Слово.ру: Балтийский акцент

2023 Том 14 №1

Назад к списку Скачать статью Download the article

Семиотическая репрезентация Минска в романе В. Мартиновича «Мова»

Semiotic representation of Minsk in Viktor Martinovich’s novel “Mova”
DOI
10.5922/2225-5346-2023-1-3
Страницы / Pages
54-65

Аннотация

Цель статьи — выявить принципы организации городского пространства в ро­мане В. Мартиновича «Мова». В силу того, что в основе романа лежит лингвистиче­ская проблема (автор определяет жанр произведения как «лингвистический боевик»), репрезентация города в нем подчиняется языковым моделям и принципам. Главный из таких принципов — изоморфизм части и целого. Общность структуры разных уров­ней романа и романного пространства основана на приеме инверсии. Происходит пе­ремещение ценностных полюсов внутри системы оппозиций на повествовательном, сюжетном и пространственном уровнях (в оппозициях агрессор — жертва, Восток — Запад, центр — периферия, свое — чужое). Изменяется общепринятая структура зон центра и периферии: периферия ассоциируется с упорядоченностью и нормой, а центр связывается с понятиями хаоса, неорганизованности, отклонения. Оппозиция своего и чужого (языка, пространства) выходит на первый план, что объясняется со­циокультурным контекстом белорусской литературы. Центр и периферия структу­рированы по разным культурологическим моделям: центр организован по дуальной модели, а периферии соответствует тернарная модель.

Abstract

The article aims to reveal the principles of urban space organisation in Viktor Marti­novich’s novel “Mova”. Due to the fact that the novel is based on a linguistic problem (the author defines the genre of the novel as a “linguistic thriller”), the representation of the city in the novel is subject to linguistic models and principles. The main of these principles is the isomorphism of the part and the whole. The structural generality of the different levels of the novel and the novel space is based on the technique of inversion. There is a movement of value poles within the system of oppositions, at the level of narrative, plot and space (the aggressor — the victim, the East — the West, the centre — the periphery, one’s own — someone else’s). The generally accepted structure of the zones of the centre and the periphery is changing: the periphery is associated with order and norm, and the centre — with the concepts of chaos, disor­ganization, and deviation. The opposition of one’s own and someone else’s (language, space) comes to the fore, which corresponds to the socio-cultural context of Belarusian litera­ture. The centre and the periphery are structured according to different cultural models: the centre is or­ganized according to the dual model, and the periphery according to the ternary one.

Список литературы

Багушэвіч Ф. Творы. Мінск, 1967.

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б. А. Избр. труды. М., 1996. Т. 1 : Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 338—380.

Марціновіч В. Мова. Мінск, 2021.

Николюк С. Толерантность беларусов: миф и реальность // Belarus Security Blog. 2015. URL: https://bsblog.info/tolerantnost-belarusov-mif-i-realnost/ (дата об­ращения: 02.02.2022).

Свечникова Е. В. Парадокс антиутопии // Человек. Культура. Общество : тез. докл. I Междунар. науч. конф. студентов и аспирантов. Минск, 21—22 мая 2004 г. Минск, 2004. С. 75—78.

Смирнов А. Ю. Антиутопический дискурс в белорусской литературе XX — начала XXI вв. // Русская и белорусская литературы на рубеже XX—XXI вв. : сб. науч. ст. : в 2 ч. Минск, 2010. Ч.1. URL: https://studylib.ru/doc/3974780/smirnov- a.-yu.-antiutopicheskij-diskurs-v-belorusskoj (дата обращения: 10.02.2022).

Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003.

Усовская Э. А. Идентичность сообществ города (на примере Минска) // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2021. № 1. С. 106—118. doi: https://doi.org/10.34680/urbis-2021-1-106-118.

Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2006. Ч. 3.