete works: in 10 volumes]. Vol. 9. Leningrad, pp. 351—373 (in Russ.).

Ricœur, P., 1976. Interpretation theory: discourse and the surplus of meaning. Texas.

Skrynnikov, R. G., 1990. Samozvantsy v Rossii v nachale XVII veka. Grigorii Otrep'ev [Impostors in Russia at the beginning of the 17th century. Grigory Otrepiev]. Novo­sibirsk (in Russ.).

Smirnov, I. P., 2004. Imposture and philosophy of the name. Zvezda [Star]. Avai­lable at: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=35 [Accessed 10 September 2020] (in Russ.).

Szvák, G., ed., 2010. Samozvantsy i samozvanchestvo v Moskovii: materialy mezhdu­narodnogo nauchnogo seminara [Impostors and impostors in Muscovy: international scientific seminar proceedings]. 25 May 2009. Budapest (in Russ.).

Tul'chinskii, G. L., 1996. Samozvanstvo. Fenomenologiya zla i metafizika svobody [Im­posture. The phenomenology of evil and the metaphysics of freedom]. St. Petersburg (in Russ.).

Tul'chinskii, G. L., 2020a. Filosofiya postupka: samoopredelenie lichnosti v sovremen­nom obshchestve [Philosophy of action: self-determination of personality in modern society]. St. Petersburg (in Russ.).

Tul'chinskii, G. L., 2020b. Argumentum ad morti in the discourse of violence; semantics and pragmatics of «radical» argumentation. Slovo.ru: Baltic accent, 11 (4), pp. 58—64 (in Russ.).

Uspenskii, B. A., 1994. Tsar and impostor: a cultural phenomenon. In: Izbrannye Trudy [Selected Works]. Vol. 1. Moscow, pp. 75—109 (in Russ.).

Uspenskii, B. A., 1996. Change of Names in Russia and a Historical and Semiotic Perspective. In: Izbrannye Trudy [Selected Works]. Vol. 2. Moscow, pp. 187—202 (in Russ.).

Wittgenstein, L., 1958. Philosophical investigations. Translated by G. E. M. Anscom­be. Oxford.

Wittgenstein, L., 2003. Philosophical research. In: M. Müller et al., eds. Yazyki kak obraz mira [Languages as an image of the world]. Moscow; St. Petersburg, pp. 220—546 (in Russ.).

Zolyan, S. T., 1988a. «I» of the poetic text: semantics and pragmatics. In: Tynya­nov­skii sbornik [Tynyanov collection]. Vol. 3. Riga (in Russ.).

Zolyan, S. T., 1988b. «Here I am all...» — to the analysis of «Hamlet» by Boris Pasternak. Daugava, 11, pp. 97—104 (in Russ.).