Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download an article

Феноменология «мировой отзывчивости» Пушкина (на материале «Сцены из Фауста», «Пира во время чумы», «Странника»)

The phenomenology of Pushkin’s ‘universal sympathy (based on ‘Аscene from ‘Faust’, ‘The feast in the time of plague’, and ‘the Wanderer’)

Аннотация

Предпринята попытка приблизиться к раскрытию того, что Достоевский ха­рактеризует как «некую великую тайну» Пушкина, обладавшего, по его слову в очерке «Пушкин», «способностью мировой отзывчивости». Тайна Пушкина рассматривает­ся в контексте общекультурной проблемы основных онтологических предикатов, определивших культурные коды тех литературных миров, которые нашли свое отра­жение в его творческой судьбе. Методологический подход основан на концепции В. С. Непомнящего о поэтологической динамике творчества Пушкина в поле напряже­ния между рождественским и пасхальным метакодами, определяющими характер раз­решения важнейшей в христианстве проблемы коррелятов в диастеме «Бог — чело­век». Делается вывод о том, что в художественной феноменологии трагедии «Фауст» Гёте, поэмы «Город чумы» Джона Вильсона и аллегорического романа Джона Беньяна «Путь паломника» Пушкин в духовно-поэтическом приобщении к их текстам распо­знает опасности «тайны беззакония», связанные с идеями гностицизма. Подчеркива­ется, что Пушкину в его «способности мировой отзывчивости» удалось отразить эти опасности, получившие свое противоречивое и драматичное проявление как в судьбе, так и в поэзии Пушкина. Затрагивается проблема герменевтики поэзии и ее взаимодействия с герменевтикой веры в контексте эсхатологических задач Запада и России, определивших специфику их культурных кодов.

Abstract

This article attempts to approach the discovery of what Dostoevsky called Pushkin’s ‘great secret’. In his essay ‘Pushkin’, Dostoevsky wrote that the poet had ‘a capacity for uni­versal sympathy’. The ‘secret’ of Pushkin is analysed in this article in the context of the gen­eral cultural problem of fundamental ontological predicates, which determined the main cul­tural codes of the literary worlds reflected in the poet’s oeuvre. The methodological approach is based on Valentin Nepomnyashchiy’s concept of the poetic momentum of Pushkin’s literary work, which is always in the stress field between the Christmas and Easter meta-codes. This field dictates the solution to the main Christian problem of correlations in the dialogue be­tween God and the human being. It is concluded that Pushkin was aware of the dangers of ‘the mystery of iniquity’, which is closely connected with the ideas of Gnosticism when par­taking spiritually and poetically of the literary phenomenology of Goethe’s tragedy Faust, John Wilson’s poem ‘The city of the plague’, and John Bunyan’s allegorical novel Pilgrim’s Progress. The article emphasises that Pushkin used his ‘capacity for universal sympathy’ to incorporate those dangers in both life and poetry. The hermeneutics of poetry is also dealt with in its connection to the hermeneutics of faith within the context of Russia’s and Western Eu­rope’s eschatological objectives, which shaped the cultural codes of the two territories.

Список литературы

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников : в 2 т. М., 1974. Т. 2.

Беньян Дж. Путь паломника / пер. с англ. Т. Поповой. СПб., 2006.

Беньян Дж. Путешествие пилигрима / пер. с англ. Н. Бобровой. URL: https:// bookscafe.net/read/benyan_dzhon-puteshestvie_piligrima-256830.html#p10 (дата обращения: 14.08.2019).

Бердяев Н. А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. М., 2006.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Вдовина И. Персоналистское обоснование художественного творчества как онтологического атрибута личности // Проблемы художественного творче­ства. М., 1975. С. 237—264.

Вильсон Дж. Город Чумы / пер. Ю. Верховского, П. Сухотина. М., 1938. URL: http://az.lib.ru/w/wilxson_d/text_1816_the_sity_of_the_plague.shtml (дата обра­щения: 10.07.2019).

Гайворонская А. В. Герменевтика поэтического вдохновения в творчестве А. С. Пушкина // Универсалии русской литературы. 2. Воронеж, 2010. С. 376—389.

Гайденко П. П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалист­ская категория трансценденции // Современный экзистенциализм. М., 1966. С. 77—107.

Гёте И. В. Фауст // Собр. соч. : в 10 т. М., 1976. Т. 2.

Достоевский Ф. М. Пушкин // Собр. соч. : в 10 т. М., 1958. Т. 10. С. 442—459.

Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Соч. : в 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 305—471.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

Манн Т. Германия и немцы // Собр. соч. : в 10 т. М., 1961. Т. 10. С. 303—326.

Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Про­б­лемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М., 1989. С. 112—175.

Непомнящий В. С. Пушкин через двести лет // Пушкинская эпоха и христи­анская культура. Вып. 1—9. СПб., 1991—1996. Вып. 5. С. 74—96.

Непомнящий В. С. Послесловие // Юрьева И. Ю. Пушкин и христианство. М., 1999. С. 247—248.

Пушкин А. С. Собр. соч. : в 10 т. М., 1974—1978.

Разговоры Пушкина. М., 1991.

Россия перед Вторым Пришествием. Пророчества русских святых. М., 2002.

Софроний (Сахаров) иером. Старец Силуан. М., 1991.

Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии // Логос. 1991. № 1. С. 37—47.

Risi A. Machtwechsel auf der Erde. Neuhausen, 1999.



Reference

Vatsuro, V. E., et al., eds., 1974. A. S. Pushkin v vospominaniyakh sovremennikov: v 2 t. [A. S. Pushkin in the memoirs of contemporaries: in 2 vol.]. Vol. 2. Moscow (in Russ.).

Bunyan, J., 2006. Put' palomnika [Pilgrim way]. Translated from English by T. Popova. St. Petersburg (in Russ.).

Bunyan, J., n. d. Puteshestvie piligrima [Pilgrim's Journey]. Translated from English by N. Bobrova. Available at: https://bookscafe.net/read/benyan_dzhon-puteshestvie_ piligrima-256830.html#p10 [Accessed 22 May 2019] (in Russ.).

Berdyaev, N. A., 2006. O naznachenii cheloveka. O rabstve i svobode cheloveka [About the appointment of a person. About slavery and human freedom]. Moscow (in Russ.).

Baudrillard, J., 2000. Simvolicheskii obmen i smert' [Symbolic exchange and death]. Moscow (in Russ.).

Vdovina, I., 1975. Personalistic substantiation of artistic creation as an ontological attribute of personality. In: Anon, ed. Problemy khudozhestvennogo tvorchestva [Prob­lems of artistic creation]. Moscow. pp. 237—264 (in Russ.).

Wilson, J., 1938. Gorod Chumy [The City of the Plague]. Translated by Yu. Ver­khovsky and P. Sukhotin. Moscow. Available at: http://az.lib.ru/w/wilxson_ d/text_1816_the_sity_of_the_plague. shtml [Accessed 10 July 2019] (in Russ.).

Gaivoronskaya, A. V., 2010. Hermeneutics of poetic inspiration in the work of A. S. Pushkin. In: A. A. Faustov and M. Fraize, eds. Universalii russkoi literatury [Uni­versals of Russian literature]. Vol. 2. Voronezh. pp. 376—389 (in Russ.).

Gaidenko, P. P., 1966. Husserl’s intentionality problem and the existentialist cat­egory of transcendence. In: T. I. Oiserman, ed. Sovremennyi ekzistentsializm [Modern existentialism]. Moscow. pp. 77—107 (in Russ.).

Goethe, I. V., 1976. Faust. In: A. Anikst and B. Wilmont, eds. I. V. Goethe. Sobranie sochinenii v 10 tomakh [I. V. Goethe. Collected works in 10 volumes]. Vol. 2. Moscow (in Russ.).

Dostoevsky, F. M., 1958. Pushkin. Feature article. In: L. P. Grossman, et al., eds. F. M. Dostoevsky. Sobranie sochinenii v 10 tomakh [F. M. Dostoevsky. Collected works in 10 volumes]. Vol. 10. Goslitizdat. pp. 442—459 (in Russ.).

Ilyin, I. A., 1994. Poyushchee serdtse. Kniga tikhikh sozertsanii. Sochineniya v 2 t. [Singing heart. The book of silent contemplations. Works in 2 vol.]. Vol. 2. Moscow. pp. 305—471 (in Russ.).

Losev, A. F., 1980. Istoriya antichnoi estetiki. Pozdnii ellinizm [The history of ancient aesthetics. Late Hellenism]. Moscow (in Russ.).

Mann, T., 1961. Germaniya i nemtsy. Sobranie sochinenii v 10 tomakh [Germany and the Germans. Collected works in 10 volumes]. Vol. 10. pp. 303—326 (in Russ.).

Mikhailov, A. V., 1989. Baroque poetics: the end of the rhetorical era. In: A. V. Mi­khailov, ed. Problemy istoricheskoi poetiki v istorii nemetskoi kul'tury [Problems of histo­ri­cal poetics in the history of German culture]. Moscow. pp. 112—175 (in Russ.).

Nepomnyashchy, V. S., 1994. Pushkin in two hundred years. Pushkinskaya epokha i khristianskaya kul'tura [Pushkin era and Christian culture], 5, pp. 74—96 (in Russ.).

Nepomnyashchy, V. S., 1999. Afterword. In: I. Yu. Yurieva, ed. Pushkin i khristian­stvo [Pushkin and Christianity]. Moscow. pp. 247—248 (in Russ.).

Pushkin, A. S., 1974—1978. Sobranie sochinenii: v 10 t. [Collected Works: in 10 vo­lumes]. Moscow (in Russ.).

Gessen, S. and Modzalevsky, L., eds., 1991. Razgovory Pushkina [Pushkin's con­versations]. Moscow (in Russ.).

Fomin, S. V., ed., 2002. Rossiya pered Vtorym Prishestviem. Prorochestva russkikh svyatykh [Russia before the Second Coming. Prophecies of Russian Saints]. Moscow (in Russ.).

Sofroniy (Sakharov), hieromonk, 1991. Starets Siluan [Elder Silouan]. Moscow (in Russ.).

Heidegger, M., 1991. Gelderlin and the essence of poetry. Logos, 1, pp. 37—47 (in Russ.).

Risi, A., 1999. Machtwechsel auf der Erde. Neuhausen.