Слово.ру: Балтийский акцент

2022 Том 13 №4

Назад к списку Скачать статью Download the article

Феодосия как реальный и визуальный текст города (проект И.К. Айвазовского)

Feodosia as a city and a visual text (Aivazovsky Project)
DOI
10.5922/2225-5346-2022-4-4
Страницы / Pages
59-70

Аннотация

В статье описывается габитус Ивана Константиновича Айвазовского как челове­ка «границы», жившего в полифонном городе, где говорили на русском, армянском, ту­рецком языках. Главный тезис статьи заключается в следующем: Айвазовский был не только одаренным художником, но и «дипломатом», ответственным и добропорядоч­ным гражданином, живущим ценностями и проблемами своего города, армянской об­щины и народа. Айвазовский изменил социальное пространство города, (инфра)струк­туру и облик Феодосии. Маринист был настоящим человеком культуры, для которого финансовый капитал служил средством для меценатства, облагораживания города и порождения нового городского текста, городских синтагм. Его творчество было по­рождением Феодосии, но одновременно сам маринист был «продуктом» города / моря. Именно эта «встреча» таланта и духа синергировала транснациональную культуру: «периферия» царской России продуцировала «центральные» тексты имперской поли­тики культурной памяти.

Abstract

The article describes the personality of Ivan K. Aivazovsky, a man of 'frontiers' who lived in a polyphonic city where Russian, Armenian and Turkic were spoken. The message of the article is the following: Aivazovsky was not only a gifted artist but also a diplomat, a responsible and upstanding citizen who appreciated the values of the city and was concerned about its problems, Armenian community and people. Aivazovsky changed the social space of the city, the (infra)structure and the image of Feodosia. The marinist was a man of culture, for whom money was important only as a form of donation and charity, ennobling the city and generating a new urban text and urban syntagmas. His works were a product of Feodosia, but at the same time, the painter’s personality was shaped by the city/sea. It was this combination of talent and the spirit of the place that synergised transnational culture: the periphery of tsarist Russia produced the central texts of the imperial policy of cultural memory.

Список литературы

Аванесов С. С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 10—31. doi: 10.23951/2312-7899-2018-2-10-31

Айвазовский И. К. Первый поезд в Феодосии (1892). Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. URL: https://clck.ru/ajvyc (дата обращения: 16.01.2022).

Айвазовский. Документы и материалы / под ред. З. Г. Башинджагяна. Ере­ван, 1967.

Ангаладян Р. И. К. Айвазовский. Мир как ветер с моря // 21-й век. 2017. № 3 (44). С. 130—134.

Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. Симферополь, 1971.

Берестовская Д. С., Петренко А. П. Архитектурное пространство города: се­мио­тический подход // Урбанистика. 2017. № 1. С. 24—34.

Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Жизнь Айвазовского: повесть / предисл. С. Тю­ляева. Ереван, 1986.

Вершинина И. А. Анри Лефевр: от «права на город» к «урбанистической ре­волюции» // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и поли­тология. 2018. Т. 24, № 2. С. 48—60. doi: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018- 24-2-48-60.

Гаюк И. Я. Исторические взаимосвязи армянских колоний Украины со Свя­той Землей и их отображение в памятниках материальной культуры // Вісник Національної академії керівних кадрів культури і мистецтв. 2015. № 2. С. 39—44.

Корхмазян Э. М. Об одной семье крымских миниатюристов // Историко-фи­лологический журнал. 1968. № 2. С. 184—190.

Петренко А. П. Город как сложная самоорганизующаяся система (на приме­ре Феодосии) // Ученые записки Крымского федерального университета име­ни В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. Т. 1 (67), № 3. С. 157—162.

Петренко А. П. Формирование семиотического текста города Феодосии // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. Т. 3 (69), № 3. С. 134—143.

Ружанский В. Г. Сионистская архитектура первых двух десятилетий XX века: от ориентализма к оксидентализму // Urbis et Orbis. Микроистория и семиоти­ка города. 2021. № 1. С. 172—188. doi: https://doi.org/10.34680/urbis-2021-1-172-188.

Сазонова Н. И. Христианский храм в городском пространстве и коллизия двух концепций города // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 55—69. doi: https://doi. org/10.34680/vistheo-2019-1-55-69.

Сиренко А. С. Киммерийская школа живописи. Константин Богоевский и Ми­хаил Латри // Искусствознание. 2012. № 3-4. С. 390—408.

Степанян А. А., Симян С. Т. Ереван как семиотический текст (опыт рекон­струкции «начала» и «конца» проспекта Маштоца) // Критика и семиотика. 2012. Вып. 16. С. 6—16.

Harvey D. The right to the city // Divided Cities: The Oxford Amnesty Lectures. 2003 / ed. by R. Scholar. Oxford, 2006. Р. 83—103.

Mitchell D. The right to the city: social justice and the fight for public space. N. Y., 2003.