Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Цифровой сторителлинг и микронарративы — новые фор­мы репрезентации персонального опыта и коллективного творчества

Digital storytelling and micro-narratives — new forms of rep­re­sen­tation of personal experience and collective creativity
DOI
10.5922/2225-5346-2021-2-3
Страницы / Pages
45-52

Аннотация

Проанализировано влияние цифровых технологий на способы повествования. Со­здавая новые информационные потоки персонализированных историй с открытыми сюжетными линиями в пространстве виртуальной медиасреды, автор разделяет про­цесс создания истории с другими участниками цифрового мира. Под влиянием гипер­текстовой системы перекрестных ссылок трансформируются способы взаимодей­ствия автора и аудитории, а каждый участник данного процесса выступает не толь­ко сотворцом, но и соавтором множества повествований. Сами же нарративы, транс­лирующие персонализированное оценочное (часто псевдоэкспертное) мнение в публич­ное пространство, приобретают всё бóльшую эмоциональную окраску в ущерб содер­жанию. Бесконечно увеличивая информационный поток и погружая всех его участни­ков в интерактивный мир эмоциональных коллективных метанарративов собранных из осколочных фрагментов индивидуальных историй, пользователи формируют еди­ный цифровой контент. Маркируя свои рассказы, они соотносят их с большими те­матическими кластерами однородной информации, включают свой индивидуальный опыт в единое пространство коллективного повествования. Находясь в процессе по­стоянного сотворчества, пользователи конструируют свой виртуальный мир, напол­няя его микронарративными историями коллективного творчества, в последующем самостоятельно живущими в цифровом пространстве. Таким образом, искусственно созданная виртуальная информационная среда постоянно умножается за счет воспро­изводства гипертекстуальных историй всеми участниками сторителлинга и в ре­зультате начинает воспроизводить сама себя.

Abstract

The article analyses the impact of digital technologies on storytelling. By creating new information streams of personalised stories with open storylines in the virtual media envi­ronment, the author shares the process of writing a story with other participants in the digital world. The interaction between the author and the audience is transformed under the influ­ence of the hypertext system of cross-references. Each participant in this creative process acts not only as a co-creator, but also as a co-author of many narratives. The narratives, which translate personalized evaluative and often pseudo-expert opinions into the public space, are becoming increasingly emotional to the detriment of the content. Constantly increasing the information flow and immersing its participants in the interactive world of emotional collec­tive meta-narratives composed of fragments of individual stories, the users build a single digi­tal content. By labelling their stories, they relate them to large thematic clusters of homogene­ous information, including their individual experiences in a single space of collective story­telling. Participating in the process of constant co-creation, users construct their own virtual world, filling it with micro-narrative stories of collective creativity, subsequently living inde­pendently in the digital space. The artificially created virtual information environment is constantly multiplying due to the reproduction of hypertextual stories by all participants of storytelling and, as a result, it begins to reproduce itself.

Список литературы

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр. ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 1989.

Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А. В. Гасилина. М., 2019.

Еникеев А. А. Проблема чтения и письма в контексте поэтики и прагматики философского текста // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 122. С. 867—887.

Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, пи­сателей и не только / пер. с англ. М., 2013.

Мошкина O. B. Интернет как тренинг интерактивности // Вестник Бурят­ского государственного университета. 2014. № 14-2. С. 111—114.

Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности : монография. Омск, 2002.

Сумская А. С. Transmedia storytelling в маркетинговых PR коммуникациях // Вестник Челябинского университета. 2016. № 13. С. 117—124.

Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. СПб. ; М., 2005.

Jenkins H. Transmedia Storytelling 101 [2007]. URL: http://henryjenkins.org/ blog/2007/03/transmedia_storytelling_101.html (дата обращения: 09.12.2020).

Jenkins H. Transmedia storytelling and entertainment. An annotating syllabus // Continuum. Journal of Media & Cultural Studies. 2011. Vol. 24, № 6. P. 43—58.

Lévy P. Cyberculture. Minneapolis, 2001.

Reference

Barthes, R., 1989. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika [Selected works: Semiotics: Poetics]. Translated from French by G. K. Kosikov. Moscow (in Russ.).

Eco, U., 2005. Rol' chitatelya: issledovaniya po semiotike teksta [The role of the reader: studies in the semiotics of the text]. St. Petersburg (in Russ.).

Enikeev, A. A., 2016. The problem of reading and writing in the context of poe­tics and pragmatics of the philosophical text. Nauchnyi zhurnal KubGAU [Scientific Journal of KubGAU], 122, pp. 867—887 (in Russ.).

Jenkins, G., 2019. Konvergentnaya kul'tura. Stolknovenie starykh i novykh media [Convergent culture. The clash of old and new media]. Translated from English by A. V. Gasilina. Moscow (in Russ.).

Jenkins, H., 2007. Transmedia Storytelling 101. Available at: http://henryjenkins. org/blog/2007/03/transmedia_storytelling_101.html [Accessed 9 December 2020].

Jenkins, H., 2011. Transmedia storytelling and entertainment. An annotating syllabus. Continuum. Journal of Media & Cultural Studies, 24 (6), pp. 43—58.

Lévy, P., 2001, Cyberculture. Minneapolis.

McKee, R., 2013. Istoriya na million dollarov: Master-klass dlya stsenaristov, pisatelei i ne tol'ko [A Million Dollar Story: A Masterclass for Screenwriters, Writers and Mo­re]. Moscow (in Russ.).

Moshkina, O. B., 2014. Internet as an interactivity training. Vestnik Buryatskogo go­su­darstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 14 (2), pp. 111—114 (in Russ.).

Orekhov, S. I., 2002. Poisk virtual'noi real'nosti: monografiya [Search for virtual re­ality: monograph]. Omsk (in Russ.).

Sumskaya, A. S., 2016. Transmedia storytelling in marketing PR communica­tions. Vestnik Chelyabinskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state Universi­ty], 13 (395), pp. 117—124 (in Russ.).